Поиск

Катар – персона нон-грата в Заливе?


Дипломатический скандал разразился в понедельник в арабском мире. Йемен, Ливия, Бахрейн, Египет, ОАЭ, Мальдивы и Саудовская Аравия — этим утром объявили о разрыве дипломатических отношений с Катаром, высылке дипломатов и простых граждан, прекращении транспортного сообщения с этой страной. В качестве причин называются «раскачивание ситуации с безопасностью и стабильностью», действия, направленные на «поддержку терроризма, в том числе террористических группировок в Йемене.
В свою очередь Катар уже назвал разрыв дипломатических отношений неоправданным и отверг все обвинения о вмешательстве в дела других государств.
За объявлением о разрыве дипотношений логично последовали сообщения о высылке дипломатов. Бахрейн отвел катарским дипломатам сорок восемь часов на то, чтобы они покинули территорию королевства. Также Манама приостановила авиа- и морское сообщение с Дохой и запретила гражданам Катара посещать Бахрейн, а также запретила своим гражданам проживать и посещать Катар.

ОАЭ также дали катарским дипломатам 48 часов, чтобы покинуть страну, сообщает телеканал «Аль-Арабия». «Дипломатической миссии Катара отводится 48 часов на то, чтобы покинуть страну», — приводит канал текст заявления.
Высылаются из Эмиратов и простые граждане Катара. «Катарским гражданам запрещается въезд в ОАЭ, а также транзит через него. Проживающим гражданам Катара, а также посещающим (ОАЭ) жителям этой страны отводится срок в 14 дней для того, чтобы покинуть пределы страны по причинам, связанным с безопасностью», — говорится в заявлении официального Абу-Даби.

Страны, разорвавшие отношения с Катаром, заявили о намерении прекратить с ним транспортное сообщение. Так, о прекращении полетов в Катар уже заявила авиакомпания flydubai. Власти ОАЭ дали гражданам Катара 14 дней для того, чтобы покинуть страну.
Кроме всего этого, Катар исключен из рядов арабской коалиции в Йемене, говорится в заявлении ее командования, которое публикует саудовское агентство СПА.
Конечно, дядя Сэм сразу решил воспользоваться «конфликтом», в частности Госсекретарь США Рекс Тиллерсон заявил, что Вашингтон готов сыграть свою роль в примирении Катара с Бахрейном, Саудовской Аравией, ОАЭ, Йеменом, Ливией, Египтом и Мальдивами.
«Если есть какая-либо роль, которую мы можем сыграть в отношении помощи в устранении проблем, то мы считаем, что важно, чтобы Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива оставался единым», — отметил госсекретарь США.

Сергей Лавров, однако, отметил, что Россия в данной ситуации не причем, тем не менее, как стало известно в понедельник, минэнерго РФ намерено обсудить ситуацию с Катаром на заседании мониторингового комитета по соблюдению соглашения о сокращении добычи нефти странами ОПЕК и другими нефтедобывающими государствами. Государства ОПЕК и другие нефтедобывающие страны 25 мая приняли решение продлить на 9 месяцев соглашение по сокращению добычи. Стороны намерены обсудить его исполнение на встрече в ноябре. Саудовская Аравия, ОАЭ и Катар входят в ОПЕК и, таким образом, являются участниками сделки. При этом и у Катара, и у Саудовской Аравии, и у Бахрейна сохраняется интерес к высоким ценам на нефть. Появление еще одного очага напряженности, это довольно серьезный фактор, который будет поддерживать или толкать цены вверх.

Как показывает практика, любое обострение ситуации на Ближнем Востоке ведет к спекулятивному росту цен на нефть. На бирже небольшой переполох, так состоянию на 10.01 мск августовские фьючерсы на нефть марки Brent дорожают на 0,98% — до 50,44 доллара за баррель, июльские фьючерсы на нефть WTI — на 1,03%, до 48,15 доллара за баррель.

Что касается Катара, то экономическое положение Катара может быть существенно подорвано. Катар экспортирует до 70% товаров, при этом подавляющее большинство из них ввозятся в страну через единственный наземный КПП, который существует на границе с Саудовской Аравией. Катар сильно пострадает экономически, если учесть, сколько фур с товарами сейчас встанут из-за запрета на пересечение саудовской границы. Более того, национальный авиаперевозчик эмирата Qatar Airways до принятого решения Эр-Риядом о закрытии воздушной границы, занимал второе место по числу авиаперевозок в Саудовской Аравии, а сейчас авиакомпания теряет этот большой сегмент рынка. В любой случае, это буря в стакане появилась не на пустом месте. Будем надеяться, что это не перерастет в «Бурю в пустыне 2.0».

Исмаил Денильханов
политолог, публицист

denilkhanov.livejournal.com

Добавить комментарий