Поиск

АСУ-57 (Рязань)


Возле входа в Рязанский музей ВДВ стоит первая бронированная машина, принятая на вооружение специально для десантников — АСУ-57.
Состояние памятника — хорошее, но пустое.
Дата съёмки — 03 сентября 2015 и 8 октября 2016 года (Я и Екатерина Столярова).

01.


Все фото кликабельны до 3648х2736.

02. Табличка с характеристиками и историей создания.




03. АСУ-57 (Объект 572) — советская лёгкая противотанковая авиадесантная самоходная артиллерийская установка (САУ) 1950-х годов.
Была разработана КБ завода № 40 в 1948—1950 годах для обеспечения противотанковой обороны воздушно-десантных частей и стала первым серийным образцом бронетехники, созданным в СССР специально для этого рода войск.
Серийное производство АСУ-57 осуществлялось в 1950—1962 годах.

В Советской Армии АСУ-57 поступала на вооружение дивизий, а позднее — полков Воздушно-десантных войск и на протяжении 1950-х годов оставалась основным их образцом бронетехники.
В 1970-е годы, с перевооружением воздушно-десантных войск на БМП БМД-1 и механизированную структуру, началось постепенное снятие АСУ-57 с вооружения, завершившееся к середине 1980-х годов.
Помимо Советской Армии, САУ поставлялась союзникам СССР по Варшавскому договору и дружественным странам.




04. С самого создания Воздушно десантных войск (1930-е годы), остро стоял вопрос вооружения десантников тяжёлой техникой с целью повышения боевой мощи десанта.
На вооружение брались различные танкетки и лёгкие танки.
На основе опыта Великой Отечественной, было принято решение разработать специальную машину, которая могла перевозиться самолётами и десантироваться на парашюте для выполнения противотанковых задач и непосредственной артиллерийской поддержки десантников.

В середине 1940-х годов было разработано несколько вариантов таких машин ОСУ-76, АСУ-76 (Объект 570),
АСУ-57 ОКБ Астрова (ММЗ), с кормовым расположением МТО и опытной авиационной автоматической пушкой 113П.

В конечном итоге все они были отклонены по разным мотивам, в основном связанным со слишком высоким для авиадесантной установки весом и/или общей недоработанности конструкции.




05. На вооружение был принят вариант АСУ-57 ОКБ-40 Н.А.Астрова (Объект 572), вооружённый пушкой Ч-51 со щелевым дульным тормозом, передним расположением двигателя и трансмиссии и кормовым расположением рубки.
Машина была собрана сваркой и клёпкой из стальных бронелистов и листов алюминия.




06. На АСУ-57 была установлена 57-мм полуавтоматическая пушка Ч-51, спроектированная в 1948—1950 годах ОКБЛ-46 завода № 106 под руководством Е. Чарнко и имевшая баллистику противотанкового орудия ЗИС-2.
Характерный щелевой длинный дульный тормоз делает орудия разработанные Чарнко легко узнаваемыми.
Впрочем, при модернизации АСУ-57 щелевой дульный тормоз был заменён на более привычный двухкамерный (у щелевого скалывались кромки окон).
Вариант двухкамерного дульного тормоза для пушек Чарнко можно увидеть на стоящей рядом СД-57.




07. Лобовое бронирование корпуса состояло из верхнего и нижнего 6-мм носовых бронелистов и ряда бронелистов, образующих крышу моторно-трансмиссионного отделения, имеющую сложную форму, а также 6-мм нижнего лобового бронелиста боевого отделения.
Амбразура пушки закрывалась бронезащитой сферического типа, состоявшей из неподвижных, закреплённых на лобовом листе корпуса, и подвижных, закреплённых на стволе орудия бронедеталей.
Бронирование САУ — противопульное (защита от стрелкового вооружения).




08. Узел крепления свола пушки к лобовому бронелисту «по-походному».




09. У этого экземпляра АСУ-57 двигатель и трансмиссия сняты.
В результате на их место может залезть даже ребёнок.




10. Внутри передней части бронекорпуса совершенно пусто.
Раньше там был 4-цилиндровый четырёхтактный карбюраторный двигатель модели М-20Е производства завода ГАЗ.
Это вариант мотора автомобилей «Победа» и армейского «козлика» ГАЗ-69.
Коробка передач четырёхступенчатая.
Трансмиссия управлялась вручную, без каких либо усилителей.




11. Боевое отделение отделялось от моторно-трансмиссионного поперечной перегородкой, кроме этого дополнительные перегородки образовывали в боевом отделении отсеки для кормовых боеукладок и полностью закрытый отсек для заднего топливного бака.
Сиденья членов экипажа крепились к днищу корпуса; сиденья механика-водителя и командира могли регулироваться по высоте, а последнее также и по горизонтали.
Высадка и посадка экипажа производились через верх открытой САУ, для доступа к агрегатам двигателя и трансмиссии служили лючки в крыше моторного отделения, нижнем носовом листе и днище корпуса, а также в перегородке между боевым и моторно-трансмиссионным отделениями.
Сверху, и частично — с кормы, боевое отделение открыто, но для защиты от осадков могло закрываться брезентовым тентом со смотровым окошком в задней части.
Противопожарное оборудование САУ ограничивалось одним установленным в боевом отделении ручным огнетушителем ОУ-2, содержавшим 1,4—1,5 кг углекислоты.

На этом экземпляре боевое отделение закрыто от осадков и желающих полазить специально выпиленной фанеркой.




12. Днище АСУ-57 с многочисленными технологическими лючками.




13. Ходовая часть АСУ-57 с каждого борта состояла из четырёх односкатных обрезиненных сварных опорных катков, двух односкатных металлических поддерживающих катков и двухвенечного ведущего колеса переднего расположения с асимметричным профилем зубьев; роль направляющего колеса выполнял последний опорный каток, в балансир которого был встроен механизм натяжения гусеницы.
Подвеска опорных катков — индивидуальная торсионная, с ограничителями хода катков, в виде резиновых подушек, и гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия на первых катках.
Узлы подвески последних катков — соосные с трубчато-стержневыми торсионами, остальные — моноторсионные, расположены со смещением 70 мм относительно торсионов противоположного борта и проходят по всей ширине корпуса.
Крайние узлы подвески также снабжены механизмом для блокировки их на корпус для предотвращения раскачивания САУ в полёте.
Гусеницы АСУ-57 — стальные, мелкозвенчатые, цевочного зацепления, шириной 204 мм и с шагом 86 мм, с последовательным открытым металлическим шарниром, состоящие каждая из 81 литого трака.




14. Опорные катки, поддерживающий каток и двугребневая гусеница.




15. Левая ведущая звёздочка с асимметричными зубьями.
(+ фото всех трёх видов катков с правой стороны)




16. На правой стороне этого экземпляра АСУ-57 гусеница соскочила с ведущего колеса.
Двускатная звёздочка должна охватывать гусеницу, но находится внутри неё.
На виде со стороны бронекорпуса зубья — наружу.


Координаты:
54°37’58.55″С
39°44’10.57″В

myauu.livejournal.com

Добавить комментарий