Поиск

Всепогодный противолодочный вертолёт Ка-25


25 апреля 1965 года на Улан-Удэнском авиационном заводе серийный противолодочный вертолёт Ка-25ПЛ впервые поднялся в небо. Отличительной особенностью первого в стране боевого вертолёта стало наличие сложных комплексов бортового радиоэлектронного оборудования, позволявших работать круглосуточно и в сложных погодных условиях.

К созданию корабельного вертолёта нового поколения, способного решать задачи противолодочной обороны, разведки и целеуказания, конструкторы ОКБ Н.И. Камова приступили в 1956 году. 26 апреля 1961 года опытный образец Ка-25 впервые поднялся в воздух (в документах он значился как изделие «Д»).

Поскольку альтернативы вертолёту «Д» в начале 60-х годов не существовало, решение о его серийном производстве было принято ещё на ранних этапах испытаний. Коллектив Улан-Удэнского авиационного завода, входящего сегодня в состав концерна «Вертолёты России», приступил к освоению опытного вертолёта Ка-25. Лишь через четыре года серийная машина совершил свой первый 30-минутный полёт.

Технические характеристики:
-Экипаж: 2
-Пассажировместимость: 1 оператор противолодочного вооружения или 12 пассажиров
-Длина:
-Длина фюзеляжа: 9,75 м
-Диаметр несущего винта: 15,74 м
-Диаметр рулевого винта:
-Размах крыла:
-Максимальная ширина фюзеляжа: 3,76 м
-Высота: 5,37 м
-Площадь, ометаемая несущим винтом:
-База шасси:
-Колея шасси:
-Масса пустого: 4765 кг
-Нормальная взлётная масса: 6970 кг
-Максимальная взлётная масса: 7140 кг
-Масса топлива во внутренних баках: 1460 кг
-Силовая установка: 2 х турбовальных ГТД-3Ф
-Мощность двигателей: 2 х 900 л. с. (на взлётном режиме)
-на чрезвычайном режиме:
-на крейсерском режиме: 738 л. с.

Лётные характеристики:
-Максимальная скорость: 220 км/ч
-Крейсерская скорость: 185 км/ч
-Боевой радиус: 200 км
-Практическая дальность: 450 км
-Продолжительность полёта:
-Перегоночная дальность: 650 км (с ПТБ)
-Практический потолок: 4000 м
-Статический потолок: 600 м
-Динамический потолок: 4500 м

-Практическая дальность 450 км
-Число пассажиров 2 чел
-Максимальная взлётная масса 7140 кг

Серийный выпуск вертолёта Ка-25 на У-УАЗе стал логичным продолжением вертолётного производства – ранее предприятие выпускало Ка-15 и Ка-18, предназначенные для авиации ВМФ. Сложная механика колонки несущих винтов, клеевые соединения в лопастях, антикоррозийная защита всех узлов, применение стеклопластиков, большое количество радиоэлектроники требовали качественно нового технологического уровня и серьёзного подготовительного периода.

Были созданы новые лаборатории, радиотехнический комплекс, серийно-конструкторский отдел. Тогда же было освоено производство цельнометаллических лопастей несущего винта по оригинальной технологии, остающейся в производстве до сих пор.

Для вертолета Ка-25 создано несколько поисково-ударных комплексов оборудования и вооружения. Противолодочное оборудование включает поисковую РЛС в обтекателе снизу носовой части вертолета, опускаемую гидроакустическую станцию ОГАС, размещенную в задней части главной кабины, радиогидроакустическую систему «Баку» с приемным устройством СПАРУ-56 и 36, сбрасываемыми радиогидроакустическими буями РГАБ в контейнере сбоку фюзеляжа за правой главной опорой шасси. Установлены комплексы прицельного, пилотажно-навигационного и радиосвязного оборудования. Имеется автопилот, радиокомпас, система автоматической стабилизации

Ка-25 выпускали до середины 70-х годов. В процессе эксплуатации машина неоднократно модернизировалась. С 1965 по 1974 год завод изготовил и передал в войсковые части авиации Военно-морского флота 250 вертолётов Ка-25ПЛ, Ка-25Ц, Ка-25ПС, Ка-25БТ.

Большое количество модификаций способствовало повышению эффективности ударных и оборонных функций боевых группировок кораблей на морских и океанских просторах. Всего для Военно-морского флота было построено 16 различных модификаций Ка-25. Машины экспортировались в Болгарию, Вьетнам, Индию, Югославию.

В зимнюю навигацию 1978-1979 годов впервые в истории освоения Арктики вертолёт Ка-25, оборудованный обзорным радиолокатором и авиагоризонтом, принимал участие в проводке судов по Северному морскому пути в условиях полярной ночи. Группа из 12 человек обеспечивала круглосуточную навигацию в морях Ледовитого океана, осуществляя на Ка-25ПЛ разведку морских льдов. Вертолёт базировался на атомном ледоколе «Сибирь».

В экстремальных погодных условиях полярной ночи, когда сила ветра достигала 35 м/с, а температура воздуха опускалась до -50° С, вертолёт летал по 5-6 часов в сутки на высоте 15-20 метров.

После появления в 1981 году более совершенных Ка-27ПЛ вертолёты Ка-25ПЛ начали постепенно списывать. До середины 90-х годов на флоте прослужили только Ка-25Ц. В настоящее время по одному Ка-25 экспонируется в Центральном музее Вооруженных сил в Москве, а также в музеях в подмосковном Монино и в столице Вьетнама — Ханое.

Модификации вертолета:

Ka-25 — прототип. Отличался двигателями ГТД-3 мощностью 750 л.с., конструкцией шасси. Первый полёт 21 мая 1961 года.

Ka-25 — пассажирский (проект). Отличался салоном на 12 пассажиров.

Ka-25 — для ледокола «Сибирь». Отличался антиоблединительной системой, дополнительными сиденьями в грузовом отсеке, отсутствием военного оборудования. В конце 70-х годов на Ухтомском заводе переоборудован 1 Ка-25ПЛ.

Ка-25БТ — буксировщик трала. Предназначен для уничтожения донных мин. В январе 1975 года на ремзаводе в Севастополе переоборудовано 4 вертолёта Ка-25ПЛ для разминирования Порт-Саида. Позже все вновь переоборудованы в Ка-25ПЛ.

Ка-25БШЗ («изделие ДБШЗ») — буксировщик шнуровых зарядов. Отличался наличием буксировочного устройства, командно-передающего устройства, радиостанции Р-802В с антенной АШС-1; отсутствием РЛС, ГАС, лебёдки, СПАРУ, автопилота, фотокамеры, системы госопознавания и задней посадочной фары.

В мае 1974 года на Ухтомском заводе переоборудовано 6 Ка-25ПЛ для разминирования Суэцкого залива.

Ка-25ИВ («изделие ДИВ») — вертолёт слежения за баллистическими ракетами. Отличался составом оборудования. В 1966 году переоборудовано 6 Ка-25ПЛ.

Ка-25К — летающий кран. Отличался застеклённой кабиной оператора крана, лебёдкой, 2 дополнительными фарами. Оснащался (впервые в мире) электронной системой предотвращения раскачки груза на внешней подвеске.

В 1967 году переоборудован 1 Ка-25ПЛ. Первый полёт 6 мая 1967 года (летчик-испытатель Е.И.Ларюшин). В мае того же года демонстрировался на аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже.

Ка-25М — многоцелевой вертолёт (проект).

Ка-25ПЛ («изделие ДБ») — противолодочный (базовая модификация). Отличался сдвинутыми на 1 м назад основными стойками шасси, формой шайб оперения, складывающимися лопастями винтов. Первый полёт 25 апреля 1965 года.

Ка-25ПЛС — модернизированный противолодочный. Отличался поисково-прицельной системой «Стриж-К». В состав вооружения входила торпеда Т-67 «Стриж». Принят на вооружение в 1976 году.

Ка-25ПС — поисково-спасательный. Оснащался лебёдкой ЛПГ-2 грузоподъёмностью 250 кг, прожекторами по бокам, дополнительным радиокомпасом АРК-У2. Разработан в 1975 году.

Ка-25Ф — ударный (опытный). Отличался отсутствием противолодочного оборудования. В состав вооружения входили 23-мм пушка ГШ-23, блоки НАР УБ-16-57, ПТУР 9П17П «Фаланга».

Ка-25Ц («изделие ДЦ») — вертолёт целеуказания. Отличался мощной РЛС «Успех-2А» с ретранслятором данных обзора, автопилотом АП-114Ц, поджимающимся шасси, отсутсвием бомбоотсека, увеличенным запасом топлива.

Первый полёт 26 апреля 1961 года. В 1965-1972 годах в Улан-Удэ изготовлено 50 вертолётов.

Ка-25Ш — ударный (опытный). Отличался блоками НАР УБ-16-57 на пилонах. отсутствием противолодочного оборудования (включая РЛС). Переоборудован 1 Ка-25ПЛ на Ухтомском заводе.

«ДЮ» — носитель атомных глубинных бомб «Скат» (опытный). Отличался доработанным бомбоотсеком со спецдержателями.

«УДБ», «УДЦ» — учебные. Отличались двойным управлением, отсутствием спецоборудования. foto-history.livejournal.com

Добавить комментарий