Поиск

О литургии Иакова и о Типиконе


О литургии Иакова и о Типиконе
(две реплики к статье о.Феодора Ртищева)

Священник Феодор Ртищев в своей статье «Литургическое творчество: что это и зачем. Размышления об анонимной статье на портале «Благодатный огонь»» 12.2016 анализирует текст из «Благодатного Огня», в котором он приводит высказывание о.К.Буфеева и его единомышленника «анонимного» автора (скорее всего – Каверина) статьи в указ. журнале:

1. о.Буфеев (выступая против служения Литургии апостола Иакова и, увы, кощунственно отрицая истинность Таинства, совершенного по этому формуляру): «Пресуществление Святых Даров происходит, по вере Христовой Церкви, лишь на правильно совершённой евхаристической службе. Благодать Святого Духа не действует там, где сознательно идут на каноническое преступление. Таинство совершается в Церкви только при условии благоговейного соблюдения её канонических правил, а не там, где попирается богослужебный Устав. Никто не заставит православных людей веровать, будто на антиуставной литургии хлеб и вино пресуществляются в Тело и Кровь Христовы» [ Буфеев, К. прот. О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви].

2. «Анонимный автор» статьи: «Типикон должен восприниматься христианами как правило веры и камертон православной молитвы; как символическая книга, запечатлевшая богослужебный опыт Вселенской Церкви; как самое главное и ценнейшее выражение церковного Предания; как бриллиант, веками хранившийся Святыми Отцами и достигший совершенства формы (sic!); как великий и священный дар Божий Церкви (sic!). … Если уж, по слову апостольскому, ветхозаветный Закон свят (Рим. 7, 12), то насколько более свят Устав, предписывающий совершение не кровавых жертвоприношений, а бескровной литургической Христовой Жертвы!» [ Реформация в Русской Православной Церкви продолжается. На очереди отмена Типикона].

В ценной статье о.Феодора, как мне кажется, два упущения:
1. В качестве ответа о.Константину достаточно было сослаться на то, что Трулльский Собор (692 г.) в своем 32-м каноне ссылается на формуляр Литургии Апостола Иакова: «Иаков, Христа Бога нашего по плоти брат, коему первому вверен престол Иерусалимския Церкви, и Василий Кесарийския Церкви архиепископ, коего слава протекла по всей вселенной, письменно передав нам таинственное священнодействие, положили в Божественной литургии, из воды и вина составлять святую чашу». Итак, отцам собора известна не только серия молитв этого чина, но и формуляр. А это является одновременно и ответом тем скептически настроенным современным литургистам, которые в «научной среде» пытаются посеять семена сомнения в подлинности и аутентичности известной нам Литургии Иакова. Любой мало-мальски знакомый с православной византийской традицией, знает, какую роль имеет в этой традиции Трулльский Собор (византийцы все время его стараются приравнять к Вселенскому, да и поныне его правила издаются между канонами 4 и 7 Вселенских Соборов). Это не говоря уже о достаточно авторитетном послании свт. Прокла Константинопольского о Литургии, где упоминается чин литургии Иакова. После этого говорить о «неканоничности» Литургии апостола Иакова как минимум – невежественно, а по сути – кощунственно.

2. К сожалению, никто не обратил внимание на тот факт, что автор анонимной статьи, столь восторженно разглагольствуя о Типиконе, сам, видимо, с Типиконом совершенно не знаком. Так как любой, кто знаком с Типиком, знает, что Типик не является формуляром Таинств и не имеет ни малейшего отношения к сакраментологии. Типик в сущности клиросная книга и не говорит нам о том, как служить и совершать Таинства и по какому «чину». К бескровной Христовой Жертве Типик «сиесть Устав» не имеет ни малейшего отношения.

abbatus_mozdok.livejournal.com

Добавить комментарий