Поиск

Плакаты «серебряного века».


    Вчера нашёл на «Фликре» довольно много интересных американских железнодорожных плакатов, относящихся к «Серебряному веку» их железных дорог.
     Напомню, что «век» этот начался в тридцатые годы с появления мощных скоростных тепловозов. И первый же плакат как раз об этом. 1938-й год. Тепловозов тогда было немного и можно было подсчитать их суммарный пробег за год.
   «Новый тренд в пассажирской мощи». В 1938-м году все вместе тепловозы GM прошли 17 миллионов миль. Сколько их было тогда, этих тепловозов, плакат не уточняет. Использовались новинки техники конечно же на самых важных и скоростных маршрутах всех двенадцати основных железных дорог, существовавших на тот момент в США. Здесь же написаны и названия основных фирменных поездов США с указанием мощности локомотивов, которые их тянули.

«Super Chief» (Супервождь) -3600 лошадиных сил, это, наверное две моторных секции по 1800л.с. «Denver Zephyr», наследник самого первого, быстрого, но коротенького «Пионер Зефира» — 3000 л.с — две секции по 1500 л.с И поезд, располагавший саммой большой мощностью локомотивов — это экспресс «Апельсиновый цвет» (Orange blossom special) — 6000л.с — три секции по две тысячи. Он ходил из Нью-Йорка в Майами, и про него даже песню сочинили. Что-то типа: «Он самый быстрый поезд на линии, везёт мою крошку обратно во Флориду…» Кстати сочинили её в том же 1938-м году. Вероятно очень большое впечатление на людей производил этот поезд.
      Ежедневный же пробег всех тепловозов, работавших на скоростных маршрутах Америки составил 28 тысяч миль. Или 45 с чем-то тысяч километров. Если средняя скорость каждого поезда была около 70 км. в час и он был в пути все 24 часа, то всего тепловозов было 24. По паре на каждую из двенадцати железных дорог.
      Плакат 1949-го года. Железная дорога «Washington Northern» ездит, используя самые лучшие локомотивные технологии. Самые лучшие технологии — это тепловоз EMD FP7. Везти ценный груз или высокопоставленных пассажиров — это работа как раз для него. Довезёт надёжно и вовремя. Испытайте новое «чудо» из первых рук, совершите деловую или увеселительную поездку. Обратитесь в ближайшую кассу нашей железной дороги или к агенту по продаже билетов.

    А тут — соревнование железной дороги и автомобиля. Битва, в которой железные монстры в конце концов проиграли. Хотя если соревноваться не «вообще», а вот так, лицом к лицу, как на картине, то неизвестно, кто бы пришёл первым. Автомобиль «Студебеккер» против паровоза Т1. Скорее всего, у легкового «Студебеккера»  шансов бы не было. Ведь по преданию Т1 мог достигнуть скорости в 225 километров в час. Вместо номера на машине написана фамили Лоуи (Loewy). Раймонд Лоуи был тем дизайнером, который придумал внешний облик как паровоза Т1, так и того самого «Студебеккера». Значит, судя по всему, усатый водитель — это и есть сам Раймонд Лоуи. Первые автомобили такого типа были выпущены в 1950-м году.

   Ещё один плакат, тоже относящийся к началу 50-х. Газотурбовоз «Веранда», самый мощный локомотив того времени и гордость железной дороги «Юнион Пасифик». А почему его назвали верандой и почему они работали в сцепке с тепловозами читайте здесь.

   «Парад» тепловозов на вокзале. Каждый несёт на себе цвета своей железнодорожной компании. С помощью таких ярких расцветок конкурирующие между собой железнодорожные компании стремились создать уникальный облик  своих поездов. Ведь поезда разных компаний часто ходили по одним и тем же маршрутам.
    Третий слева -«Серебряный пилот», тепловоз F5 компании «Chicago, Burlington & Quincy». Его кузов сделан из полированной нержавейки и сверкал он на солнце так, что его трудно было не запомнить. В те годы («Пилот» был построен в 1940-м году) у тепловозов этой компании были собственные имена. И все со словом «серебряный». «Серебряный Пилот», «Серебряный Конь», «Серебряная Пуля»,»Серебряная Скорость».

А самым первым из «серебряных» был «Пионер Зефир». На картинке ниже художник в шутку сотворил «гибрид» из «Зефира» и «Серебряного Пилота».

В самом «носике» локомотива нарисована вторая кабина с окнами. Кабина как раз такого типа, как у «Зефира»(на фото ниже).

На вокзале. Скорее всего, на вокзале в Чикаго. На заднем плане «нержавеющий» поезд.

    А это плакат военного времени. Вагончик- кабус (или камбуз) в разрезе. В английском языке слово «caboose» обозначает и такой вот вагончик, и камбуз (кухню на корабле). К сожалению большинство подписей не разобрать.
    «Хоть последний, но немаловажный. Командирский вагон военного товарного поезда в милю длиной». Такой вагончик прицепляли в хвосте состава. Из оборудования — только лежанки, печка, ящик с углём. Экипаж — три человека. Кондуктор, он же, наверное, и начальник поезда, наблюдатель, сидящий в небольшой «башенке» по центру вагона и «тормозильщик», он же сигнальщик. Вон он, стоит на задней площадке за штурвалом привода тормозов.
     Наблюдатель смотрел вдоль поезда и следил, чтоб никто на этот поезд не взобрался и ничего не украл. Разных бедных и нищих, которые ездили зайцем на товарных поездах в Америке называли «хобо» и вероятно, было их много. Правда окинуть взглядом весь поезд «в милю длиной» никакому наблюдателю будет не под силу. А во время войны его функции были ещё расширены. Нужно было следить за тем, чтобы враг не пробрался. И скорее всего, эти трое были в то время вооружены до зубов.  
    «А здесь видно, сколько  грузов мы перевезли только за один год войны — 194,3 миллиона тонн». И хвосты, хвосты, хвосты поездов, перевозящих эти миллионы. Какая-то часть из всего этого грузилась в трюмы Северных конвоев и отправлялась в СССР.  
     «Нью-Йорк Сентрал»- одна из железных дорог, объединившихся для победы». «Покупайте больше военных облигаций!»

Рождественская открытка от той же железной дороги «Нью-Йорк Сентрал».

И последний плакат — реклама железной дороги «Southern Pacific». Той самой, на которой работали паровозы с кабиной спереди. Сам «перевёрнутый» паровоз тоже нарисован тут, но как-то сбоку, как-то в сторонке. На этом плакате уже видно, что «Серебряный век» причудливо разрисованных пассажирских поездов подходит к концу, и на первый план выходит грузовое движение.

Больше картинок на эту тему смотрите на «Фликре» вот здесь. ru-railway.livejournal.com

Добавить комментарий