Поиск

Как разговаривать с подростком?


Уважаемые сообщники, снова обращаюсь к вам за советом.
Я классный руководитель 8го класса (13-14 лет). До недавнего времени все шло практически чудесно: мы с ребятами совпадали во взглядах, ритмах, и было у нас не полное, но взаимопонимание. И главный — даже не хулиган, но, скажем, обалдуй — тоже был вполне вменяем. Если можно, назову его К. С К. было сложно на уроках — дисциплина — но за три года совместной жизни (веду у них предмет с 5 класса) мы приноровились друг к другу (т.е. я научилась соблюдать баланс между «провести урок» и «бережно отнестись к личности выделяющегося ученика», и он оказывался договороспособен) и, не боюсь этого слова, подружились. К. в силу характера часто попадал и попадает в неприятные ситуации — в большинстве из них я была его «адвокатом».
А в этом году все разладилось, да настолько, что я стала испытывать очень сильные негативные чувства.
Если раньше баланс «К. разговаривает на уроках, но с ним можно по-хорошему договориться» был соблюден, то в этом году К. «как с цепи сорвался». Вести занятия становится невозможным от слова совсем. К. блещет как разговорами, так и прямым хамством мне (что особенно неожиданно на фоне недавнего моего за него заступничества, когда его хотели за проступок перевести в другой класс).
И как-то раз я сорвалась. Выставила за дверь, сказала много неприятных (цензурных, правда) слов, вплоть до «в следующий раз решаешь свои проблемы сам».
Предсказуемо, стало невыносимо. Т.е. там, где раньше был контакт — теперь его нет, и из рычагов влияния остались только угрозы. Меня это выматывает, чувствую себя как водитель заглохшего самосвала, который надо дотолкать до сервиса. А также мне чисто по-человечески больно и обидно, что все так повернулось. Здесь и около-материнские чувства, и задетая гордость преподавателя, и печаль о нарушенных неплохих отношениях, и злость на помеху ранее конструктивному процессу, и вина, что я, взрослая, все-таки сорвалась — все вместе.
Так вот. Что делать-то? Я хотела бы разрешить этот конфликт. Вернуть не дружбу, но хотя бы терпимое отношение друг к другу. Не с целью даже восстановить порушенную самооценку как преподавателя, а, скорее, потому что так, как сейчас ощутимо ухудшает обстановку в классе и лишает меня сил.
Со стороны — это возможно? Это нужно? Я думала над вариантом разговора, но никак не понимаю схемы этого разговора и что я могу хотеть получить в конце. Разговор типа нотации кажется мне бессмыссленным.
Прошу прощения, все очень сумбурно, но мне важно это проговорить. Заранее спасибо за ваши комментарии. ru-psiholog.livejournal.com

Добавить комментарий