Поиск

История Джилу.


Оригинал взят у serg_slavorum в История Джилу.


Провинция Хаккяри на карте Турции.

История Джилу.

Историческая область Джилу расположена в регионе Хаккяри (ныне провинция Турции), Верхняя Месопотамия. До времён геноцида 1915 года являлась местом проживания одноимённого ассирийского племени (джилва, 20 ассирийских деревень). Традиционно область подразделялась на Большое Джилу, Малое Джилу и Иштазин. Каждый из этих районов управлялся своим маликом (наследственным племенным лидером). После изгнания ассирийцев большинство населения составляют курды.

Ассирийские беженцы из Джилу раскиданы по различным странам: Ирак, Сирия, Иран, Грузия, Армения, Россия, Ливан, США, Австралия. В Сирии в губернаторстве аль – Хасака на берегах реки Хабур находятся два населённых пункта, основанных выходцами из Джилу – Телль -Горан (Tel-Gorān) и Абу — Тина (Abū-Tīnā).


Гора Джило в Хаккяри.

Дохристианский период.

О дохристианской истории Джилу сохранилось очень мало информации. Хотя учёным известны доисторические изображения, высеченные на скалах (rock carvings). Они обнаружены в долине Геварук возле Сата (Sāţ) и на плато Тиризин, а их возраст примерно 10000 лет.

Начало христианской эры.

Согласно «Деяниям св. Мари» св. Мари, ученик св. апостола Фомы, был первым проповедником христианства в регионах Гавар (Gawar) и Зозан (Zozān, который включал себя и Джилу) в I веке нашей эры. В тексте упоминается о том, что св. Мари принял мученическую смерть где – то на равнине Гавар, недалеко от Джилу, а позднее на месте его погребения была воздвигнута церковь. Действительно, древняя церковь в деревне Сат в Джилу (нынешнее название İkiyaka) посвящена святому Мари, и она такая одна единственная во всём регионе Хаккяри. Имя Мари носил один из ранних епископов этой области, чья подпись стоит под решениями синода католикоса Мар Дадишо в 424 году.

В до сих пор неопубликованном «Деянии» св. Маммия (Mammes) Кесарийского, жившего в III столетии, содержится похвала этому святому, за совершённое им путешествие в деревню Орамар (Oramar, совр. Dağlıca), где он построил церковь ныне известную как Эль Ахмар Килисеси (El Ahmar Kilisesi). Ещё одна церковь в Орамаре посвящена ученику св Маммия – св. Даниилу. Сейчас она превращена в деревенскую мечеть. В IV веке в Джилу прибыл святой Азиза (Azīzā), предположительно ученик Мар Авгена, и основал монастырь в Зерине (Zêrīnī). Самый ранний из манускриптов, созданных в Джилу и датируемый 1212 – 1213 годами, написан в этом монастыре.


Церковь во имя святого Зайи и сподвижника его, святого Тавора, в Джилу, к югу от озера Ван. Сейчас турецкий Çevrecik, провинция Хаккяри.

В область Джилу находится одна из старейших церквей, основанных св. Зайей и его учеником св. Тавором в 427 году. Согласно Житию св. Зайи в то время Джилу был центром царства, носившего название Джилам – Джилу (JīlāmJīlū), а работы по возведению церкви организовал царь (малик) Балак (Bālaq), сын царя Зурака (Zūraq). Эта церковь многие века являлась кафедральным собором для митрополитов Джилу, носивших общее имя Мар Саргис. Многие из старых церквей Джилу сохранились до наших дней, но стоят покинутые, после исхода ассирийцев в годы Первой мировой войны.

V век. Церковь Востока в Джилу.


На карте можно найти населённый пункт Бет — Бгаш, о котором речь идёт ниже (чуть выше Beth Qardu между озёрами Ван и Урмия).

Область Джилу занимает видное место в истории Ассирийской Церкви Востока в её ранний период. На синоде, созванном католикосом Мар Исааком в 410 году населённый пункт Бет — Бгаш (BethBghāsh), локализуемый в Джилу в деревне Би — Багше (Bé-Baghshé) был утверждён как местопребывание викарного епископа диоцеза (епархии) церковной провинции Адиабена. Будущий Патриарх – Католикос Тимофей I, известнейшая фигура в миссионерском движении Церкви Востока, стал епископом Бет – Бгаша около 770 года, после ухода на покой своего дяди Гиваргиса и оставался на этой кафедре до своего избрания на патриаршество в 780 году. Хотя он был уроженцем Хазза (Hazzah), недалеко от Эрбиля (Арбелы), традиционно считается, что его семья происходила из Джилу. Последнее историческое упоминание диоцеза Бет – Бгаш относится к 1265 году, когда на рукоположении Патриарха – Католикоса Дынхи I в Багдаде присутствовал бет – бгашский епископ Ишо – Зха (IshoZkhā).

XV столетие, разрушение и возрождение.

В 1448 году область Джилу была опустошена тюркскими кочевниками Кара Кюнлу (Qara Qoyunlu), множество деревень было покинуто на целое столетие. В этом, возможно, причина того, что в колофоне манускрипта, скопированного в 1490 в Би — Силиме (Bé-Silim) в области Баз (Baz) упоминается только митрополичья кафедра в Мосуле, хотя Баз традиционно входил в диоцез Бит – Бгаша (Джилу).

Большинство беженцев из Джилу обосновалось в приграничных областях Ирана. Это следует из того, что наименование Джилу фигурирует в титуле митрополита города Саламаса и около 1552 года и в копии манускрипта из деревни Наз (Naze) к северу от Урмии, сделанной в 1563 году священником Павлом (Полусом) из Орамара. Кроме того, многие ассирийские семьи в регионе Урмия вели свою родословную от переселенцев из Джилу. Среди наиболее известных, семья Малек Йонан (MalekYonan) из Геогтапы (Geogtapa), происходившая от предводителя племени Джилу, который в XVI веке основал поселение в XVI века с церковью во имя св. Зайи, при строительстве которой были использованы камни из одноимённой старой церкви в Джилу.

Позже в том же XVI веке многие потомки беженцев из Джилу вернулись в родные края и восстановили разрушенные дома и церкви. Беженцы из Зерини нашли церковь во имя св. Азиза в руинах и, восстановив её, приобрели текст Жития святого в Бахдеде (на Ниневийской равнине). В деревне Нахра (Nahrā) репатрианты обнаружили, что не знают как работают шесть имевшихся в наличии водяных мельниц, обеспечивавших потребности всех жителей Джилу и пригласили для работы опытного специалиста – мельника по имени Явела (Yāwélā, Явлаха, YāhwAllāhā) и двоих его сыновей Билла (Billā) и Лачина (Lāchin) из деревни Бе – Нахре в Румте (Rumtā, один из районов области проживания племени Верхнее Тйаре). С этого времени ассирийцев Джилу внешние враги оставили в покое, что позволило им вновь достичь процветания и стать влиятельной силой среди независимых ассирийских племён Хаккяри.

XVI – XVII столетия.

Начиная с XVI столетия или даже ранее деревня Мата дУмра дМар Зайя (Mātā d-Umrā d-Mār Zayā) являлась резиденцией митрополита Церкви Востока. Диоцез митрополита включал в себя районы Хаккяри: Джилу, Баз, Тхума, Чал (Chāl, современная Çukurca), Тал (Ţāl) и Рекан (Rékān).

Первое историческое упоминание о диоцезе Джилу – 1580 год, когда митрополит Джилу, Сиирта и Саламаса был избран патриархом Халдейской Католической Церкви под именем Мар Шиммун IX Дынха (1580-1600). В том же году он рукоположил митрополита для Джилу с именем Мар Саргис. Подпись этого митрополита есть в числе подписантов письма патриарха к Папе Григорию XIII, и, возможно, он тот же митрополит Мар Саргис, чьё имя упомянуто в списках (1607 и 1610 года), отправленных католическим патриархом Мар Шиммуном X Элией (1600-1638) папе Павлу V.

В 1610 году большая деревня Сат упоминается как резиденция епископа Мар Гиваргиса, который, возможно, был викарным епископом Мар Саргиса. Сообщение 1610 года упоминает малика Джилу по имени Давид, под чьим командованием находилось 4000 вооружённых мужчин, Каитара (Caitar), малика Иштазина, командовавшего 500 воинами, предводителя (вероятно, тоже являвшегося маликом) деревни Сат по имени «Чартус» (Chartus), командовавшего 300 воинами.

В конце XVII столетия после установления резиденции Патриарха – Католикоса Церкви Востока в Кудшанисе диоцез Джилу (вместе с другими епархиями, подчинявшимися кудшанийскому первоиерарху) порвал все связи с Римо – Католической Церковью. Митрополит Джилу обычно назначался из одного определённого рода и носил наследственное имятитул Мар Саргис. Исключением из этого правила был, по видимому, патриарх Ассирийской Церкви Востока Мар Шиммун XV Микаэль Мухаттас (Michael Mukhattas) (1740-1780), бывший митрополитом Джилу до своего избрания на патриаршество, и церковь святых Зайи и Тавора какоето время использовалась в качестве резиденции патриархов этой линии.

В тот же период времени новая линия епископов Би – Ягмала (Bé-Yagmālā), принадлежавших к тому же роду, что и митрополиты Джилу, обосновалась в деревне Гагавран (Gāgawran, совр. Аксу) поблизости от равнины Гавар. Эти distant bloodrelatives, принявшие наследственное имя – титул Мар Слива (Mār Slīvā), предположительно suffragans Мар Саргисов и впервые упоминаются в колофоне манускрипта в 1743.

XIX столетие.

Сэр Остин Генри Лайяр (Austen Henry Layard), встретившийся с митрополитом Мар Йосепом Саргисом (Mār Yawsip Sargīs) в деревне Нахра в конце августа 1849 года, описывал его как «…молодого человека высокого роста с красивым лицом…» (handsome countenance) и сравнивал его взгляд со взглядом охотника или воина.

В 1891 году его посетила британская путешественница и писательница Изабелла Бёрд (Isabella Bird), которая описывала епископа как «великолепного мужчину с великолепной седой бородой, идеального представителя восточной церковности).

К этому епископу два раза обращались представители Халдейской Католической Церкви (в 1890 и 1895 года) с предложением перейти в католицизм, но оба раза получили отказ. В отличие от него, жители деревни Сат присоединились к Унии.

Митрополиты Джилу.

Имя

Дата и место рождения

Где рукоположен

Где окончил свой земной путь

Мар Йосеп Саргис (Mār Yawsip Sargīs)

1819, Мата д’ Умра д’ Мар Зайя

1839, Кудшанис

1899, Мата д’ Умра д’ Мар Зайя

Мар Зайя Саргис (Mār Zayā Sargīs)

29 июля 1888, Мата д’ Умра д’ Мар Зайя

5 июля 1900, Кудшанис

12 мая 1951, Багдад

Мар Ишо Саргис (Mār Īsho Sargīs)

1911 Мата д’ Умра д’ Мар Зайя

14 мая 1951, Багдад

19 декабря 1966, Лондон (похоронен в соборе Мар Зайя в Каррадат Марьям в Багдаде)

Мар Йосеп Саргис (Mar Yawsip Sargis)

1950, Багдад

2 марта 1967, Багдад

Резиденция находится в городе Модесто, штат Калифорния, США.

XX век, времена после геноцида.


Мар Зайя Саргис в возрасте 13 лет.

Последним митрополитом, чья резиденция находилась в Мата д Мар Зайя был Мар Зайя Саргис, рукоположенный в возрасте 11 лет. Во времена геноцида ассирийцев митрополит был вынужден перебраться в область Саламас (между 1915 и 1918 годами), затем в лагерь беженцев Бакуба в северном Ираке (между 1918 and 1920 годами), в 1920 году – в Мосул.

На фото, представленном ниже, епископ Мар Зайя Саргис уже в возрасте 30 лет (на фото крайний справа) рядом с патриархом Ассирийской Церкви Востока Мар Полусом Шиммуном (в центре) и митрополитом Мар Йосипом Хнанишо (крайний слева). Фото сделано в 1918 году в английском концентрационном лагере Баакуба в нынешнем Ираке, сразу после трагического исхода ассирийцев из персидской Урмии летом 1918 года.

С 1921 года его местопребыванием была избрана деревня Хиршенийя (Khirshéniyah) к северо – западу от Алькоша в губернаторстве Дохук. Здесь была возведена маленькая церковь во имя св. Зайи. В 1941 резиденция епископа переместилась в Багдад, где в лагере аль – Сикак (Camp alSikak, «Железнодорожный лагерь») проживала большая община выходцев из Джилу и существовала построенная из грязевого кирпича (состоящего из смеси суглинка, грязи, песка и воды, смешанной со связующим материалом, таким как рисовая шелуха или солома) церковь, также посвящённая св. Зайе (построена в 20 – е годы XX века).

После иракской революции 1958 года в Каррадат Марьям (Karrādat Maryam) был возведён новый собор во имя св. Зайи в Каррадат Марьям (Karrādat Maryam) на средства предпринимателей, выходцев из Джилу Lira и Supar. 24 июня 1959 новый собор был освящён митрополитом Мар Йосепом Хнанишо и епископом Мар Ишо Саргисом. На освящении присутствовал президент Ирака Абд аль – Керим, лидеры религиозных общин и государственные чиновники. В середине 1980-х годов собор был экспроприирован иракским правительством, которое планировало превратить окружающий район в закрытую зону. В свою очередь, земельный участок был предоставлен в квартале Механиков (Hayy alMīkānīk) в Доре. На этом месте возвели новый собор, освящённый в 1986 году и был сформирован единственный приход «диоцеза Багдада», которым управлял митрополит из линии Джилу Мар Йосеп Саргис (Mar Yawsip Sargis). В 2002 году епископ уехал в США и не смог вернуться в свою епархию из – за известных событий, избрав местом своего пребывания город Модесто в Калифорнии. После вторжения в Ирак войск американской коалиции собор много лет оставался закрытым вплоть до 2009 года. Со смертью приходского священника в 2011 году, в соборе не проводятся регулярные богослужения.

P. S. О преданиях, связывающих происхождение маликов Джилу с ассирийскими и вавилонскими царями будет отдельный пост. Равно как и о знаменитом малике Камбаре Варде д Джилу, с чьим именем связана последняя попытка восстановления ассирийской государственности в XX веке

Перевод статьи из англоязычной Википедии:

https://en.wikipedia.org/wiki/Jilu

foto-history.livejournal.com

Добавить комментарий