Поиск

Михаил Александрович Врубель


Автор — slavyankaLI. Это цитата этого сообщения

Михаил Александрович Врубель

Врубель Михаил Александрович [5(17).3.1856, Омск, — 1(14).4.1910, Петербург], русский живописец. Учился в петербургской АХ (1880-84) у П. П. Чистякова.
Неоднократно бывал в Италии и Франции, посетил Германию, Грецию, Швейцарию. Следуя традиции А. А. Иванова и Н. Н. Ге, Врубель в своём творчестве обращался к проблемам бытия человека, к морально-философским вопросам о добре и зле, о месте человека в мире. Но в условиях сложного и противоречивого развития русской художественной культуры конца 19 — начала 20 вв

 

Разносторонность художественного творчества как выражение мечты соединить искусство с жизнью, поиски высокого монументального стиля и национальной формы в искусстве, приверженность к орнаментальным ритмически усложнённым решениям придают произведениям Врубеля характерные черты стиля "модерн".
Стремление создать сложную картину мира, в котором всё взаимосвязано и одушевлено, а за привычным обликом предметов таится своя особая и напряжённая жизнь, приводит к органическому слиянию в произведениях Врубеля мира человеческих чувств и мира природы ("Пан", 1899, "К ночи", 1900, "Сирень", 1900,- все в Третьяковскбй гал.).
В 1884-89 Врубель жил в Киеве, где создал иконы и ряд стенных росписей (в т. ч. композицию над хорами "Сошествие святого духа", масло, 1884) в Кирилловской церкви, эскизы неосуществлённой росписи Владимирского собора (в т. ч. четыре варианта композиции "Надгробный плач" — все акварель, графитный карандаш, Киевский музей рус. иск-ва), портрет-картину "Девочка на фоне персидского ковра" (1886, там же).
С тягой Врубеля к монументальному искусству связаны декоративные поиски, которые определяют его творчество в 1890-е гг., когда Врубель, переселившись в Москву (в конце 1889), вошёл в абрамцевский художественный кружок мецената С. И. Мамонтова. В эти годы Врубель выполняет панно и станковые произведения ("Венеция", 1893, Рус. музей; "Испания", ок. 1894 и "Гадалка", 1895,- оба в Третьяковской гал.), участвует в оформлении спектаклей (опер Н. А. Римского-Корсакова "Садко", 1897, "Царская невеста", 1899, "Сказка о царе Салтане", 1900,- все в Моск. частной русской опере С. И. Мамонтова), создаёт эскизы архитектурных деталей и майоликовой скульптуры для абрамцевской керамической мастерской ("Египтянка", "Мизгирь", "Купава"- все 1899-1900, Третьяковская гал.), выступает в роли архитектора (проект фасада дома С. И. Мамонтова на Садово-Спасской ул. в Москве, 1891) и мaстepa прикладного искусства.
В эти же годы Врубель работает над иллюстрациями к произведениям М. Ю. Лермонтова ("Измаил-бей", акварель, белила, тушь, сепия, Третьяковская гал. и Лит. музей, Москва, и "Герой нашего времени", акварель, белила, Третьяковская гал.,- все 1890-91).
Главной темой творчества Врубеля в моcковский период стала тема Демона. В "Демоне" (1890, Третьяковская гал.) и иллюстрациях к одноименной поэме М. Ю. Лермонтова (акварель, белила, 1890-91, Третьяковская гал., Рус. .музей и др. собрания) Врубель в символической форме ставит "вечные" вопросы добра и зла, выдвигает свой идеал своеобразно понятой героической личности, бунтаря, не приемлющего обыденность и несправедливость действительности, трагически ощущающего своё одиночество.
Эпоха тяжёлых социальных противоречий и общественного разлада, бунтарские настроения предреволюционной поры — всё это оказывало воздействие на работу Врубеля над темой Демона, которая завершилась "Демоном поверженным" (1902, Третьяковская галерея.

http://: http://www.bibliotekar.ru/rusVrubel/index.htm

 

Золотая галерея русской живописи

Сальери всыпает яд в бокал Моцарта. 1884 год

Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

 

Богоматерь с Младенцем. Святой Афанасий. 1885 год

Кирилловская церковь. Киев                                                                     

 

Натюрморт. Подсвечник, графин, стакан. 1905 г.

Государственный Русский музей. Санкт-Петербург

Портрет старушки Кнорре за вязанием. 1883 г.

Государственная Третьяковская галерея. Москва

Гамлет и Офелия. 1888 г.

Государственная Третьяковская галерея. Москва

Пляска Тамары. 1891 г.

Иллюстрация к поэме Лермонтова «Демон». Третьяковская галерея

Тамара и Демон. 1890 г.

Иллюстрация к поэме Лермонтова «Демон». Третьяковская галерея

 Хождение по водам. 1891 г.

Эскиз стенной росписи. Третьяковская галерея

Гадалка. 1895 г.

Третьяковская галерея

Испания. 1894 г.

Третьяковская галерея. Москва

Полет Фауста и Мефистофеля. 1896 г.

Третьяковская галерея. Москва

Примавера. 1896 г.

Русский музей

Портрет Саввы Мамонтова. 1897 г.

Третьяковская галерея

Царевна Волхова (Н.И. Забела). 1897 г.

Русский музей

К ночи. 1900 г.

Третьяковская галерея

Царевна-Лебедь. 1900 г.

Третьяковская галерея

Шестикрылый Серафим. 1904 г.

Русский музей

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

kolybanov.livejournal.com

Добавить комментарий