Поиск

Варшава: правильный перехватывающий хаб


Помните, я вам показывал московский ТПУ Планерная? Будем считать это ярким примером, как делать не надо. Совсем-совсем не надо.

Теперь давайте посмотрим на хороший пример хаба для пересадок между общественным транспортом и личным автомобилем.

Młociny

Станция метро Młociny была открыта в октябре 2008 и стала последней на первой линии метро.

От платформ к ТПУ ведут лифты. Валидаторы стоят внизу у дверей лифта:

Вместе со станцией был сделан транспортный хаб, который объединил метро, трамвай, автобус, велосипед и личный автотранспорт:

Ride & Ride (ОТ-ОТ)

Пересадка на разные виды общественного транспорта происходит весьма просто — вы выходите из метро, а слева у вас автобусные перроны:

Здесь останавливаются городские, пригородные и региональные автобусы. Заметьте, что весь путь идёт под навесом:

Если же от метро повернуть направо, то…

Здание с камнями — выход из метро. Скамейки — остановки трамвая:

Чуть в стороне сделана большая трамвайная петля для отстоя:

В каждый трамвай зайти можно у выхода из метро или во время стоянки:

Kiss & Ride

Такой тип пересадки редко встречается в России. Чаще всего проектировщики просто игнорируют категорию пассажиров, которых высаживают таксисты или водители. Название «Поцелуй и поехал» придумано не просто так — высадка происходит быстро.

Обычно это пара мест или небольшой карман рядом с входом метро или хабом, где разрешено стоять не больше 2-5 минут. У московских вокзалов что-то подобное сделано в виде платных парковок с бесплатными 15 минутами. В Варшаве это не больше 2 минут:

Park & Ride

Обычно именно об этом в первую очередь думают у нас люди, которым рассказываешь про перехватывающие хабы — парковки. Стоянку делают для одной простой вещи — чтобы снизить количество машин на улицах и уменьшить пробки. Поэтому перехватывающие парковки делают либо на подступах к городу, либо на окраине. Młociny как раз из второй категории.

В двух многоуровневых паркингах находится примерно 1010 мест для машин. Припарковаться на день можно бесплатно, если есть проездной на сутки и более или льготный проездной. В остальных случаях — 1500р в день.

От паркингов к перронам и метро можно пройти по земле и по крытой галерее на уровне 3 этажа:

Везде эскалаторы и лифты, маломобильные не страдают:

Порадовала одна деталь — при выходе с парковки висит вся информация о городском общественном транспорте и схема ТПУ:

… хотя сами билетные автоматы стоят лишь у входа в метро и внутри наземного транспорта:

Bike & Ride

Для велосипедистов доступно 86 мест под крышей в разных частях узла:

В наличии велопрокат:

Само собой есть велодорожки и переезды:

Walk & Ride

Пересадочный узел нужен не только для пересадок с одного транспорта на другой, но и жителям вокруг, то есть пешеходам. Любой хаб должен быть доступным для маломобильных в радиусе как минимум 1,5 километров, Młociny не исключение.

Везде наземные переходы со светофорами — никаких подземников или заборов, хотя рядом проходит городская магистраль:

Кто-то плохо смоделировал пешеходные потоки на этапе проекта, поэтому есть вытоптанные дорожки:

Разница лишь в том, что эти места не обносят забором. Хотя и не заделывают нормальным покрытием — вместо этого мотивируют идти неудобным путём:

Навигация

В идеальном мире на хабах не нужна навигация, потому что всё интуитивно понятно. Но мы с вами живём в реальности, где без указателей и схем невозможно сделать работающий транспорт. Помимо типичных указателей из метро, хаб имеет множество своих схем и стрелок для здоровых, слепых и плохо видящих:

Щиты установлены во всех местах, где пользователь сталкивается первый раз с ТПУ. В этих точках люди планируют маршрут, а дальше придерживаются его:

У остановок типичные варшавские листы с расписанием и списком остановок. Построить маршрут по ним невозможно.

Общественное пространство

Хабы выполняют две роли: транзит и общественное пространство. В последнем случае необходимо обустроить места, где люди смогли бы провести с комфортом 5 минут, полчаса или более. Для этого необходимы скамейки, туалеты и прочие атрибуты.

Архитекторы расставили уличную мебель и удачно разделили потоки пассажиров и остальных, но наполнить места жизнью особо не получилось.

Предусмотрены курилки под открытым небом. Наличие Wi-Fi не проверял)

В галереи от парковок предусмотрены места для торговли и туалеты. Это нужно для дополнительной окупаемости хаба и создания дополнительного сервиса для пассажиров. Элементарно, чтобы была возможность купить попить или газету. Торговля встроена удачно — она не мешает пассажирам и не водит их кругами, но что-то пошло не так и всё закрыто:

И что?

Узел задуман правильно, зонирование и разделение позволяет сориентироваться быстро и иметь визуальный контакт с большинством необходимых точек притяжения — это значительно облегчает ориентацию. Всё расположено очень компактно, что снижает негативный эффект от пересадки — идти-то недалеко.

Элементы хаба типовые, но при этом формируют комфортную пересадку между всеми видами транспорта. В дождь протестировать Młociny не удалось, но крыша и галерея гарантируют сухие ноги и голову пассажирам.

С ролью общественного пространства реализация в какой-то момент дала сбой — площади есть, но они пустые. Сложно сказать, чья в этом ошибка.

Итог — снесите Планерную и сделайте пересадку для людей!

Поделиться записью:

добавить меня в друзья
А ещё можно подписаться в…

Посты по теме:
Общественный транспорт Варшавы

Зачем городу ТПУ и как их делать хорошо

Торгово-покупательский узел Планерная

Подземный вокзал Варшавы

gre4ark.livejournal.com

Добавить комментарий