Поиск

Круговорот жизни районов


Есть такая штука, называется джентрификация, от английского gentrification. Если чуть более по-русски, то городская рециркуляция. Сей термин описывает процесс превращения трущоб или просто второсортных районов города в полнокровную местность, наполненную городской жизнью.

Причины упадка района или местности могут быть совершенно разными, начиная от ликвидации крупного производства при заводском районе города и заканчивая простым пренебрежением принципами правильной застройки города.

Термин «джентрификация», согласно википедии, был введен в 1964 году Рутом Глассом в работе «Лондон: Аспекты изменения» («London: Aspects of Change»), где описывается процесс вытеснения рабочего класса из отдельных районов Лондона средним классом. В настоящее время термин чаще всего применяется к американским городам (по крайней мере, мне упоминание попадаются исключительно с увязкой к Штатам) и районам, трудно пережившем уход промышленности. Хотя не так давно термин описывал также процесс вытеснения одних горожан другими на расовой почве. Но это история, а нас интересуют механизмы преобразования.

Инструментов для перезапуска территории, наполнения её жизнью, очень много. Более того, универсального рецепта не существует. На западе толчком для преобразований чаще всего служит цена недвижимости — в плохих районах она ниже, чем в хороших, поэтому, если в районе нет крупных препятствий, со временем люди сами переедут туда ради экономии, а за людьми подтянется и бизнес. В Нью-Йорке, к примеру, именно так и обживаются районы вокруг ядра. Затем дешёвый район начинает дорожать — спрос то растёт, после какой-то черты хипстеры, творческие люди и все другие, кто не желает переплачивать, убегают ищут новый район. Такой вот кочевой образ жизни, но зато экономия и круговорот жизни городских районов. Что самое интересное, аналогично, только наоборот, может произойти с текущим центром активности и полнокровным районом — люди и бизнес начнут сбегать от дороговизны в более дешёвые районы.

К слову, современные технологии тоже влияют на процесс преобразования городов. Например, известный сервис для краткосрочной аренды квартир дошёл до того, что спровоцировал рост цены недвижимости в недорогих районах в ряде городов! Они стали испытывать наплывы туристов! И тут тоже закрутилось колесо изменений: появились люди — появился бизнес — недвижимость стала цениться лучше — количество активностей растёт и так далее.

Но это при условии нормальной транспортной доступности, условий жизни, криминогенной обстановки и прочего. Если же с районом что-то не так, и это не так является весьма веской причиной, чтобы не переезжать в дешёвый район, то нужно городское вмешательство. В текущих российских условиях я бы выделил две проблемы, которые мешают перезапустить неблагоприятные районы: транспорт и точки притяжения.

С транспортом, вроде бы, всё понятно — если до района сложно и долго добираться, то он обречён оставаться изолированным. Не просто так спасение Готэма началось с дешёвого и быстрого транспорта. Всемирный опыт показывает, что для старта внутренних преобразований часто достаточно дать людям способ быстро добраться до нужной точки — это работает как в Европе с пуском трамвая, так и в Латинской Америке с запуском подъёмников к фавелам.
Сюда же стоит добавить вопросы безопасности на транспорте и улицах, но с этим у нас беда абсолютно везде.

С точками притяжения сложнее — они необходимы как для городского разнообразия, чтобы люди, живя не в самой дальней точке города, не говорили «поеду выйду в город», а имели элементарные активности под боком. А чтобы это было оправданно экономически, необходимо иметь в районе точку силы, притягивающую людей в течение всего дня. Культурный или бизнес центр, университет или гостиница и так далее — варианты можно перечислять долго.

Если не изменяет память, то в Детройте, чтобы оживить районы, посреди трущоб иногда строять дом бизнес-класса. Кто-то проводит мегасобытия, которые привлекают в город большие деньги и бум активности — так Рио-де-Жанейро весьма обновил свои трущобные районы. Москву тоже можно вспомнить, но тут речь скорее не о целых районах, а об отдельных улицах и местностях, где прошла программа реконструкции — с расширением тротуаров, ликвидацией парковок и прочим растёт привлекательность для бизнеса и качество жизни, а за этим и цена аренды. И так далее — примеров можно найти много.

На западе все эти процессы имеют один большой минус — изменение районов частично вынуждает старожил перемещаться из-за роста цены недвижимости. Да, оставшиеся жители получают растущий полнокровный район и больше возмножностей, но за это приходится доплачивать. В наших условиях это не столь актуально для жильцов, т.к. на российском рынке преобладает право собственности, а не аренды, а налоги только-только начинают учитывать реальную стоимость недвижимости. Бизнес же либо реагирует на изменение, либо перемещается — в каком-то количестве это неизбежный и обычный круговорот жизни района. Я бы больше опасался за архитектурные изменения, которые возможны в рамках джентрификации — город должен следить, чтобы какой-нибудь памятник случайно не сгорел или не был видоизменён до безобразия для модного лофта или бизнес центра.

добавить меня в друзья
Советую также подписаться:

Посты по теме:
Мальмё: путь от упадка до подъёма

gre4ark.livejournal.com

Добавить комментарий