Поиск

Уроки литературы в школе


Сразу отмечу, что вопрос о преподавании литературы в школе, на мой взгляд, очень сложный и неодзначный, а потому мнение, которое я изложу ниже — это лишь размышления одного человека, который при этом пока что и близко не пришел к каким-то окончательным выводам. Если хотите — поливайте меня грязью в комментариях, называйте глупым, недалеким, не понимающим литературу и пр. Я не против, ссориться в ответ не буду. Главное: выражайте при этом свое мнение по заданной теме.

Еще одна вещь. Я плохо себе представляю, как литература преподается в других странах. Потому речь пойдет исключительно о советской школе, принцип которой, как я понимаю, в преподавании этого предмета во многом переняла и постсоветская.

Лично я учился в Украине. У меня была две литературы: украинская и зарубежная (которую мы всегда называли между собой «русская литература». Пожалуй, я думал, что так называется предмет официально). Методика их преподавания была, по сути, одинаковой, так что рассматривать отдельно бессмысленно. Рус.лит. была одним из самых моих предметов, а написание сочинений — одним из самых любимых заданий. Укр.лит. любил значительно меньше, так как подавляющее большинство изучаемых произведений (но имелись и исключения) были мне неинтересны. Однако это уже тема для совсем другого разговора, а вводную часть я на этом заканчиваю. Да, стихи на память я учил обычно здорово по обеим литературам и в подавляющем большинстве случаев получал за их рассказывание пятерки (» 10″ или «11» в двух последних классах).

Преподавание литературы в школе у меня вызывает множество вопросов и сомнений.

Во-первых, правильно ли заставлять учеников читать из-под палки. Ведь мы говорим о художественной лтературе, которая написана для тех, кому хочется ее читать. Это не учебник физики, математики или географии. Это книги, которые люди читают, когда им хочется. А если заставлять, то, во-первых, человек может ничего для себя из произведения не вынести, во-вторых, это вполне может отбить у него охоту читать такую или вообще литературу в двльнейшем. Ведь, думаю, куда чаще конкретному ученики не нравится то, что его заставляют читать, чем наоборот. И результат этого будет плачевным.
С другой стороны, возможно, школьникам нужно привиыать вкус к определенной литературе? Я, например, рад тому, что учебная программа вынудила меня прочитать некоторые произведения, а «Горе от ума» и вовсе открыло мне дверь в пласт литературый, который к тому времени для меня был, по сути, закрыт, и это было потрясающее открытие. Но… Мне кажется, что я вообще — не самый типичный случай. И перевешивает ли написанное в данном абзаце то, что сказано в предыдущем? Сильно сомневаюсь.

Во-вторых, программа (я о русской/зарубежной лит-ре). Я не знаю, какая она сейчас, а та, по которой учился я, вызывает нарекания. Ибо мне кажется, что только идиот может заставить детей в 7-м классе читать «Мать» Горького, когда для 99% из них в таком возрасте это, очевидно, что-то непонятное и дико скучно-угнетающее. Правда, признАю, что это моя единственная претензия к программе, потому этот пункт, в принципе, можно не учитывать.

В-третьих, подход к анализу произведений. Очевидно, что существуют некоторые каноны, которые обычно внушаются детям. Правда, тут все зависит от учителя. Хороший преподаватель, как мне кажется, должен давать возможность детям в полной мере высказывать свое мнение, ничего им не навязывать, поощрять дискуссии, а, участвуя в них, не давить авторитетом и тем, что его взгляд всегда самый правильный. Может быть, именно это и рекомендуют делать учителям литературы, но на практике, боюсь, так работают единицы. У меня в сумме (не считая начальной школы) было четыре учительницы русской литературы. Всех их я бы назвал хорошими специалистами, подходившими к преподаванию объективно и творчески. Но и им, боюсь, не хватало того, о чем я написал выше. Если все или подавляющее большинство учителей литературу будут работать так, как я написал выше, то, на мой взгляд, данной проблемы не будет. Но реально ли это? Не знаю.
Вообще, мне кажется, что преподавателей литературы нужно готовить отдельно. Ведь русский язык и русская литература — это два абсолютно разных предмета. И странно, на мой взгляд, что их ведет один и тот же специалист. Тем более, боюсь, упор в его образовании был больше сделан на язык, а не на литературу. Сдается мне, что от этой традиции надо отказываться.

В-четвертых, объемы. Получается, что литература требует от ученика куда больше времени, нежели другие предметы, и это может пойти им в ущерб. Разумно ли сие? По-моему, нет. Да, потому и задают на лето чтение. Но это значит, что школьник должен большой кусок отдыха отдать чтению того, что ему чаще неинтересно. И это заодно мешает почитать на каникулах то, что хочется. Мне кажется, сие тоже не есть правильно.

В-пятых, заучивание стихов на память. Вот тут я просто не разбираюсь, а потому спрошу: для чего это делается? Развивать память? Если да, то насколько сие эффективно? И действительно ли стоит прибегать к данному методу?

В-шестых, сочинения. Очень сомнительное задание, как по мне. Как минимум, потому что у разных детей разная степень склонности к выполнению такой творческой работы. Ну вот не дается кому-то, и что, он виноват? Не его это. Кроме того, не каждому легко анализировать произведение, если оно ему не нравися и непонятно. Что писать-то? А писать надо.
Трудно, подозреваю, и оценивать сочинение. Не так легко сказать, раскрыл ли ученик тему, насколько раскрыл, насколько качественно и так далее. Очень уж это субъективно. Причем, боюсь, что реально написание сочинений часто сводится к тому, чтобы вписаться в некие рамки и понравится учителю. А это явно не тот навык, который должно, по идее, развивать написание сочинений. Сейчас же, когда в Интернете доступны шаблоны сочинений на уйму тем, и никуда от этого не убежишь (когда просто переписано, все очевидно, но ведь ученик может и хорошо замаскировать сие), ценность данной работы снизилась еще больше.
С другой стороны, это задание все-таки развивает письменное выражение своих мыслей. Не знаю…

==============

Что я предлагаю? Сложно сказать… Но попробую:

1) Сократить и переработать программу, сократить число часов литепатуры;

2) Предоставлять школьникам возможность свободно выражать любое мнение о произведении, не внушать им некие заранее подготовленные выводы, устраивать дебаты, поощрять дискуссии;

3) Уменьшить значимость для оценки сочинений, заменив часть из них другими видами творческой работы. Какими — не знаю.

4) Вместо части сочинений писать свободные эссе на нравственные, социальные, философские темы.

5) Готовить отдельных специалистов, которые будут преподавать только литературу.

Впрочем, всех названных выше проблем действия (1) — (5) не решат.

chto-chitat.livejournal.com

Добавить комментарий