Поиск

Восток БМО: по следам Ореховского подъездного пути (Часть 2).


Я с детства любил изучать географические карты. А карта Подмосковья висела у меня в комнате на стене. И меня давно очень интересовало: что это за нагромождение железнодорожных петель в районе Ликино-Дулёво?

Конечно, со временем я узнал и о существовании Большой кольцевой железной дороги вокруг Москвы, и о её истории, и о том, как изменялась, со временем, её конфигурация. Но интересно же не только узнать, но и посмотреть своими глазами. Начало похода по старой трассе БМО в Ликино-Дулёве — бывшем же Ореховским подъездном пути — вот тут, ну, а мы продолжим.

Что бы было понятнее, приложу ту же самую карту, только с пояснениями. Зелёным подчёркнута современная трассировка БМО. Оранжевое, внизу — соединительный участок между нынешней станцией Дулёво и старой трассой Ореховского подъездного. Синее — это та его часть, что сохранилась до сих пор, и используется, уже как обычный подъездной путь. А красное — это те участки, что были разобраны, и сейчас от них остались лишь следы. Сиреневый кружок наверху — место, где находилась станция Ликино:

Итак, покидаем бывшую станцию Дулёво:

Как я уже раньше отметил, от неё не осталось никаких следов, кроме лежащих в грунте шпал, и вот этого одинокого телеграфного столба:

Дальше — снова однопутка:

Причём, на высокой насыпи, с глубокими кюветами по бокам, в которых утробно квакают лягушки:

Насыпь пересекает линия ЛЭП. Отсюда хорошо видно современную линию БМО, по которой идёт наливной состав:

Чуть дальше параллельно насыпи появляется проезжая часть улицы 2-я Пятилетка. Пешеходы и велосипедисты перемещаются на неё:

Поэтому насыпь тут заросла травой и деревцами:

Хотя шпалы, подтверждающие, что здесь была железная дорога, местами из грунта торчат:

Какое-то местное капище:

Шпалы, кое-где, вылезли на поверхность:

Октябрьская улица — одна из основных городских трасс Ликино-Дулёво — уже совсем близко. Из окон вон тех домов шестьдесят с небольшим лет назад открывался вид на идущие поезда:

Дорога снова возвращается на место бывшего пути:

Тут шпалы лучше видно:

А вот здесь, где бывшая железнодорожная линия подходит вплотную к Октябрьской улице, явно было какое-то ответвление. Шпалы здесь лежат в два ряда:

Слева, за дорогой, находилась Ликинская мануфактура — хлопчатобумажная, ткацкая и бумагопрядильная фабрика, основанная в 1870 году, и просуществовавшая до 2001 года. Подробнее о ней вы можете прочитать в блоге "Подмосковный краевед" у pechexod-а, а я позаимствовал из его записи одну картинку. Это бумажный торговый ярлык Ликинской мануфактуры, датированный 1911 — 1917 годами. В правом нижнем углу отлично видно железную дорогу. Это и есть Ореховский подъездной путь, по следам которого мы и идём. Собственно, в самой нижней строке на ярлыке это написано:

SAM_4182

Ныне же фабрика практически уничтожена, от неё осталось несколько бывших казарм:

Был ли у мануфактуры собственный подъездной путь? Не знаю, но сомневаюсь — на спутниковых снимках его вероятная трассировка совершенно не угадывается. А вот некая погрузочная площадка напротив вполне могла существовать — для чего, собственно, и появился в этом месте второй путь.

На сайте pastvu.com есть фотография, сделанная примерно на этом месте. Это, ориентировочно, 1960-1962 год. Справа отлично видно прожекторный светофор:

Больница

Ещё от железнодорожных артефактов сохранился вот такой мостик:

Ныне он совершенно не используется, ибо рядом сделан целый проезд. За мостиком в деревьях притаился Ильич:

Сзади Ильича кондитерский цех, и в воздухе одуряюще пахнет выпечкой 🙂 Но нам надо дальше. Пути шли вот тут:

Но дальше дорога перекрыта забором. Что-то, видимо, построить хотели, прямо на бывшей трассе железной дороги, но не сложилось:

Здесь насыпь заросла гораздо сильнее:

Я смело полез в высокую траву, но метров через сто уткнулся в густые заросли:

Пришлось возвращаться назад, и обходить все эти кусты по дороге. Снова смотрим pastvu.com: так этот участок выглядел в 1962 году: на переднем плане станция Ликино, её южная горловина, а на заднем видны постройки Ликинской мануфактуры (снято с севера на юг):

Ликино 1

Продукция ЛиАЗа грузится на платформы, а вот, интересно, куда идёт пассажирский? А он явно куда-то идёт, в сторону Куровской, ибо не может же просто отстаиваться на главном пути.

Кстати, есть такая версия изменения трассировки БМО в черте Ликино-Дулёво — для того, что бы сделать подъездной путь от железной дороги к Ликинскому автобусному заводу. В старой конфигурации линии это не представлялось возможным — этот путь пришлось бы вести прямо сквозь новостройки северной части города, пересекая, к тому же, его главную улицу. А автобусы с завода приходилось гнать своим ходом до бывшей станции Ликино, и уже там их грузить на платформы — что мы и видим на этом снимке. Он новой же станции Дулёво проложить прямой подъездной к заводу ничего не помешало.

Дальше старая линия шла где-то вот здесь — чуть правее здания с надписью "Шиномонтаж":

Отсюда нынешняя линия БМО совсем близко:

То, что здесь была железная дорога, продолжают подтверждать останки шпал:

А дальше мы выходим на то место, где, когда-то, располагалась станция Ликино:

Опять шпалы:

Путей здесь, как видно на архивных фотографиях, было что-то около пяти. И, если станция Дулёво была заново отстроена на новой трассе кольца, то от станции Ликино вообще ничего не осталось. Кроме фотографии всё с того же Паствью: шестьдесят второй год:

Ликино-2

И вот этой фотографии, которую переснял superman2014 в музее истории Кудыкинской волости:

Станция Ликино

К сожалению, по его словам, ныне и музея этого уже нет… И следы Ореховского подъездного пути тоже обрываются:

В зарослях ещё можно найти останки насыпи:

А в восемьдесят четвёртом это место выглядело вот так. На заднем плане просматривается контактная сеть нынешней трассы БМО:

Ликино-3

Возможно, эта непонятная железобетонная штука тоже имела отношение к железной дороге. Остатки мостика?

Но, собственно, это уже финиш:

Вот где-то тут, на нулевом пикете сто двадцатого километра БМО, старая трасса кольца вливалась в современную:

Собственно, на этом и всё. Весь поход по старой трассе Большого кольца составил, примерно, шесть километров двести метров. Это не считая посещения окрестностей.

Если пройти ещё немного вперёд, в сторону Орехово, то можно найти ещё один артефакт Ореховского подъездного пути:

Когда-то здесь была водопропускная труба под его насыпью. Но при реконструкции БМО новую насыпь проложили чуть в стороне, сделав на ней собственный мостик. Вот теперь — точно всё! ru-railway.livejournal.com

Добавить комментарий