Поиск

Чем чекисты снимали свои секретные фильмы.


Оригинал взят у mrdou в Чем чекисты снимали свои секретные фильмы.


в продолжении тем
Специальная техника времен Холодной войны.

Специальная техника времен Холодной войны-2

В оперативной практике советской госбезопасности скрытая киносъемка использовалась гораздо реже, чем «негласная фотосъемка» или «секретное фотографирование» — так именовались оперативно-технические мероприятия НКВД-МГБ и КГБ, результатом которых были снимки, сделанные тайком от объекта наблюдения. А для «секретной» киносъемки требовались особая подготовка «чекистов-кинооператоров» и главное — наличие надежной и небольшой по размерам кинокамеры, которую необходимо было спрятать внутри камуфляжа, стационарно установленного напротив места появления объекта.

В довоенный и военный периоды каких-либо специальных кинокамер на вооружении органов госбезопасности еще не было, и потому оперативная киносъемка велась обычными, не специальными киноаппаратами из заранее подобранных или оборудованных мест. В таких случаях объективы кинокамер прятались чаще всего за наклонно опущенными жалюзями или полупрозрачными стеклами, имевшими с одной стороны зеркальное покрытие. Иногда для целей негласной киносъемки использовались переоборудованные газетные киоски, афишные тумбы, фальшивые трансформаторные будки и многое другое. Практиковалось размещение кинокамер в багажниках стоящих автомобилей и в салонах микроавтобусов. При этом отверстием для объектива кинокамеры могли служить небольшие дырки в коробках, чемоданах или других, не бросающихся в глаза, обычных предметах.

Часто спец-кинооператоры «прятались» на заднем сидении оперативных автомобилей и вели киносъемку из глубины салона, прикрываясь спинками передних кресел. Наглядным примером такой киносъемки явились специальные мероприятиях, в которых советская контрразведка следила за сотрудником ЦРУ Лонжелли и его супругой, чтобы зафиксировать все их действия, в том числе, в операции «моментальная передача» между агентом Поповым, полковником ГРУ, и его американским куратором, в подъезде ресторана «Астория» в Москве. Скрытая киносъемка активно применялась и в деле шпиона двух разведок Пеньковского.

Практиковалось использование деревянных или металлических контейнеров, размещенных на земле или на небольшом грузовике. Внутри таких контейнеров располагались сотрудники, управлявшие работой кинокамеры, стационарно установленной на штативе напротив естественной щели или отверстия. Длительное пребывание сотрудника в таком контейнере обеспечивалось питанием, водой и другими необходимыми предметами.

В 1946 г. по личному указанию Берии была организована первая специальная лаборатория, где проектировались и разрабатывались образцы фототехнических систем и устройств для нужд госбезопасности. В НИЛ-11 (так была названа эта секретная лаборатория) была организована группа специалистов, перед которой была поставлена задача создания специальной, малогабаритной кинокамеры, которую можно было бы разместить, как и знаменитый советский фотоаппарат «Аякс», под одеждой сотрудника.
Одной из первой явилась разработка изделий «Оса» и «Светлячок», в которых использовались импортные и отечественные кинопленки стандарта 8 мм.

кинокамера Оса

Прикрытием для объектива был камуфляж «Пуговица», внутренние створки которой раздвигались во время киносъемки. В транспортном механизме подачи пленки применялся микро-электродвигатель с питанием 4,7 вольт от стандартной батарейки типа КБСЛ. Была выпущена небольшая серия спецкинокамер для испытания в оперативных условиях. Новая техника работала достаточно стабильно и надежно, однако малые размеры кадра 3,25 х 4,4 мм не давали требуемой во многих случаях четкости, что вызывало справедливые нарекания оперативных сотрудников. В дальнейшем было решено отказаться от стандарта 8 мм и начать разработку специальной кинотехники для работы с 16-мм пленками.
Таким первым проектом явилась кинокамера «Имбирь», опытные образцы которой были выпущены в 1959 г. В новом аппарате использовалась стандартная 16 мм кинопленка, светосильный объектив 1:2,0 и возможность съемки «с руки» или внутри переносного камуфляжа, такого, как обычный кожаный портфель. В кинокамере использовались кассеты для 30 метров кинопленки. Скорость съемки у «Имбиря» была 16 кадров в секунду.

Кинокамера «Имбирь» с кабелем электропитания


Кинокамера «Имбирь» с рукояткой управления и со снятой крышкой

Простая и надежная конструкция аппарата «Имбирь» сделала ее популярной не только в КГБ. Камера «Имбирь» использовалась спецслужбами ГДР и Чехословакии. В музее Истории полиции в Праге на одном из стендов представлена советская кинокамера «Имбирь» в прикрытии «Портфель».

Через некоторое время появляется модификация «Имбиря» со скошенным нижним углом и более оптимальным расположением кассет, что уменьшило габариты кинокамеры для удобного размещения в камуфляжах.

Кассеты новой модели камеры «Имбирь» снаряжались более тонкой кинопленкой длиной 60 метров, что увеличивало продолжительность киносъемки. На верхней передней панели камеры располагался диск регулировки диафрагмы. Корпус камеры и сами камуфляжи дополнительно оснащались звукопоглощающими элементами для снижения звука работающей спецтехники, чтобы не расшифровать само мероприятие по негласной киносъемке.
Кинокамеры «Имбирь» активно применялись в 1950-ые и 1960-ые годы различными подразделениями КГБ и МВД для негласного документирования действий объектов разработки, фиксирования операций по задержанию и аресту агентов иностранных разведок, преступных «авторитетов» и пр.
Ветераны технических служб КГБ рассказывали о космическом использовании «Имбиря». В период подготовки полета Юрий Гагарин якобы осваивал кинокамеру «Имбирь» для съемки из космоса. Однако в завершающий период подготовки первого полета человека в космос решили отказаться от использования «Имбиря» в нестандартных для этой спецкинокамеры условиях.

В середине 1960 гг. спецлаборатория НИЛ-11разработала опытный образец и передала в серийное производство на Красногорский завод весьма необычную по тем временам кинокамеру, которой был присвоен заводской индекс «С-97М».

Конструкция кинокамеры позволяла использовать различные стационарные и носимые варианты камуфляжей, с помощью которых производилась негласная киносъемка. Для получения качественных кинодокументов сотрудники спецслужб СССР должны были пройти курс тренировки с выбранным камуфляжем. Особое внимание при этом уделялась отработке навыков точного наведении кинокамеры на объект, устойчивого фиксировании камуфляжа в моменты киносъемки, а также плавного, без рывков, поворота камуфляжа в сторону движения объекта съемки.

Как правило, оперативные сотрудники, имевшие опыт ведения скрытой киносъемки, заранее выезжали на место предполагаемого мероприятия и выбирали несколько наиболее подходящих позиций, откуда можно было вести негласную киносъемку, не привлекая внимание объекта, а также с учетом того, чтобы появление прохожих не «закрывало» объект в моменты киносъемки.

Кинокамера «С-97М» использовалась в специальных системах скрытого документирования, и в оперативно-технических подразделениях дополнительно комплектовалась блоками дистанционного управления (ДУ) и электропитания (12 вольт), которые разрабатывались и конструировались в соответствующем отделе НИЛ-11.

Вслед за «С-97М» появилась новая специальная кинокамера «Заряд» (заводской индекс 9РКС). В конструкции «Заряда» были использованы некоторые детали и узлы серийно выпускаемых советских заводских кинокамер. Такое конструкторское решение существенно сократило период разработки и создания новой спецкинокамеры, позволило использовать уже отработанные и опробованные варианты конструкций некоторых деталей и узлов, показавших на практике требуемую надежность. Как показала практика, именно надежность спецтехники считалась главным критерием у оперативных сотрудников КГБ.

Вес самого аппарата с заряженной кассетой составлял 2,1 кг; аккумуляторный блок весил 1,3 кг, а блок управления 0,4 кг. Суммарный вес комплекта «Заряд» был около 3,8 кг, что позволяло размещать киноаппарат в кожаной папке с твердым каркасом, в портфеле или в плечевой дамской сумке.
Комплектовалась кинокамера «Заряд» двумя кассетами на 30 и двумя на 60 м кинопленки. Имелось зарядное устройство, бачок для проявки кинопленки и комплект запасных деталей.
Следующей и вероятнее всего последней разработкой явилась малогабаритная специальная кинокамера «Зурна». Конструкция новой кинокамеры существенно отличалась от предыдущих моделей, была значительно меньше по размерам и более приспособлена для камуфлирования. Главной особенностью «Зурны» считалась практически бесшумная работа.
Существенной особенностью «Зурны» явилась новая конструкция кассеты, в которой был реализован весь транспортный механизм подачи кинопленки. В кассете обеспечивалась постоянная и равномерная скорость намотки пленки, что в конечном счете снижало энергопотребление основного электродвигателя транспортного механизма. Оригинальная оптическая схема «Зурны», в которой использовался специальный объектив с электронной регулировкой диафрагмы, давал возможность размещать кинокамеру под одеждой оперативного работника, камуфлируя отверстие под объектив различными элементами, такими как пуговицы, брошки, решетчатые пряжки и др.
Встроенный экспонометр позволял определять реальную (через объектив) освещенность объекта и с помощью микро-электродвигателя регулировать относительное отверстие объектива от 1:2,8 до 1:22.

Кинокамера «Зурна» перед установкой в камуфляж

Продолжительность киносъемки составляла до 2 мин, однако конструкция кассеты обеспечивала сравнительно быструю ее замену. Емкость кассеты составляла 15 м кинопленки; извлечение кинопленки и ее замена производились в специальной «темной» фотокомнате. По мнению разработчиков НИЛ-11 необычная конструкция «Зурны» должна была способствовать ее широкому оперативному использованию.

Однако стремительное появление импортной, а затем и советской видеотехники практически полностью вытеснило из оперативной практики специальные кинокамеры.

foto-history.livejournal.com

Добавить комментарий