Поиск

Военная пресс-служба Австро-венгерской империи


Первая мировая война стала первым масштабным вооруженным конфликтом, в котором не последнюю роль сыграла пропаганда. Чтобы не отдавать все на откуп гражданским журналистам, военные власти всех государств создали специальные органы, которые не только контролировали исходящую информацию, но и направляли ее в правильное для них идеологическое русло.

В австро-венгерских вооруженных силах таким органом управления стала военная пресс-служба общей армии, сформированная приказом от 28 июля 1914 г. при верховном командовании (Armeeoberkommandos). Ее возглавил оберст Генерального штаба (позже повышенный в звании до генерал-майора) Максимилиан фон Хоен.. В марте 1917 г. его на этом посту до конца войны сменил оберст Генерального штаба Вильгельм Эйснер-Бубна.


Оберст Генерального штаба Вильгельм Эйснер-Бубна

В 1914 г. было создано общее для Австрийской империи и Венгерского королевства «Телеграфное бюро» (k. u. k. Telegraphen-Korrespondenz-Bureau). Оно, кстати, существует и по ныне, но уже под другим названием — «Австрийское пресс-агентство» (Austria Presse Agentur (APA)). Это был официальный рупор габсбургской монархии на международной арене. KPQ фактически стало его подразделением.


Австрийские военные телеграфисты

В течении войны к сотрудничеству было привлечено около 550 журналистов и деятелей искусств, из которых 346 были художниками! Конечно, большая часть сотрудников были патриотами, преданными делу родины и монархии, но были и такие, которые за пропагандистской работой скрывались от фронта, и даже такие, которых насильно привлекли против их желания.

Вскоре после начала войны было признано, что для полноценной работы KPQ необходимо привлечь к сотрудничеству не только писателей и журналистов, но также художников, фотографов и кинодокументалистов.

Все сотрудники KPQ полностью находились на государственном содержании, им выдавали обмундирование и к нему специальные черно-желтые нарукавные повязки с надписями белого цвета «PRESSE», «KUNST» или «KRIEGSPRESSEQUARTIER».

Журналисты
К сотрудничеству с KPQ удалось привлечь многих выдающихся «мастеров пера» Австрии и Венгрии. Вот только некоторые из них:
— художник и писатель, идейный вдохновитель венской художественной школы фантастического реализма Альберт Пэриса Гютерсло (Albert Paris Gütersloh),


Журналисты выдвигаются на передовую

— дизайнер, писатель и иллюстратор произведений Достоевского и Эдгара По, соучредитель «Нового мюнхенского художественного объединения» Альфред Кубин (Alfred Leopold Isidor Kubin),
— писатель и командир венской Красной Гвардии в 1918 г., участник-интернационалист Гражданской войны в Испании Эгон Эрвин Киш (Egon Erwin Kisch), — писатель-экспрессионист, мастер магического реализма и литературы ужасов Лео Перуц (Leopold Perutz),
— журналист, фотограф, писатель и путешественница Алиса Шалек (Alice Therese Emma Schalek),


Австрийский писатель, драматург и журналист Стефан Цвейг в военной форме.

— писатель, поэт и драматург, основатель и ныне существующего Зальцбургского театрального фестиваля Гуго фон Гофманшталь (Hugo von Hofmannsthal),
— австрийский и американский писатель-экспрессионист Франц Верфель (Franz Viktor Werfe).


Журналисты на стрельбище

Группа художников (Kunstgruppe)
Группой художников в 1914–1916 гг. руководил оберст Вильгельм Йон, который с 1909 г. возглавлял Военно-исторический музей.


Вильгельм Йон, 20-е годы.

В 1916 г. и до конца войны пост командира группы художников занимал майор Георг Собичка. Военные власти не пустили дело на самотек — было издано «Предписание по живописному освещению войны» (Vorschrift für die bildliche Berichterstattung im Kriege), в котором, в частности, говорилось, что задачей художников было «…эффективно, на уровне современной пропаганды, донести до граждан страны и за рубежом информацию о вооруженных силах в правильном свете, подготовить материалы для последующих исторических исследований, прославляющие подвиги в искусстве и литературе». Согласно этой инструкции художники должны были изыскать «…эффектные и интересные моменты фронтовой жизни», а военное начальство всячески им в этом помогать.


Нарукавная повязка военного художника

Причем не обязательно требовалось передавать только бравурную и победоносную стороны деятельности армии — широко использовались и угнетающие мотивы, призванные передать тяготы и лишения военной жизни.

Пейзажисты должны были в первую очередь обращать внимание на окружающую природу, чтобы после войны создавать монументальные полотна, призванные прославить победы австро-венгерской армии.


Альфред Базель «После прорыва при Тальяменто» (1918)

Портретисты — в карандашных рисунках запечатлеть как можно больше генералов и офицеров, выдающихся героев войны, а создание монументальных живописных портретов оставалось также делом будущего. Гораздо большая роль отводилась мастерам жанровой живописи — они должны были в кратчайшие сроки создавать как можно больше пусть и не очень высокохудожественных жанровых картин, но таких, которые можно было быстро перевести на пропагандистские открытки и предоставить для печати в прессе. Как правило, их сюжет был посвящен конкретным подвигам.


Фельдмаршал Светозар Бороевич фон Бойна, командующий 5-й армии, позирует для портрета.

Художников командировали на фронт и они были обязаны раз в неделю выдавать минимум один эскиз, а раз в месяц сдать минимум одну картину.

Гораздо большей свободой пользовались скульпторы…


Генерал-оберст Карл Терстынский фон Надяш позирует для скульптора

Конкуренция между художниками была огромная — в KPQ обращались и маститые метры, и неизвестные самоучки. Отбор был тщательным и зависел не только от художественного мастерства, но и от скорости работы, и даже от происхождения — нужно было соблюдать пропорцию между выходцами из Австрийской империи и Венгерского королевства. Немаловажную роль в отборе играло и то, что к концу войны вооруженные силы все больше и больше требовали «пушечного мяса», и вне зависимости от того, какими талантами «оно» обладало, кроме возможности прицеливаться и нажимать на спусковой крючок. Может быть из-за этого в группу художников привлекли шесть женщин.


Карл Фридрих Гсуер «Оборонительный бой пулеметного отделения»

Первоначально местом «штаб-квартиры» художественной группы выбрали военный архив (k. u. k. Kriegsarchiv), располагавшийся в здании военно-исторического музея (k. u. k. Heeresmuseum) — именно туда художники сдавали свои работы и именно оттуда они распределялись по музеям, выставкам и государственным учреждениям. Но весной 1916 г. управление группой переехало в венскую Академию изящных искусств.

За годы войны было организовано 33 выставки, которые экспонировались не только в Австро-Венгрии, но и за рубежом. На них было выставлено более 9000 работ!

Фотографы
Военная пресс-служба широко задействовала военных фотографов. Официальным рупором фотопропаганды вооруженных сил двуединой монархии была еженедельная газета «Наш воин» (Unsere Krieger).

Более 33 000 фотографий периода Первой мировой войны хранится в фотоархиве Австрийской национальной бибилиотеки!


Военный фотокорреспондент (Владимир-Волынский, март 1918 г.)

Одним из самых известных фотографов, сотрудничавших с KPQ, был Хуго Эйво (1877–1953). Известный впоследствии и как актер и оператор кино, Хуго происходил из древнего артистократического рода, его отец сражалася вместе с мексиканским императором Максимилианом I (младшим братом Франца Иосифа) против инсургентов. В 1914 г. Хуго Эйво создал в Вене информационное фотоагенство «Illustrationsbüro Wiener Photo-Centrale».

Кинематографическое отделение (Filmexpositur)
В 1915 г. в структуре KPQ появилось специфическое отделение, основанное австрийским пионером кинематографии графом Александром Йзефом Коловрат-Краковским. Александр спас многих деятелей кино от призыва в армию и отправки на фронт, привлекая в свою творческую группу. Кинематографисты были подотчетны военному архиву.


Военный кинодокументалист

picturehistory.livejournal.com

Добавить комментарий