Поиск

Цветения пора


Год: 1995

Режиссёр: Бу Видерберг
В главой роли: Юхан Видерберг (сын режиссёра)
Страна — Швеция

В нашем сообществе артхаус и закосы под него (чернуха, фанртасмагорическая соцдрама) принято заслуженно поливать говном — зачастую это оказывается претенциозная нудятина с псевдореализмом или просто укуренное кино от укуренного (но за каким-то хером именитого) режиссёра. Но далеко не весь этот жанр так плох как кажется. В пример попробую привести теперь уже старый фильм — "Цветения Пора" от шведов, который известен по фразе "Кто первый, тот и сверху!". Это фильм я посмотрел впервые лет 10 назад, вспомнил о нём. случайно наткнувшись снова — и решил рассказать о впечатлениях.

Согласно истории, будущий выпускник Стиг (15 лет, примерно 9-й класс наших школ), влюбляется в училку Виолу, которой уже под сорокет, но она всё ещё "ничего". Как бы ни странно, она отвечает ему взаимностью и они начинают встречи для постоянного секса. Всё бы ничего, да вот только проблем много: Виола замужем за неудачником-изобретателем, в Стига влюблена девочка-соседка, которая догадывается о незаконных встречах соседа, в семье какие-то проблемы, но самое главное — действие происходит во время Второй Мировой, которая хоть и фоном, но свои страшные коррективы в сюжет и в жизнь главгероя вносит. Потому эротическая часть медленно, но верно отходит на второй план, а на первый выходит социальная драма.

Когда я досмотрел до конца, я понял — это не артхаус, это закос под него; рецухи и обзоры других зрителей подтвердили мои догадки. Но об этом — под катом, где прячутся спойлеры и остальной сюжет — если заинтересовало кино — лучше посмотреть, несмотря на некоторую нудотню, мне было интересно узнать, чем это всё кончится.
Итак, традиционно, распишу плюсы и минусы, чтоб просто и понятно было:
Хорошо:
* Это не классический для-кинопотрошительский артхаус. От него только закосы под него, акцент на похабщину в первой половине, "лохматые пизды", саундтрек, да странное поведение пары героев; да и сюжет без глюков и вполне внятен и внятно же подаётся.

* Есть проблематика — к кульминации до Стига доходит, что муж у Виолы — вполне нормальный мужик, что сама Виола — обыкновенная озабоченная (и хитрожопая) мразь, и что пока он с ней сношался прямо под носом у её мужика — он просрал учёбу и у Виолы есть чем его шантажировать.

* Война, как я уже говорил, поначалу фоном — с неё приходят сводки, пролетает мимо школы подбитый самолёт, да брат Стига, подводник, на побывку приехал. Но именно этот "фон" потом внесёт главный корректив —
брат Стига погибает в бою
и в этот момент пора цветения превращается в пору взросления, к тому же, это и спасёт его в финале.
* Нечернушный и не сюровый финал (нет, училка не устроит поножовщину герою, не отрежет ему хер, не застрелит его в затылок на вручении аттестата и не приволокёт
труп его брата ему в койку
, что фанов арта разочарует в край), а вполне себе логичный —
смерть брата попутно перечёркивает все проблемы по школе, и ему вроде как выдадут аттестат. Так как отомстить училке за наёбы и за мужа, которого пожалел, он не смог, он тупо ворует какие-то её книги и на этом фильм заканчивается.
* Главактёр сумел показать взросление персонажа. А это тут  — самое главное, и то, из-за чего я и хвалю фильм.
Плохо:
* Фильм длинный, события размеренны — то есть, нудятина, хоть и не во все поля.
* Много похабщины в разговорах и поведения героев от школоты до взрослых — вплоть до нюханья стульев, где сидела училка (Голден бой, привет!). Видимо, копируя стиль очередного "гения". Видерберг-старший забыл, что артхаус — это прежде всего нестандартная авторская подача, а не сиськи, расстёгнутые ширинки при людях, разговоры только про секас и лохматые пизды в экран.
* Войну могли бы и пошире раскрыть, но это ИМХО.

Итог — эротическая школьная мелодрама, не скатившаяся в конце в говно, а выросшая в серьёзную соцдраму. Положительный пример ставить не стану — такое кино может зайти не всем.

movie-rippers.livejournal.com

Добавить комментарий