Поиск

Как сейчас торгуют Сталиным.


Монетизация тирана

Государство сознательно не дает четких оценок сталинизму, и в этой тишине общество, как умеет, считывает «язык тела».

Дом имени тирана

«Это рядом с дачей Сталина»,— ориентировали таксистов жители районов Фили-Давыдково или Очаково-Матвеевское на западе Москвы в доперестроечные годы. О существовании ближней дачи Сталина вблизи бывшего села Волынское все знали (она, между прочим, до сих пор является действующим объектом ФСО «Волынское»), но официально это знание проявилось в местной топонимике только в 2005 году, когда было объявлено о строительстве ЖК «Ближняя дача».

Как говорилось в рекламе, ЖК «является единственной альтернативой в Москве таким престижным и респектабельным районам, как Рублево-Успенское шоссе, Остоженка и Патриаршие пруды». Квартиры в этом комплексе купили некоторые чиновники. То есть властей предержащих сталинский «нейминг» не смущает.

Но и простой народ тоже, как выясняется, не имеет ничего против. Жилой комплекс экономкласса в Сокольниках — отреставрированные кирпичные послевоенные пятиэтажки. В просторечии — сталинки. После реконструкции получили это имя официально — ЖК «Сталинки». В 2012 году комплекс был сдан, и вся «первичка» была продана за недолгое время.

Вдохновленный этим успехом, «Донстрой» рекламирует свой новый ЖК «Суббота» как «новую сталинку на Белорусской».

Есть большая разница между жизнью в сталинке или в «Сталинках», рядом с ближней дачей — или в «Ближней даче». Во втором случае люди выбирают не просто престижный район для проживания, не просто качественно построенный дом. Они заплатили большие деньги за квартиру в «доме имени Сталина» — и значит, как говорят маркетологи, это вполне «продающее название».

«Для продаж важно, чтобы бренд-образ был сильным, а положительный или отрицательный, абсолютно без разницы,— комментирует генеральный директор рекламного агентства “Маньяко” Кирилл Готовцев.— Главное — общее богатство образа, которое ты все равно вывернешь себе на пользу.

Отработать бренд от унылой пустышки значительно сложнее, чем от сильного, хоть и негативного. Был бы у нас в истории, как у одного африканского государства, в недавнем прошлом яркий диктатор-людоед, можно было бы и на нем построить успешный бренд».

Монетизация тирана

Для начала, по мнению некоторых, все, что связано со сталинской эпохой,— это красиво

Продолжающаяся общественная дискуссия в медиа только усиливает образ Сталина, что дает лишний повод для коммерческого использования.

Кирилл Готовцев поясняет: «Если бы сейчас в медийную зону попал маньяк Чикатило, о нем бы сняли фильм и т. п., то и на его образе можно было бы строить продвижение. В Британии есть бренды одежды, отсылающие к образу Джека Потрошителя».

По словам маркетологов, покупателю недвижимости образ Сталина транслирует такие понятия, как надежность, качество, натуральность, фундаментальность, высоту потолков и т. п. Другие же составляющие эпохи вроде репрессий в данном аспекте покупателем просто не улавливаются.

Сталин для прикола

По словам президента Первой патентной компании Анатолия Аронова, в последние годы несколько его клиентов зарегистрировали товарные знаки, связанные со Сталиным. Водка «Коба» и «Пахан Советов», вино «Кремлевский горец», папиросы «СталинLife».

«А недавно пришли с марками “Совет Сталина” и ГУЛАГ — хотят под ними выпускать крупы и прочую бакалею в маленькой расфасовке типа дневной пайки»,— рассказывает Анатолий Аронов.

И сразу замечает, что это все, и водка, и папиросы, и бакалея,— сувенирная и подарочная продукция с ограниченным тиражом.

Вообще, товаров с портретом Сталина на этикетке пруд пруди. Водка «Генералиссимус», минеральная вода «Саяны-экстра», выпущенная к годовщине Сталинградской битвы, спички «За Родину», чай черный байховый «Сталин», сигареты «Прима ностальгия».

Монетизация тирана

Сталин — это бренд, давно перешедший границы

Портрет генералиссимуса красуется на подстаканниках, шоколадках, наручных часах, чехлах мобильных телефонов, футболках. Головой с усами украшена рукоять дорогого сувенирного ножа «Сталин».

Настольными бюстами вождей России завалены прилавки сувенирных магазинов. На Сталине стоит самый высокий ценник. «Берут чаще»,— пожимает плечами продавщица.

Веселая история вышла с матрешками. Первые политические матрешки появились в конце 1980-х годов. В 1990-е матрешечная иерархия была хронологической: Ельцин, в нем Горбачев, дальше Брежнев, Сталин, Ленин, Николай II. Или наоборот. Сегодня идут лучше матрешки со Сталиным снаружи. Остальные первые лица расположены внутри хаотически.

Монетизация тирана

Производители матрешек нарушили хронологию в пользу самых продаваемых имен

«Со Сталиным у нас для прикола покупают,— объяснили в интернет-магазине футболок.— На подарки или эпатировать».

Усатый Че

То, что симпатии к Сталину именно сейчас вышли на послеперестроечный максимум, конечно, факт. В июньском рейтинге выдающихся личностей «Левада-центра» Сталин занял первое место с 38%, в февральском исследовании персонажей, к которым граждане относятся «с уважением, восхищением или симпатией»,— 46%.

Монетизация тирана

Одни почитатели Сталина о репрессиях предпочитают не помнить, другие предпочитают не знать

Но поводов впрямую обвинить в этом власть придется еще поискать. Да, если присмотреться, крен в высказываниях Владимира Путина о Сталине есть.

Во время первого президентского срока это был определенно диктатор и тиран, сейчас, как было сказано Оливеру Стоуну, «фигура сложная» и «продукт эпохи». Сообщив также, что очернение Сталина — происки Запада, необходимую оговорку про репрессии Путин в этом интервью все же сделал.

Исполнительная власть транслирует именно это отношение: «с одной стороны, с другой стороны».

С одной стороны, за последние годы установили уже десятки памятников вождю народов, с другой — устанавливаются они на частные средства, и власти, как правило, против.

Монетизация тирана

Сталинисты оправдывают репрессии достижениями эпохи

С одной стороны, в школьных учебниках про сталинские репрессии изложено весьма сдержанно, а про достижения его эпохи — на нескольких страницах. С другой — общественному проекту «Последний адрес», в рамках которого устанавливают памятные таблички на домах жертв сталинских репрессий, власть не стала чинить препятствий (не помогала, впрочем, тоже).

Любовь к Сталину в связи с этим и не воспринимается как навязанная сверху.

Писатель Дмитрий Быков, например, считает ее (любовь) вообще формой протеста:

«Сталин воспринимается сегодня как анти-Путин. Это бренд советского интернационального государства, при котором не воевали с Украиной. Бренд социального государства: человек труда мог сделать карьеру. В почете был работник, а не пиарщик, не тур-менеджер и подавно — не чиновник. И главное — при Сталине не было коррупции».

Монетизация тирана

Тоскуя по Сталину, старшее поколение зачастую просто оплакивает свою молодость

По наблюдению Быкова (он преподает в школе, а также сотрудничает с МПГУ), для нового поколения Сталин — это кто-то вроде Че Гевары. Революционер, прославившийся экспроприациями — грабежами. Этакий гарибальдиец. Герой-подпольщик.

«Да и его утверждение во власти ведь произошло благодаря образу подпольщика Кобы, удачливого экспроприатора,— напоминает Быков.— И хотя Сталин это и репрессивный бренд, но для большинства он интернационалист, социалист и революционер».

Быков напоминает, что в России, которая всегда была политически левой, любят легенды о народных героях, поднявшихся с низов:

«Даже в золотых погонах и белом кителе Сталин остается народным генералиссимусом. Пришедший к власти в результате великого национального стресса. В 35 лет никому не известный туруханский ссыльный становится лидером побеждающей партии. Тому, кто сейчас в 35 лет страдает от бесперспективности, Сталин являет образ возможностей».

Аналогию с Че Геварой подтверждает и политолог Иван Преображенский:

«Сталин — это зонтичный бренд протеста, а футболка с ним символизирует отнюдь не патриотизм. В ней зашифрован fuck и поведению власти, и обществу потребления. Сталина как бы призывают в нынешнюю Россию навести порядок. О том, что общество потребления было и при Сталине, а власть и тогда вела себя по-барски, молодежь не задумывается».

Молодые люди, надевая футболку с Че Геварой, не задумываются об ответственности команданте за кровавые чистки на Кубе, бренд «Че Гевара» не имеет никакого отношения к Че Геваре реальному.

Люди, которые открыли в центре Москвы в конце 2016 года ресторан «НКВД», едва ли являются сталинистами — просто не подумали. И очень удивились, когда люди понесли к заведению цветы в память о жертвах режима. Через несколько месяцев ресторан закрылся.

Такими же весельчаками кажутся и ряженные в форму НКВД участники всяческих фестивалей. Сталин тут уже не Сталин, а Баба-яга, граф Дракула — фольклорный, в общем, элемент.

Монетизация тирана

В определенном смысле Сталин уже стал фольклорным элементом

Жизнелюбие — свойство молодости, и в силу оного любая яркая страница в истории превращается в балаган. Со старшим поколением — другое, но и здесь не обходится без протеста.

«Согласно опросам, процент голосовавших за Ельцина с каждым годом уменьшается. Связано не с тем, что умерли его сторонники, а просто им стыдно признаться,— объясняет Иван Преображенский.— Люди чувствуют себя обманутыми. И пытаются обернуться к неким истинным ценностям в прошлом. Они бы обратились к Брежневу, но он для них давно герой анекдотов. Хрущев тоже не цельный образ. Ленин выродился. Остается Сталин».

Лекарство от будущего

«Сталин — это естественный продукт диалога человека и телевизора, подспудно транслирующего и авторитаризм государства, и культ президента. Человек ищет ролевую модель. Находит Сталина. А больше взять нечего,— говорит сотрудник международного общества “Мемориал” Сергей Шешенин.— Последние годы государственные СМИ оправдывают насилие. И нет лучшего оправдания, чем пример Сталина. Так он и становится главной матрешкой, в которую все спрятано».

На редактируемом Шешениным сайте «Уроки истории» проводится конкурс исследовательских работ школьников — ежегодно их тысячи. Если раньше многие были посвящены репрессиям, то теперь с каждым годом таких все меньше. При том что много работ из Сибири и других регионов, где целые села депортированных, например, молдаван.

По мнению политологов, размывание темы сталинизма и репрессий — сознательная политика власти. Тема сталинизма отчетливо недорефлексирована обществом, и это каким-то образом выгодно власти. Ведь не назвав сталинизм злом, у власти нет нужды подчеркнуто творить добро.

Монетизация тирана

Патриотически настроенные граждане с удовольствием включают образ отца народов в свой арсенал борьбы

«Когда речь заходит об оценке Сталина, и власть, и даже патриарх дают потрясающе уклончивые ответы. И это при том, что Бутовский полигон, где казнены и похоронены десятки тысяч жертв, в том числе около тысячи священников, церковь признает и воспринимает как русскую Голгофу»,— замечает Шешенин.

По наблюдениям Ивана Преображенского, принципиальная позиция российской власти — не видеть будущего:

«Сейчас любая картинка будущего войдет в противоречие с настоящим. И власть этого не может допустить. И общество само боится этого будущего, отличного от настоящего, это же потребует от общества каких-то действий.

Россияне продают сами себе Сталина как лекарство от будущего. Чтоб не думать о будущем, надо думать о масштабном прошлом. Отсюда и матрешки, и все остальное».

Пару недель назад в Московском государственном юридическом университете (МГЮА) на аудитории появилась мемориальная табличка: «17 июня 1924 г. выступал Иосиф Виссарионович Сталин». Табличка старая: висела там до хрущевских времен, а потом пылилась в подвале. Откуда ее извлекли и прибили на прежнее место.

Узнав об этом, возмущенный адвокат Генри Резник в знак протеста вышел из состава профессоров МГЮА, заявив, что Сталин — это могильщик права. Скандал вылился в СМИ. Позицию Резника поддержали и профессора права из Высшей школы экономики и других вузов.

Дмитрий Песков заявил, что в Кремле нет официальной позиции в связи с этим, хотя «президент неоднократно говорил, что это часть нашей истории, через которую прошла наша страна, и, безусловно, здесь история должна восприниматься максимально адекватно».

Монетизация тирана

Реальный образ Сталина уже давно оброс разными идеологическими и культурными мифами

Ректор вуза Виктор Блажеев историю никак не комментировал, а один из профессоров подбросил прессе версию про завхоза, который нашел табличку в подвале да и прибил. И это, конечно, очень и очень комичный идеологический извод.

АЛЕКСЕЙ БОЯРСКИЙ

См.также:

Что стало с руководителями соцстран после развала СССР

Иосиф Сталин в кино. 12 воплощений.

Телохранитель Сталина. Настоящая история Николая Власика

«Карандаш Сталина»

Краткая история КПСС-СССР

picturehistory.livejournal.com

Добавить комментарий