Поиск

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ. Горбатов Константин Иванович (1876-1945)


Автор — Ела2012. Это цитата этого сообщения

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ. Горбатов Константин Иванович (1876-1945).

Судьба русского художника Константина Ивановича Горбатова насыщена контрастами, как и его живопись.

Бродскии И. И. Портрет Горбатова К. И..jpg
Портрет К.И. Горбатова. 1913. И. Бродский.
Музей-квартира И.И. Бродского, Санкт-Петербург

Горбатов родился в городке Ставрополе Самарской губернии. Как в любом из уездных городов центральной России, здесь были старые храмы, покосившиеся дома над обрастающими травой деревянными тротуарами, густая тишина. А главное — была Волга, которую позже воспел Горбатов в своем цикле картин.

Деревенские постройки. 1903Холст, масло. 48 x 68 смЧастное собрание
Деревенские постройки. 1903
Холст, масло. 48 x 68 см
Частное собрание

Школу живописца Горбатов стал проходить в начале 1890-х годов в Самаре у местного художника Ф.Е. Бурова, а с 1896 по 1903 год он живет в Риге, учится в политехникуме и продолжает свое художественное образование у Д. Кларка.

Пейзаж с изгородью. 1895Холст, маслоЧастное собрание
Пейзаж с изгородью. 1895
Холст, масло
Частное собрание

Приехав в Петербург в 1903 году, Горбатов сначала учится в знаменитом Училище рисования Штиглица, а потом в Академии художеств на архитектурном отделении. Год спустя он переводится на живописное отделение под руководство А.А. Киселева и П.Н. Дубовского. Не случайно позже художник находит свою стезю именно в архитектурном пейзаже.

Псков. 1905Холст, маслоЧастное собрание
Псков. 1905
Холст, масло
Частное собрание

В 1912 году 35-летний К. Горбатов едет в Рим пенсионером Академии художеств. Сначала работает в Вечном городе, а потом по приглашению Максима Горького перебирается к нему на Капри.

КаприБумага, гуашь, акварель, карандаш. 35 x 47 смЧастное собрание
Капри
Бумага, гуашь, акварель, карандаш. 35 x 47 см
Частное собрание

КаприХолст, масло. 75 x 100 см
Капри
Холст, масло. 75 x 100 см

Там вокруг Горького собралась колония молодых художников из России — Горелов, Бродский, Фалилеев, Вещилов… Знаменитый писатель выделяет из нее земляка-волжанина Горбатова, вместе дважды в неделю они обходят мастерские молодежи.

Нижний Новгород.1919.
Великий Новгород. 1919
Холст, масло
Частное собрание

После Италии, объездив всю Европу, Горбатов живет в России и неустанно пишет ее природу, виды северных городов: Пскова, Новгорода, — а также маленьких волжских и самой Волги, с любимыми силуэтами кривых берез на переднем плане картин.

Торжок.jpg
Торжок. 1917
Холст, масло. 82 x 137 см
Горловский городской художественный музей, Донецкая обл.

Новгород. Пристань. 1919
Новгород. Пристань. 1919
Картон, масло. 38 x 54 см
Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник

О рабочем настрое художника, его «речном” сердце писал в то время и И.Э. Грабарь: «Из петербургских художников вряд ли кто так хорошо знал жизнь северных городов, как Константин Иванович Горбатов. С детства он привык к стоящим на приколе стареньким рыбацким лодкам с залатанными парусами, к тяжело груженным баржам, к запаху илистой воды и свежей рыбы, к расплавленному солнцу, беспощадно льющему свои лучи на зеленые, красные крыши прибрежных домов.

Набережная старого города. 1915
Набережная старого города. 1915
Холст, масло. 50 x 62 см
Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник

Старый Новгород. Баржи. 1913Холст, масло. 107 x 142 смЧастное собрание
Старый Новгород. Баржи. 1913
Холст, масло. 107 x 142 см
Частное собрание

Взрослым, когда он считал чуждым для себя все, кроме живописи, Горбатов неделями пропадал на берегах рек, прислушивался, присматривался, писал этюды, писал много, с наслаждением. А еще больше он любил задворки провинциальных северных городов к концу зимы, когда снег становился серым, ноздрястым, когда появлялись первые лужи и начинали оживать березки».

Улица провинциального города. 1920
Улица провинциального города. 1920
Холст, масло. 83 x 140 см
Госудаpственный Владимиpо-Суздальский истоpико-аpхитектуpный и художественный музей-заповедник

Провинция. 1915.
Провинция. 1915
Картон, гуашь, белила, акварель. 51 x 65 см
Историко-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим", Истра, Московская обл.

Зима. Оттепель. 1910
Зима. Оттепель. 1910
Холст, масло. 111 x 138 см
Севастопольский художественный музей им. М.П. Крошицкого

В Петербурге К. Горбатов не влился в модные течения и кружки. Сообразно своему мировоззрению, он стал членом Общества им. А.И. Куинджи, поздних Передвижных выставок, как бы осознанно отставая от набирающего скорость локомотива нового русского искусства начала XX века.

Псков. Причалы. 1919Холст, маслоЧастное собрание
Псков. Причалы. 1919
Холст, масло
Частное собрание

В то время стиль и манера Горбатова уже окончательно выработаны. Его вещи сразу узнаваемы. Их добротность и живописная красота обеспечивали успех у публики. Все горбатовские картины легко распродавались с выставок. Но круг поклонников и покупателей художника из средних слоев общества, как и следовало ожидать, распался сразу же после революции.

Русская провинция веной. 1922Холст, масло. 74 x 90 смЧастное собрание
Русская провинция веcной, 1922
Холст, масло. 74 x 90 см
Частное собрание

В 1922 году Горбатов вместе с женой выезжает из России. Сначала Горбатовы живут в Италии. В свою традиционную русскую тематику художник теперь смело вводит виды солнечных уголков Капри, Венеции, а потом будет использовать мотивы, навеянные его путешествиями в Англию, Палестину, Египет. Эти разноцветные города у него теперь пламенеют на фоне красочного моря и неба, выразительно написанных иногда едва ли не пуантелистским мазком.

Набережная в Венеции. 1919Холст, маслоЧастное собрание
Набережная в Венеции, 1919
Холст, масло
Частное собрание

Синее море. Капри. 1925
Синее море. Капри. 1925
Холст на картоне, масло. 40 x 50 см
Историко-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим", Истра, Московская обл.

В 1926 году Горбатовы переселились в Берлин, где художник органично вошел в группу тамошних русских эмигрантов-живописцев: Л. Пастернак, В. Фалилеев, И. Мясоедов, С. Колесников. Общаются они и с русскими парижанами — на международных выставках. Надо заметить, что Горбатов умело использует свое ремесло для неплохого заработка. На фоне общей жизни российской эмиграции он выглядит преуспевающим, снимает хорошую квартиру, нарядно обставленную ампирной мебелью.

Портрет молодой женщины. 1925Картон, пастель. 100 x 68 смЧастное собрание
Портрет молодой женщины. 1925
Картон, пастель. 100 x 68 см
Частное собрание

Парусники в море. 1929Бумага на холсте, маслоЧастное собрание
Парусники в море. 1929
Бумага на холсте, масло
Частное собрание

После выставки русской живописи в Кельне в 1929 году, организовывавший ее И.Э. Грабарь писал о Горбатове: «Академист, лет 55, работающий «русские пейзажи», — исключительно с церквами, пропастью церквей… Имеет успех у немецкой публики, всюду делал выставки, много (больше всех вместе) продал и продолжает продавать». Э.Ф. Голлербах отмечал большую симпатию, с которой встречали картины Горбатова в Германии. В Мюнхене даже выходили цветные открытки с репродукциями этих картин.

Венецианская ночь. Начало 1930-х
Венецианская ночь. Начало 1930-х
Холст на картоне, масло. 40 x 50 см
Историко-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим", Истра, Московская обл.

Урожай. 1931Холст, масло. 61 x 81 смЧастное собрание
Урожай. 1931
Холст, масло. 61 x 81 см
Частное собрание

С начала 1930-х годов в Германии возобладавший в искусстве стиль Третьего рейха сделал тему русской провинции полностью неуместной. Живописцу К. Горбатову живется теперь несладко. С приходом к власти Гитлера Горбатовым, еще числящимся по их загранпаспортам советскими гражданами, приходится туго. Когда началась война, им как “неблагонадежным” приходится дважды в неделю отмечаться в полиции, они лишаются возможности выезда из страны. Полученные новые временные паспорта супругам продлевает шведское посольство на четырехмесячные сроки.

Весной в березовой роще. 1932
Весной в березовой роще. 1932
Картон, акварель, белила, гуашь. 40 x 50 см
Историко-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим", Истра, Московская обл.

Потонувший город (Китеж?). 1933
Потонувший город (Китеж?). 1933
Бумага на картоне, гуашь, белила. 49 x 59 см
Историко-архитектурный и художественный музей "Новый Иерусалим", Истра, Московская обл.

Амальфи. 1939Дерево, масло. 50 x 61 смЧастное собрание
Амальфи. 1939
Дерево, масло. 50 x 61 см
Частное собрание

Несмотря на это, почти до самой смерти художник работал: он писал натюрморты с цветами, пейзажи с видами Капри и Венеции и, что самое поразительное в фашистском Берлине, виды старых русских городов. Они и «голубые» русские зимы оставались в памяти художника на протяжении всей его жизни. Одна из самых поздних картин мастера, находящаяся в собрании музея с изображением Ростова Великого датируется 1943 годом.

Зимний день. 1934Холст, масло. 75 x 90 смЧастное собрание
Зимний день. 1934
Холст, масло. 75 x 90 см
Частное собрание

Ростов Великий. На озере. 1943Х
«Ростов Великий. На озере Неро»
1943
Холст, масло. 59 x 79 см
Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»

А к концу войны Горбатовы уже по-настоящему бедствуют. И как бы последней радостью в этой жизни является для художника приход в покоренный Берлин нашей армии. Всего на две недели пережил он окончание Второй мировой войны и умер в Берлине 24 мая 1945 года.

Вифлеем. 1935Холст, масло. 73 x 91 смЧастное собрание
Вифлеем. 1935
Холст, масло. 73 x 91 см
Частное собрание

Детей Горбатовы не имели. Ольга Александровна Горбатова после смерти мужа буквально не находила себе места, постоянно сетовала соседям на опустевшую без него жизнь.
17 июня 1945 года она в черном шелковом платье, в темных чулках
встала на подоконник кухни. В крюке над окном была закреплена веревка с петлей…

Тиверия. Генисаретское озео. 1935Холст, масло. 70 x 86 смЧастное собрание
Тиверия. Генисаретское озео. 1935
Холст, масло. 70 x 86 см
Частное собрание

Оставаясь всегда русским художником, незадолго до окончания второй мировой войны Горбатов писал в письме-завещании: «Пишу письмо в трагическую минуту, когда смерть грозит каждому живущему в Берлине. После войны прошу все мои картины… отправить в Академию художеств в Ленинграде, пусть она поступит так, как найдёт нужным». Судьба распорядилась так, что произведения Константина Горбатова (всего более 100 живописных и графических работ) и его архив в 1964 году были переданы из ГДР в музей «Новый Иерусалим» (в то время Московский областной краеведческий музей).

Стена плача. 1935Бумага на дереве, уголь, акварель. 51 x 41 смЧастное собрание
Стена плача. 1935
Бумага на дереве, уголь, акварель. 51 x 41 см
Частное собрание

Его наследие находится в стенах древнего ставропигиального монастыря, раскинувшегося под сенью белокаменного златоглавого собора. И этот стоящий на горе монастырь с подступающими к нему березками и домиками как нельзя лучше напоминают нам о творчестве замечательного художника.

Вид монастыря. 1933Холст, масло. 80 x 109 смЧастное собрание
Вид монастыря. 1933
Холст, масло. 80 x 109 см
Частное собрание

Творчество Горбатова — цельное явление: художник был восприимчив лишь к тому, что было близко его видению. Самое большое формальное воздействие на Горбатова оказал опыт импрессионистов. В целом же, артистизм художника и его романтическое отношение к искусству, которое он превозносил, заявляя, что «только люди, любящие искусство ценят жизнь, только им доступна тайна бытия», отражают верность Горбатова традициям русского искусства рубежа ХIХ-ХХ веков.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4643217
http://www.artsait.ru/art/g/gorbatov/main.htm
http://www.art-catalog.ru/artist.php?id_artist=381

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

kolybanov.livejournal.com

Добавить комментарий