Поиск

Полезные фишки велопрокатов


Ежегодно городские велопрокаты захватывают десятки новых городов, активнее всего процесс идёт в США и Китае. Такое развитие вполне объяснимо: вложения в сеть и инфраструктуру небольшие, зато с точки зрения транспорта появляется хорошая альтернатива для мобильности. В небольших городах велопрокат может связать весь город «от двери до двери», а в крупных — послужить хорошей дополнительной транспортной услугой, охватить внутрирайонные связи или просто даст возможность не идти пешком до метро. Ещё есть экологические плюсы, улучшение здоровья и экономия на медицине, новые социальные связи и рост активности уличного бизнеса.

Может показаться, что велопрокат везде одинаковый: два колеса, оплата, приёмка-сдача. На самом деле нет. Существуют типовые подходы к организации, есть фирмы, которые масштабируют одно решение на все города, но всё же системы велопроката чаще всего отличаются друг от друга, имея как неудачные, так и полезные фишки. О последних и поговорим, ведь нам интересен лучший опыт.

Тарифное меню

Если москвичи привыкли, что полчаса поездки бесплатные, то в мире такое бывает далеко не всегда. Такое решение хорошо работает с точки зрения транспорта и продвижения велопроката в массы, но экономика предприятия не всегда это позволяет. Поэтому бесплатного времени в некоторых городах нет.

Есть и другой вариант: бесплатные поездки в полчаса появляются у пользователей, которые взяли длительные абонементы. В Германии по умолчанию идёт 1 € за 30 минут (но не более 9 € за 24 часа), но если взять тариф за 48 €/год, то до 30 минут езда бесплатно. Тут и мотивация быть постоянным пользователей, чтобы экономить, и возможность оператору отыграться на разовых клиентах, чтобы компенсировать траты. Подобная схема часто используется в билетном меню.

Некоторые системы дают дополнительные услуги. Например, возможность бронировать велосипед или оставлять его в ждущем режиме — так делают в Портленде:

Существуют специальные тарифы для фирм. В Лондоне за 90£ можно купить 20 кодов доступа с неограниченным количеством поездок, до 30 минут бесплатно, дальше идёт списание со счёта компании. При этом имеется доступ к управлению аккаунтами с сайта, можно открывать и закрывать аренду онлайн.

Есть второй вариант, тоже 90£ с фирмы, но там компания раздаёт сотрудникам промо-коды, по которым они регистрируются. Поездки не ограничены, но бесплатно только до 30 минут, дальше списание идёт со счёта сотрудника.

Есть ещё маркетинговые плюшки, типа скидки в 10% на первый год, если больше 5 сотрудников, бесплатная велопарковка, семинары и тд. Работодателю это даёт:
— Текучесть кадров может быть уменьшена до 13%;
— Сотрудники, которые ходят пешком или ездят на велосипеде на работу, меньше болеют — в среднем на 27% меньше больничных дней;
— Все расходы автоматизированы и удобны для документооборота;
— Вы — социально ответственный работодатель;
— Снижается потребность в автомобиле и парковочных местах.

Для сотрудников же это:
— Легко использовать и новые возможности;
— Снижение затрат на транспорт;
— Улучшение здоровья и фитнес.

Станции

Иногда станций нет:

Да, это прокатный велогрузовик в Лейпциге. Бывает и такое. А ещё там весь велопрокат находится в облаке, процесс принятия идёт через телефон или единые уличные терминалы, которые расставлены по городу и объединяют каршеринг, велопрокат и такси. Единственная проблема с электровелосипедами — их пока не получается отвязать от станций:

Электропрокат в Штутгарте обойдётся в 2€ за час и 16€ 24 часа. Ночная поездка (18:00–09:00) — в 2 €:

Полезная функция, которой часто не хватает в Москве, — сообщить о сломанном велосипеде прямо на месте:

Лондон

Возможность привязать велосипед к дополнительной стойке, если все основные слоты заняты, — часто в этом есть потребность, особенно вне центра, а возможности нет:

Такой вариант возможен, если велосипед напрямую общается с сервером без участия док-станции. Увы, в Москве велосипеды такого не умеют, зато Будапешт могёт:

Велосипеды

Каких-то 5-10 лет назад мало кто думал, что велосипеды будут оборудованы личными компьютерами, а сейчас это норма:

Аналогично с электровелосипедами:

Но разнообразие прокатных велосипедов этим не ограничивается. Я уже писал чуть выше, что в системе городского проката бывают грузовики, а ещё есть детские велосипеды:

Пользователи с детьми Варшавы наверняка довольны, а то детских кресел в комплекте нигде нет.

В некоторых местах чиновники пропагандируют езду в шлеме. Их выбор, хотя это как загонять людей под землю ради их же безопасности — вместо создания безопасной инфраструктуры для всех идёт навязывание жертве необходимости самому что-то делать. Тем не менее, в Торонто вот велопрокат со шлемами:

Не совсем понятно, как решён вопрос гигиены и кражи. От кого-то слышал, что при станциях есть специальные ящики для использованных котелков, но откуда тогда берутся чистые? Не думаю, что нон-стопом курсирует специальная машина, которая вставляет в велосипеды чистые шлемы.

Снова Портленд:

Не заметили? В велосипедах вместо цепи вал:

Где-то читал, что пока эксплуатация даёт положительные результаты и это дешевле цепи.

Не совсем заслуга велопроката, скорее мне просто понравилась фотография тюнинга)

Зато в том же Нью-Йорке и Лондоне сейчас активно экспериментируют с проекцией велосипеда вперёд:

Цель — сделать велосипедиста заметнее, особенно в мёртвой зоне водителя при поворотах. Но почему бы просто не сделать передний фонарь частично в режиме направленного мигания в зону бокового стекла машины? Тут я сужу по себе, потому что при поворотах я смотрю не на асфальт, а вперёд, чтобы не сбить кого-нибудь — как я увижу это пятно велосипеда внизу? Поэтому отношусь скорее скептически к этой идеи.

Мой прогноз для велопрокатов мира:
Уход от станций, всё будет в облаке;
Создание разных тарифных планов, чтобы каждый нашёл что-то для себя (как с сотовой связью);
Полная интеграция с общественным транспортом в плане аккаунтов и оплаты, даже если будет несколько частных операторов проката;
Переход на частичную электротягу.

источник: форум Веломосквы

Поделиться записью:

добавить меня в друзья
А ещё можно подписаться в…

gre4ark.livejournal.com

Добавить комментарий