Поиск

Игрушечный монорельс


Московский монорельс — дорогая игрушка. Многие это понимали когда его ещё только предлагали построить, разумно говоря про цену строительства, стоимость содержания и низкую провозную способность. К тому же большую часть пути монорельс дублируется трамваем. Но проект был скорее политическим и для пиара, ведь монорельс это так модно и инновационно, тем более даже деньги были. Зато когда всё построили и посмотрели на цифры, то стало грустно — порядка 1 млрд рублей дотаций в год и забитые в мясо вагоны весьма успешно отрезвляет голову. Выявились и другие проектные ошибки: неудачные места для станций; чрезмерная инфраструктурная ёмкость станций; кривые малого радиуса на самом полезном отрезке; низкий срок годности несущей балки. Но как всем рассказать, что чиновники высшего разряда и обычные служащие просчитались и сели в лужу? По голове за такое не погладят. Поэтому стали ждать.

Благо ждать пришлось немного, каких-то 13 лет, прежде чем система стала разрушаться сама — вагоны монорельса элементарно стали выходить из строя, а запчастей или даже вагонов нет в природе — товар штучный и уникальный. В итоге встал вопрос «а что нам делать дальше?». Ответа тут два: либо закрывать, либо опять попытаться изобрести колесо, построив всё заново. Институт теплотехники, который делал вагоны для монорельса, был бы рад второму варианту, ведь это большие деньги, но, благо, город постепенно склоняется к правильному пути — с понедельника система монорельса переходит в экскурсионный режим работы с интервалами в полчаса и часами работы с 8:00 до 20:00.

Кроме того, что для постоянной и стабильной работы элементарно не хватает рабочих вагонов, гвоздь в крышку гроба забили МЦК и новые станции на салатовой линии — пассажиропоток упал на 15%. А с новым расписанием пользоваться монорельсом как транспортом станет ещё сложнее.

За годы монорельс стал своего рода видовой достопримечательностью, которую хотелось бы сохранить, но реальность такова, что держать очень дорогую инфраструктуру ради туристов бессмысленно, отстроить всё заново, чтобы исправить какие-то ошибки, — ещё дороже и бессмысленнее. Но при этом у монорельса есть очень важное достоинство — крайне востребованный пассажирами коридор. Поэтому вопрос не только в том, что делать с монорельсом, а что с ним сделать так, чтобы сделать эту связку с полноценным транспортным сервисом. Благо на это есть ответ.

Я уже писал, в 2015 году появился конкурс на проект со странным названием «Разработка предпроектных решений развития Московской монорельсовой транспортной системы». С первого взгляда кажется, что это о развитии московского монорельса, но углубившись в документацию, понимаешь, что речь идёт о более глобальной работе. Цель проекта — посчитать, получится ли снести часть эстакад, а по оставшимся продлить трамвайные пути до Тимирязевской, с дальнейшим соединением с линией на Костякова и восстановлением единой трамвайной сети города (сейчас две независимых). Да-да, трамвай на эстакаде. Ново и смело для Москвы, но в принципе ничего невозможного в этой схеме нет. Даже новостройки в районе Тимирязевской не мешают.

К сожалению, новостей о стадии работы в этом направлении нет. Из опасностей — у строителей были планы в месте прохода монорельса через железную дорогу сделать дорогу.

Реальность такова, что если отбросить вариант с трамваев, то связка наверняка просто пропадёт, а это будет грустно. Как вариант, можно не сносить все эстакады и станции, ведь трамвай дублирует монорельс аж до Останкино: от Селькохозяйственной улицы до Телецентра сделать что-то типа нью-йорского Хай-Лайна, с возможным челночным движением одного состава (за цену аттракциона), а дальше бы уже шла рампа и трамвай в сторону Тимирязевской. Тогда бы сохранился открыточный вид и необычный аттракцион под названием монохрень монорельс, плюс появилась бы классная необычная общественная зона и люди бы могли быстро и удобно добираться на трамвае до нужных мест.

К слову, на схеме метрополитена у монорельса линия №13. Весьма символично, по-моему. Рождённый игрушкой, монорельс и умрёт как игрушка, так и не став полноценным транспортом. А вот кому после присвоить счастливый номер линии после — вопрос.

Все фото из сети

добавить меня в друзья
Советую также подписаться:

Посты по теме:
Прощай монорельс, привет трамвай!
gre4ark.livejournal.com

Добавить комментарий