Поиск

Фотопроект «Город на память». 346. Промзона № 11. Складочная улица


За Савёловским вокзалом начиналась территория тяжёлой промышленности — металлургии, металлобработки, машиностроения. Крупные заводы были рассчитаны на плановую социалистическую экономику, оказались наиболее уязвимы в условиях рынка и стали закрываться в первую очередь. Тут очень кстати оказалась лужковская политика вывода из города вредных производств, но почему-то кажется, что мэр заботился не столько об экологии, сколько о коммерческом использовании освобождающихся территорий.

00. Полковая улица. д1. 11.07.17.04. Твердые сплавы..jpg

01. Промзона. Мехзавод Самоточка. 1933...jpg
Механический завод «Самоточка». 1933 год: https://pastvu.com/p/30456 Автор: Б.Игнатович

Московский завод шлифовальных станков (Механический завод «Самоточка») был основан в 1927 году на территории ещё дореволюционного предприятия возле Савёловского (Бутырского) вокзала. С 1879 года завод Э.Альтфатера изготовлял котлы, резервуары для нефти, машины для производства папиросных гильз и укупорки винных бутылок. Позднее Механический и чугунолитейный завод Ю.Штолле производил токарные («Самоточка») и револьверные станки, в первые годы советской власти здесь ремонтировались узкоколейные паровозы и железнодорожные вагоны, выпускались полиграфические машины и различные станки.

В послевоенные годы Московский завод шлифовальных станков превратился в высокотехнологичное производство, к примеру, здесь были изготовлены зеркала для солнечных батарей космической станции «Мир». Завод рос, строились новые корпуса. Продукция экспортировалась в 39 стран мира. К 1998 году производство было свёрнуто, на заводской территории раскинулся гигантский торговый комплекс «Савёловский», а о былых временах напоминает лишь мемориал в память о заводчанах, погибших на войне. Памятник был установлен в 1965 году. В нынешнем «Савёловском» удобно ориентироваться, торговые точки сгруппированы по направлениям — компьютеры и мобильная связь, спорт, детские товары, одежда и обувь. Ассортимент обширный, а цены разумные.

01. Телебашня. 08.07.15.04.Савеловская..jpg

02. Сущёвский Вал. д5. ТК Савёловский. 20.07.17.03..jpg

03. Сущёвский Вал. д5. ТК Савёловский. 20.07.17.02..jpg

04. Сущёвский Вал. д5. ТК Савёловский. 21.07.17.01...jpg

05. ТК Савёловский. 20.07.15..jpg

06. Сущёвский Вал. д5. ТК Савёловский. 20.07.17.05..jpg

07. Сущёвский Вал. д5. ТК Савёловский. 20.07.17.08..jpg

08. Улица Двинцев. д3с1. 21.07.17.01...jpg

09. Складочная улица. 21.07.17.01...jpg

09. Складочная ул. д1. переезд. 21.07.17.02..jpg
Переезд на Складочной улице и линейное путевое здание (сторожевой дом, место дежурства и отдыха железнодорожников)

10. Складочная ул. Путевое здание. 21.01.17.01...jpg

11. Складочная ул. д1. 11.07.17.05. Станколит..jpg
Один из флагманов первых пятилеток чугунно-литейный завод «Станколит» прекратил своё существование. Он был построен на Складочной улице к 1934 году и выпускал чугунные отливки для станкостроительных заводов. В военный период завод работал для фронта, для Победы, производя мины. В годы послевоенных пятилеток «Станколит» стал основной литейной базой станкостроения, школа передового опыта специализированного литейного производства.

12. Промзона. Станколит. проходная. 1966 1968...jpg
Главная проходная. 1966-1968 гг.: https://pastvu.com/p/152040 Автор: Олег Кузнецов

13. Складочная ул. д1. 11.07.17.15. Станколит..jpg
Современный вид на бывшую проходную

14. Складочная ул. д1. 11.07.17.06. Станколит..jpg
А здесь находился мемориал погибшим в Великой Отечественной войне. На нынешней территории его не удалось обнаружить.

15. Промзона 11. Станколит. 1966 1968...jpg
Мемориал. 1966-1968 гг.: https://pastvu.com/p/152039 Автор: Олег Кузнецов

В постсоветский период рухнули налаженные экономические связи между бывшими республиками СССР и российскими регионами, «Станколит» стал банкротом. Сейчас на его территории расположен одноимённый бизнес-парк из десятка зданий, переоборудованных под офисные блоки, гипермаркет, торговые галереи, склады, фитнес-клуб, автомойки, кафе. Основная активность сконцентрирована в огромном корпусе 1973 года постройки, некоторые корпуса 1933 года ожидают то ли снос, то ли реконструкцию.

16. Складочная ул. д1. 11.07.17.03. Станколит..jpg
О литейном прошлом напоминает стоящая в центре внутреннего двора колонна. Двенадцать таких колонн были отлиты на заводе в 1967 году для восстановления Триумфальной арки.

17. Складочная ул. д1. 11.07.17.02. Станколит..jpg

18. Складочная ул. д1. 11.07.17.01. Станколит..jpg

19. Складочная ул. д1. 11.07.17.07. Станколит..jpg

20. Складочная ул. д1. 11.07.17.04. Станколит..jpg

21. Складочная ул. д1. 11.07.17.08. Станколит..jpg

22. Складочная ул. д1. 11.07.17.10. Станколит..jpg

24. Складочная ул. д1. 11.07.17.12. Станколит..jpg

23. Складочная ул. д1. 11.07.17.14. Станколит..jpg

25. Платформа Станколит. 11.07.17.01...jpg
Вблизи главной проходной для удобства рабочих появилась железнодорожная пассажирская платформа Станколит.

26. Савёловский Сити. 11.07.17.01..jpg
А здесь мимо стройплощадки есть короткий путь к Новодмитровской и Большой Новодмитровской улицам.

27. Савёловский Сити. 11.07.17.02..jpg

28. Складочная ул. д6. 11.07.17.02. Борец..jpg
Завод «Борец» (Складочная улица, 6) был основан в 1897 году немецким промышленником Густавом Листом и первоначально носил имя основателя «Бутырский машиностроительный завод Густава Листа». Цех построил в 1898 году архитектор Николай Струков, а спустя десять лет по проекту Николая Поликарпова сооружены новые цеха, склад, больница. Свою деятельность завод начал с изготовления ручных пожарных насосов, затем перешёл к производству поршневых и центробежных насосов, а в 1910 году заводом был выпущен первый российский компрессор.

29. Промзона. Завод Борец. 1948...jpg
В сборочном цеху завода «Борец». 1948 год: https://pastvu.com/p/563833

За активное участие в революционном движении завод в 1922 году получил название «Борец». С началом войны на заводе стали производить миномёты, реактивные снаряды для «Катюши» и мины. Многие разработки компрессоров были выполнены впервые в СССР, а за выпуск новых машин для нефтяной промышленности коллектив в 1947 году был награждён орденом Ленина. В 1986 году на заводе проведена комплексная реконструкция и модернизация, введены в эксплуатацию станки с числовым программным управлением. Заводчане тогда вряд ли могли предположить грядущий крах производства. Но в 2008 году в рамках городской кампании по выводу вредного производства из Москвы предприятие было закрыто с переносом производственных мощностей в Краснодар.

Территория огорожена забором с колючей проволокой, действует пропускной режим и увидеть памятник Ленину и мемориал воинам — работникам завода «Борец» не представляется возможным.

30. Складочная ул. д6. 11.07.17.06. Борец..jpg

31. Складочная ул. д6. 11.07.17.07. Борец..jpg

32. Складочная ул. д6. 11.07.17.05. Борец..jpg

33. Складочная ул. д6. 11.07.17.04. Борец..jpg

34. Складочная улица. медсанчасть. 11.07.17.01..jpg
Бывшая медико-санитарная часть № 48 (строение 1956 года) обслуживала заводы «Борец», Станколит, НПО «Техномаш» и другие окрестные предприятия.

35. Складочная улица. сквер. 11.07.17.02..jpg
Веломедведь на Складочной улице

36А. Складочная улица. путепровод. 11.07.17.01..jpg
Путепровод Рижского направления Московской железной дороги через Складочную улицу, ограничение по высоте для проезда — два метра.

36Б. Складочная улица. путепровод. 11.07.17.02..jpg

37. Промзона. Твердые сплавы. Наумовы. 1880 1886...jpg
Сально-Клеевой завод Наумовых (Полковая улица). 1880-1886 гг.: https://pastvu.com/p/66207

38. Полковая. д.1. Твёрдые сплавы. 20.07.17.01..jpg
Московский комбинат твёрдых сплавов имени С.П.Соловьёва (Полковая улица, 1) основан в 1936 году (прежние названия — «Цветные металлы», «Завод редких металлов») на месте дореволюционного Сально-клеевого завода Наумовых. В настоящее время комбинат принадлежит шведской компании Sandvik AB, производство частично свёрнуто, сносятся старые корпуса.

40. Полковая. д.1. Твёрдые сплавы. 20.07.17.03..jpg

41. Полковая улица. д1. 11.07.17.05. Твердые сплавы..jpg

42. Стрелецкая улица. 11.07.17.01. склад..jpg
Недостроенное складское здание на пересечении улицы Двинцев и Стрелецкой с девяностых годов полузаброшено, строительство то возобновляется, то прекращается. Участок принадлежит Центру лекарственного обеспечения столичного Департамента здравоохранения.

43. Улица Двинцев. д3с1. 20.07.17.01...jpg
Улица Двинцев, 3с1 — производственный корпус (1975)

45. Полковая. д.12. пожар часть 35. 20.07.17.01..jpg
Современная пожарная часть № 35 (Полковая улица, 12) находится здесь с 1930-х годов. Не исключено, что и до революции в этом месте квартировали огнеборцы — на территории находится электрический фонарь 1913 года, изготовленный на Екатерининском заводе в польском городе Сосновицы.

В начале ХХ века Москва освещалась, в основном, газовыми фонарями, а электрических с дуговыми лампами было всего 400 по причине их дороговизны. В 1912 году Отдел освещения при Московской городской управе разработал план улучшения освещения города. Спустя год в Москве впервые появились электрические фонари со светильниками для ламп накаливания, которые давали до 80% экономии электроэнергии по сравнению со старыми лампами.

46. Полковая. д.12. пожар часть 35. 21.07.17.04..jpg

47. Полковая. д.12. пожар часть 35. 20.07.17.02..jpg

48. Полковая. д.12. пожар часть 35. 21.07.17.03..jpg
В сквере установлен разорванный газовый баллон. По какой-то причине сотрудники не стали комментировать, откуда он здесь появился. Возможно, баллон стоит здесь как напоминание о какой-то трагической истории.

49. Полковая. д.12. пожар часть 35. 21.07.17.05..jpg

50А. Телебашня. Центр. 01.06.15.04..jpg
Офис-парк «Шереметьевский» (Полковая улица, 3) с 1920-х годов был известен как мебельная фабрика «Москва». Кирпичные здания построены в шестидесятые годы. В 2004 году в рамках программы Правительства Москвы о переносе производственных площадок за пределы города, производство было полностью модернизировано и переведено в Солнечногорский район Московской области. Заводские корпуса реконструированы под офисы.

51. Полковая ул. д.3. мебель Москва. 20.07.17.02..jpg

50Б. Полковая ул. д.3. мебель Москва. 20.07.17.08..jpg

52. Полковая улица. д3. 11.07.17.01. Мебель...jpg

53. Полковая ул. д.3. мебель Москва. 20.07.17.09..jpg

54. Полковая ул. д.3. мебель Москва. 20.07.17.03..jpg

55. Полковая ул. д.3. мебель Москва. 20.07.17.07..jpg

56. Полковая ул. д.3. мебель Москва. 20.07.17.11..jpg

59. Складочная улица. 11.07.17.01..jpg
Извилистая Складочная улица вполне оправдывает своё название, на всём её протяжении заборы-заборы-заборы. ГБУ «Автомобильные дороги» занимает большой участок по адресу Складочная улица, 5. Здесь находятся административные здания, склады, гаражи.

57. Складочная ул. д5. 11.07.17.01...jpg

61. Промзона. 6й автобус. парк. 1968 1970...jpg
6-й автобусный парк. 1968-1970 гг.: https://pastvu.com/p/52772

Филиал «Северо-Восточный» ГУП «Мосгортранс», бывший 6-й автобусный парк (Анненская улица, 25) открыт 1 августа 1954 года для обслуживания участников и гостей Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Первоначально подвижной состав парка состоял из 150 автобусов ЗИС-158, которые размещались на стоянке у Горбатого моста на Красной Пресне. Затем парк разместили под эстакадой путепровода у платформы «Северянин». В 1956 году решением Моссовета парку была передана территория бывшей автобазы Министерства обороны на Анненской улице. Главные здания построены ещё до войны, в 1939 году.

62. Промзона. 6й автобус. парк. 1968 1969...jpg
6-й автобусный парк. 1968-1969 гг.: https://pastvu.com/p/576012

60. Телебашня. Запад. 09.05.15.01..jpg
На фото: Складочная улица и окрестности с высоты смотровой площадки Останкинской телебашни. На заднем плане — 6-й автобусный парк. По диагонали в нижний правый угол идёт Огородный проезд, здесь находятся асфальтовый завод, компании «Мосвторцветмет» (утилизация лома цветных металлов) и «Промэнерго».

63. Переход Алексеевской соед ветки. 21.07.17.06..jpg
Алексеевская соединительная ветка и пешеходный переход, оборудованный лабиринтом, чтобы спешащие горожане не бежали через рельсы, сломя голову. Для оповещения о приближающемся поезде установлен светофор со звуковым сигналом.

65. Переход Алексеевской соед ветки. 21.07.17.02..jpg

64. Алексеевская соединит ветка. 11.07.17.06..jpg

66. Переход Алексеевской соед ветки. 21.07.17.04..jpg

67. Алексеевская соединит ветка. 11.07.17.01...jpg

68. Анненская улица. 11.07.17.02. котики...jpg
Позитивные котики с Анненской улицы. Кстати, предыдущий сюжет про Анненскую улицу и её котиков оказался резонансным. Дело в том, что люди, проживающие в пятиэтажном доме № 6, с удивлением узнали, что популярный сервис Яндекс-карты попросту «стёр» их. Яндекс отреагировал быстро и обещал исправить ошибку. По Анненской улице можно пройти к Огородному проезду, где и завершится трилогия про промзону № 11.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь: http://www.yamoskva.com/node/13886 ilovemoscow.livejournal.com

Добавить комментарий