Поиск

Привет с полетной палубы (Ч.5)


Оригинал взят у rochensalme в Привет с полетной палубы (Ч.5)

На 3 февраля 2017 года намечен вывод из состава Флота первого атомного авианосца «Энтерпрайз» (CVN-65).

В 1961 году Джон Ф. Кеннеди стал президентом США. Он был первым моряком, занявшим этот пост. Вице-президентом стал также служивший во время войны морским офицером Линдон Б. Джонсон. После этого многие посчитали, что Флот ждет безоблачная перспектива. К тому же флот, в это время, пополнялся новыми кораблями. В 1961 году в его состав вошли 3 суперавианосца: «Китти Хок» (CVA-63), «Констеллейшн» (CVA-64) и «Энтерпрайз» (CVAN-65), причем новый «Энтерпрайз» имел атомную машинную установку. В начале этого же года был заложен очередной суперкариер — CVA-66.

Но в реальности для моряков оказалось не все так хорошо. Новая администрация не сильно питала любовь к авианосцам, которые, в это время, начали терять свое значение, как система оружия первостепенной важности в американских стратегических наступательных программах, уступая свои позиции баллистическим ракетам.

1963 год принес авианосцам новое испытание, в лице Министра обороны Роберта С. МакНамара с его методикой  планировании оборонных мероприятий, путем сравнения различных систем оружия, известной как анализ «стоимость-эффективность».

При обсуждении военного бюджета авианосцы теперь не сравнивались с другими кораблями, им предстояло состязаться за выживание, с все теми же самолетами базовой авиации и баллистическими ракетами.

Самолеты базовой авиации достигли большого радиуса действия и стали реально стратегическими, а количество баллистических ракет быстро увеличивалось. К середине 1963 года США уже имели более 400 баллистических ракет с ядерными боеголовками, в том числе 144 ракеты «Поларис» на 9 атомных подводных лодках. К концу года планировалось иметь почти 600 ракет. Исходя из этого, 22 февраля 1963 года счетовод МакНамара потребовал, чтобы Флот представил обоснования содержанию в строю 15 ударных авианосцев и строительству новых.

Моряки USS Enterprise (CVN 65) шлют всем поздравление с 40-летием начала атомной эпохи в кораблестроении. Авианосец находится в Средиземном море и возвращается домой после участия в операции «Несокрушимая свобода». 5 ноября, 2001 г. U.S. Navy Photo.
В августе 1951 года американские ВМС, под руководством капитана 1 ранга Хаймена Дж. Риковера, начали изучение возможности обеспечения атомными силовыми установками надводных кораблей. Первый американский корабль с атомной энергетической установкой — подводная лодка «Наутилус», вышел в море в январе 1955 года. Проект реактора для крупных надводных кораблей был утвержден в январе 1954 года.
В сентябре 1960 года был спущен на воду первый американский атомный авианосец USS Enterprise (CVAN 65) (с 1975 г. — CVN 65), а 25 ноября 1961–го он был принят в эксплуатацию ВМС.

Строящийся CVA-66 был заказан Флотом с неатомной машинной установкой, так как морское командование считало, что требуется время, чтобы полностью оценить характеристики первых атомных кораблей. В 1963-м, на основе полученного опыта, эксплуатации атомного авианосца «Энтерпрайз» (CVAN-65), атомного крейсера УРО «Лонг Бич» и атомного фрегата УРО «Бейнбридж», Флот внес предложение, что бы в дальнейшем авианосцы и все корабли водоизмещением более 8000 тонн комплектовались ядерной энергетической установкой.

Но предоставленный Флотом отчет о первом опыте применения новых атомных кораблей не убедил Министра обороны в целесообразности их постройки и 9 октября он сообщил командованию ВМФ, что и CVA-67 будет заказан к постройке с обычной машинной установкой.

Решение МакНамары вызвало взрыв протеста со стороны ВМФ и Конгресса. Военно-морской министр Фред Корт, в знак протеста, ушел в отставку.

Очередное поздравление с палубы USS Enterprise (CVN 65). Атланческий океан. 17 февраля 2011 г. U.S. Navy Photo
В феврале 1964 года он совершил второй свой поход в Средиземное море, где в мае к нему присоединились атомный крейсер УРО «Лонг Бич» и атомный фрегат УРО «Бейнбридж». Эти три корабля образовали первую в мире оперативную группу атомных кораблей — Оперативное Соединение 1 под командованием контр-адмирала Бернарда М. Стина. 21 июня 1964 года корабли вышли в Атлантику, начав кругосветное плавание.

Объединенный комитет Конгресса по атомной энергии провел слушания по этому вопросу. На слушаниях МакНамара заявил, что стоимость атомного авианосца на 1/3 выше, чем обычного, а дополнительные возможности, которые обеспечит этому авианосцу атомная машинная установка за такие деньги, не нужны. Сторонники атомных кораблей в ответ отметили, что это манипуляция цифрами и в конечном итоге, с учетом стоимости нефти, необходимой для действий обычных кораблей, общая стоимость атомного авианосца, за все время его жизни, лишь на 3 % больше стоимости постройки и эксплуатации обычного авианосца и его самолетов.

Поддерживая Флот, сенатор Джон О. Пастор, избранный председателем комитета сказал, «…Если бы основой для решения о типах кораблей были только экономические соображения, то флот не должен был в свое время переходить от паруса к углю, а от угля – к нефти».
В итоговом отчете Комитет рекомендовал установить на CVA-67 атомную машинную установку, а также, впредь, устанавливать таковые на все крупные корабли.

Но МакНамары гнул свою линию и добился своего, 30 апреля 1964 года CVA-67 был заказан с обычной машинной установкой. Его киль был заложен 22 октября 1964 года. Корабль был назван «Джон Ф. Кеннеди».

Все последующие за CVA-67 американские авианосцы будут оснащается атомной силовой установкой.

По:  Marc D. Bernstein, S.Morison, Mark L. Evans, Naval History and Heritage Command и некоторые др.

Наверное это самый известный и красивый спэлл-аут. Моряки USS Enterprise (CVN 65) демонстрируют свои знания в области ядерной физики. Корабли Оперативного соединения 1 в ходе операции «Морская орбита». U.S. Navy Photo.
В рамках операции «Морская орбита» Оперативное соединение 1 прошло вокруг Африки, пересекло Индийский океан, Тихий океан, обогнуло Южную Америку и вернулось на Восточное Побережье Соединенных Штатов 3 октября 1964 года. Поход потребовал 64 дня, чтобы преодолеть 30500 миль со средней скоростью 22 узла. Корабли заходили в порты Пакистана, Австралии, Новой Зеландии и Бразилии. Во время этих визитов, четыре небольших транспортных самолета доставляли на борт авианосца, находящегося в море, правительственных чиновников, чтобы продемонстрировать им новейшие корабли.
Оперативное Соединение 1 продемонстрировало способность атомной ударной группы действовать по всему миру, не завися от судов снабжения и береговых баз.
Несмотря но то, что на борту кораблей находилось 6067 офицеров и матросов пополнение продовольствия также не проводилось. Единственным съестным, принятым на борт во время плавания, был круг сыра с австралийского эсминца и мешок кофе от президента Бразилии.

Добавить комментарий