Поиск

Некрополь Кенты-Баба



Кенты-Баба – старинный некрополь полуострова Мангышлак. В переводе «Кенты-Баба» означает «святой город» мертвых людей.
На территории Кенты-Баба насчитывают около 130 мемориальных памятников X-XII вв. Памятники в виде койтасы или кулпытаси, что означает надгробия малой формы с рельефной гравировкой.

Территория некрополя накопила большую событийную плотность, на ее территории в древности совершались массовые богослужения под открытым небом в честь религиозных праздников и обрядов; проводились ритуальные действия, связанных с отправлением душ умерших кочевников. Кочевые племена, пересекавшие данное место останавливались здесь, чтобы отдохнуть и помолиться в пути между кочевок.

1. Наше утро началось в ущелье Капан, о котором я рассказывал в предыдущей части. Если накануне небо было затянуто дымкой, то в тот день с погодой нам очень повезло.

Немного экспедиционного быта. Без горячего душа в путешествии никуда. Ну а в «ранней версии» нашего экспедиционника водные процедуры проходили примерно так. Сзади выдвигались два алюминиевых профиля, образующих раму «душевой кабины». С них разматывались вниз брезентовые «стенки», которые крепились к задней двери и к бамперу машины с помощью магнитов. Собственно, всё. 🙂 Несколько минут — и ты чувствуешь себя совершенно другим человеком.

Единственное, что периодически добавляло дискомфорт, так это степной ветер с песком. В общем-то, именно из-за душа я в свое время и решился на строительство жилого модуля.

2. На выезде из ущелья чуть было не попали в пробку из внедорожников. Наверное, кто-то из местных водит сюда фототуры. 🙂

3. Дэфчик и дорога.

4. Что хорошо во время путешествий по Мангышлаку — все находится рядом. Буквально 20 минут, и вот мы уже находимся на территории древнего города мертвых.

5. В «Кенты-Баба» главными святынями являются 3 мавзолея, один из которых (дальний на фото) разрушен.

6. Зато оставшиеся два как раз при нас пытались «реставрировать».

7. Куча плиток с древней росписью просто валялась в траве под открытым небом. А ведь им не одна сотня лет…

8. Изображения на стенах, ну и следы «реставрации». Как думаете, нужно ли было вообще такое восстановление, или же иногда лучше оставлять все как есть?

9. Кони, архары.

10. Раскрытые ладони, которые у суфиев считаются оберегом, защищающим священное место и всех сюда входящих от нечистых сил.

11. «Корабли пустыни».

12. Вообще рисунков на стенах очень много, можно долго ходить вокруг и рассматривать их.

13. Но давайте заглянем внутрь.

14. Здесь похоронены двое святых, над могилами которых сделаны «пирамидки» из камня.

15. Центральный мавзолей самый древний, воздвигнут на могиле святого.

16. Мавзолей не имеет крыши, вместо крыши стенка захоронения шириной в 50 см.

17. Справа от входа есть лестница, по которой когда-то поднимались муэдзины и на самом верху возносили свои молитвы, чтобы они были ближе к Всевышнему. Но лестница эта настолько тесная и узкая, что я не решился подняться наверх с фотоаппаратом.

18. Могилы с интересной росписью в виде сердец.

19. Многочисленными украшениями некрополя являются треугольные пирамидки, а свод мавзолея стремится к пирамидальной форме купола. Многие утверждают, что здесь покоится старший брат Султан-эпе, который был послушником Яссауи. Султан-эпе, как учитель и святой человек, был очень почитаемым, поэтому весь его род считается благословенным, и место захоронения старшего брата также является особо почитаемым. Об этом свидетельствует обложенный камнями и рогами архара шест, установленный внутри мавзолея (хотя мы вот рогов не видели).

20. Вот такое интересное место посреди степи. Как же хочется снова в те края…

Точки съемки
Посмотреть на карте,
где были сделаны фотографии.

Мангышлак 2014 — Сводный пост

frantsouzov.livejournal.com

Добавить комментарий