Поиск

Фотопроект «Город на память». 341. Московская консерватория. Большой зал


Большой зал консерватории открылся 7 апреля 1901 года торжественным концертом с исполнения гимна «Воздвигнут храм искусству дорогому». За великолепную акустику зал назвали «большой скрипкой Страдивари», но фоторепортаж не воспроизводит чарующие звуки музыки, зато позволяет виртуально прогуляться от фойе до галёрки. С 2006 года Большой зал носит имя основателя Московской консерватории Николая Рубинштейна.

00. Консерватория. Большой зал. 09.06.17.06..jpg

03. Консерватория. 30.05.17.16..jpg

Зрители проходят через центральный вход и поднимаются по лестнице мимо двух амазонок, скопированных с древнегреческих статуй работы Кресилая и Фидия и украшавших некогда храм Артемиды в Эфесе. Весь вестибюль устроен в духе античного храма.

06. Консерватория. больш. вестибюль. 09.06.17.04..jpg

07. Консерватория. больш. вестибюль. 09.06.17.05..jpg

08. Консерватория. больш. вестибюль. 09.06.17.02..jpg

09. Консерватория. больш. вестибюль. 09.06.17.01..jpg
Бюст Петра Чайковского

10. Консерватория. больш. вестибюль. 09.06.17.06..jpg

11. Консерватория. большой. фойе. 09.06.17.02..jpg
В фойе партера ведут две широкие лестницы, здесь можно увидеть витраж с изображением девы-мученицы Святой Цецилии, которая с XVI века считается покровительницей церковной музыки. Оригинал витража был заказан мастерам Северного стекольно-промышленного общества и установлен в фойе к открытию нового здания консерватории. В октябре 1941 года взрывная волна немецкой авиабомбы уничтожила витраж, который был воссоздан лишь спустя семьдесят лет. Все эти годы проём в стене был заложен и на стене висела картина Ильи Репина «Славянские композиторы».

12. Консерватория. большой. фойе. 09.06.17.08..jpg

14. Консерватория. большой. фойе. 09.06.17.04..jpg

Партер окружён с трёх сторон прогулочными холлами, украшенными портретами Ференца Листа (1886, художник Илья Репин), Николая Рубинштейна (1946, художник Василий Яковлев) и вышеупомянутым полотном «Славянские композиторы» (на этой картине-аллегории Репин изобразил российских, польских, чешских музыкантов, которые жили в разные годы). Вдоль стен установлены бюсты знаменитых композиторов.

15. Консерватория. большой. холл. 09.06.17.05..jpg

16. Консерватория. большой. холл. 09.06.17.02..jpg

17. Консерватория. большой. холл. 09.06.17.07..jpg

18. Консерватория. большой. холл. 09.06.17.03..jpg

19. Консерватория. большой. холл. 09.06.17.04..jpg

20. Консерватория. большой. холл. 09.06.17.06..jpg

21. Консерватория. большой. холл. 09.06.17.01..jpg

22. Консерватория. большой. холл. 09.06.17.08..jpg

13. Консерватория. большой. фойе. 09.06.17.06..jpg

52. Консерватория. Большой зал. 09.06.17.21..jpg

25. Консерватория. Большой зал. 09.06.17.03..jpg

23. Консерватория. Большой зал. 1901..jpg
Большой зал. 1901 год: https://pastvu.com/p/205364

24. Консерватория. Большой зал. 1900..jpg
Большой зал. 1900 год: https://pastvu.com/p/12786

04. Консерватория. Большой зал. 09.06.17.08..jpg

На эту сцену выходили Шаляпин, Стравинский, Рахманинов, Скрябин, Прокофьев, Шостакович, Рихтер, Ойстрах, Ростропович, приезжавшие на гастроли Горовиц, Дебюсси, Форе, Бернстайн и ещё много великих имён можно перечислить.

61. Консерватория. Большой зал. 09.06.17.25..jpg

27. Консерватория. Большой зал. 09.06.17.28..jpg

26. Консерватория. Большой зал. 09.06.17.04..jpg

Орган парижской фирмы «Кавайе-Колль» 1899 года подарен железнодорожным предпринимателем Сергеем фон Дервизом. Говорят, что в дни революционных событий большевики прятали в нём оружие.

29. Консерватория. Большой зал. орган. 09.06.17.01..jpg

31. Консерватория. Большой зал. орган. 09.06.17.07..jpg

32. Консерватория. Большой зал. орган. 09.06.17.05..jpg

33. Консерватория. Большой зал. орган. 09.06.17.06..jpg

30. Консерватория. Большой зал. орган. 09.06.17.04..jpg

34. Консерватория. больш. Рубинштейн. 09.06.17.02..jpg

На арке размещён медальон-барельеф основателя Московской консерватории Николая Рубинштейна, а на стенах зала — четырнадцать портретов классиков русской и западноевропейской музыки, написанных художником Николаем Бодаревским. В эту галерею первоначально вошли Чайковский, Бетховен, Гендель, Шуберт, Шуман, Глюк, Рубинштейн, Глинка, Бах, Моцарт, Гайдн, Мендельсон, Вагнер, Бородин.

35. Консерватория. Большой зал. 09.06.17.10..jpg

36. Консерватория. Большой зал. 09.06.17.12..jpg

37. Консерватория. больш. портреты. 09.06.17.05..jpg

38. Консерватория. больш. портреты. 09.06.17.06..jpg

39. Консерватория. больш. портреты. 09.06.17.07..jpg

40. Консерватория. больш. портреты. 09.06.17.13..jpg

41. Консерватория. больш. портреты. 09.06.17.16..jpg

42. Консерватория. больш. портреты. 09.06.17.17..jpg

43. Консерватория. больш. портреты. 09.06.17.18..jpg

В 1953 году произошла ротация композиторов: Глюк, Мендельсон, Гендель, Гайдн уступили место Даргомыжскому, Мусоргскому, Римскому-Корсакову и Шопену, чьи портреты выполнили Михаил Суздальцев и Николай Мещанинов. Указание последовало с самого верха, вероятно, сталинское руководство посчитало произведения иностранцев чуждыми советской культуре и решило разбавить галерею отечественными мастерами музыки. На складе сохранились портреты Гайдна и Мендельсона, которые после реставрации разместили в фойе.

44. Консерватория. больш. портреты. 09.06.17.20..jpg

51. Консерватория. Большой зал. 09.06.17.30..jpg

В убранстве зала использованы символические изображения музыкальных инструментов — это и лепной декор на фризах, и люстры, и бра.

49. Консерватория. Большой зал. ложа. 09.06.17.08..jpg

48. Консерватория. Большой зал. 09.06.17.31..jpg

45. Консерватория. больш. люстра. 09.06.17.02..jpg

46. Консерватория. больш. люстра. 09.06.17.03..jpg

47. Консерватория. больш. люстра. 09.06.17.06..jpg

54. Консерватория. Большой зал. 09.06.17.19..jpg

Зал рассчитан на 1852 зрителя, примерно столько же мест было в зале и на момент открытия — 1853. Надо заметить, что лучшие места находятся в партере, а на балконе между рядами слишком узкие проходы. Впрочем, некоторые концерты вызывали ажиотаж и меломаны сидели на ступеньках, стояли в проходах. В годы Первой Мировой войны многие особняки и театральные залы отдавали под госпитали для раненых воинов. Консерватория не стала исключением и в Большом зале размещался лазарет. А в 1924-1933 годах в Большой зал люди шли не только слушать музыку, но и смотреть фильмы в кинотеатре «Колосс».

В 2011 году Большой зал открылся после реставрации и сейчас выглядит в первозданном виде, как сотню лет назад. В частности, в инженерный корпус были выведены системы, обеспечивающие вентиляцию, звук и свет, но создававшие вибрации. «Я должен подчеркнуть, что это была настоящая научная реставрация. Мы исследовали все слои краски, которые накопились на стенах Большого зала, и выяснили его первоначальные цвета. Поначалу они нас несколько удивили — это была эпоха модерна, и были очень тонкие полутона, сочетающиеся несколько странно. В ходе реставрации вернулся витраж Святой Цецилии, утраченный в начале Великой Отечественной войны», — рассказывал ректор Московской консерватории, профессор Александр Соколов.

53. Консерватория. Большой зал. 09.06.17.18..jpg

55. Консерватория. Большой зал. 09.06.17.27..jpg

56. Консерватория. Большой зал. 09.06.17.20..jpg

57. Консерватория. Большой зал. ложа. 09.06.17.02..jpg

58. Консерватория. Большой зал. ложа. 09.06.17.03..jpg

59. Консерватория. Большой зал. ложа. 09.06.17.04..jpg

Ложа слева от сцены предназначалась исключительно для Его Императорского Величества. В наши дни эта традиция соблюдается: ложа ожидает посещений главы государства и билетов в неё не продают.

60. Консерватория. Большой зал. ложа. 09.06.17.06..jpg

Ознакомиться с афишей можно на официальном сайте Московской консерватории: http://www.mosconsv.ru/ru/default.aspx

62. Московская консерватория. 09.06.17.01...jpg

Каждую неделю на ЯМОСКВЕ появляется новый краеведческий сюжет. Все фотоистории проекта «Город на память» можно найти здесь: http://www.yamoskva.com/node/13886 ilovemoscow.livejournal.com

Добавить комментарий