Поиск

Художник Жан-Этьен Лиотар


Автор — Александр_Ш_Крылов. Это цитата этого сообщения

Художник Жан-Этьен Лиотар

Жан — Этьен Лиотар / Jean — Etienne Liotard
1702 — 1789

Жан — Этье́н Лиота́р ( Jean-Étienne Liotard; родился 22 декабря 1702, Женева — 1789, Женева)
— швейцарский художник, «живописец королей и красивых женщин».

Портрет леди Энн Сомерсет, графини Нортгемптон (Portrait of Lady Ann Somerset, Countess of Northampton) 60.7 х 45.7 пергамент, пастель Частное собрание (510x700, 96Kb)

«Портрет леди Энн Сомерсет, графини Нортгемптон» (Portrait of Lady Ann Somerset, Countess of Northampton)
60.7 х 45.7, пергамент, пастель, Частное собрание

Большую часть жизни Лиотар провел за границей. После обучения в Женеве у миниатюриста Даниэля Гарделя, он жил в Париже (1723-1736), где учится у Жана-Батиста Массе. Затем он совершает путешествие в Рим (1736), где знакомится с Уильямом Понсонби, впоследствии лордом Бессборо, с которым в 1738 художник отправляется в Константинополь (1738-1742). Здесь он создает серию рисунков итальянским карандашом и сангиной (Париж, Лувр и Нац. библиотека). Неутомимый путешественник, Лиотар приезжает в Вену (1743-1745), где исполняет свою самую знаменитую пастельную композицию – «Шоколадница» (ок.1745, Дрезден).

Шоколадница    1743-1745     82.5 х 52.5   пергамент, пастель   Дрезден, Картинная галерея старых мастеров (437x700, 100Kb)

«Шоколадница» 1743-1745, 82.5 х 52.5, пергамент, пастель. Дрезден, Картинная галерея старых мастеров

Затем Лиотар возвращается в Париж, где в 1749 маршал Саксонский (чей портрет он исполнил) представляет его ко двору. Хотя он несколько раз выставлялся в Академии св.Луки, в Королевской Академии его ждали одни разочарования, он даже не стал ее членом. После этого Лиотар покидает Францию и отправляется в Лондон (1754) и Голландию и в 1757 обустраивается в Женеве. Богатый и знаменитый, он становится портретистом городской знати и проезжих иностранцев. В это время он создает множество замечательных пастельных портретов, более строгих по стилю и более точных по рисунку, например, портрет госпожи Эпине (ок.1759, Женева, Музей искусства и истории), восхитивший Флобера и Энгра.

По возвращении в Вену в 1762, он пишет портреты одиннадцати детей Марии-Терезы (там же). Затем он вновь отправляется в Париж (1770-1772), Лондон, где с успехом выставляется в Королевской Академии, и Вену, а затем окончательно возвращается в Женеву (1778).
В последние годы жизни, в Конфиньоне, близ Женевы, он пишет натюрморты (там же и собрание Сальманович), исполненные в сдержанной манере, даже с некоторым простодушием; они являются шедеврами этого жанра и сравнимы с натюрмортами Шардена.

Натюрморт с чайным сервизом     1781-1783    37.8 х 51.6   х. на к.,м.  Лос-Анджелес, музей Пола Гетти (700x501, 119Kb)

«Натюрморт с чайным сервизом 1781-1783, Лос-Анджелес, музей Пола Гетти

Здесь же художник создает удивительный «Пейзаж» с видом гор около его мастерской (Амстердам).

Вид массива Монблан из мастерской художника в Женеве, автопортрет    1765-70      46 х 59.7,    пергамент,   Амстердам, Рейксмузеум (700x531, 113Kb)

«Вид массива Монблан из мастерской художника в Женеве, автопортрет» 1765-1770, 46 х 59.7, пергамент, Амстердам, Рейксмузеум

Искусство Лиотара прямо противоположно французскому искусству XVIII в., полному блеска, грации и обаяния. Его же эстетическая концепция независима и оригинальна, а иногда и озадачивает. По своим вкусам он является типичным женевцем, презирающим модные направления; его искусство очень острое, а модели в его портретах предстают такими, какие они есть, лишенными прикрас.

Его первая и главная забота — писать «правдиво» — отсюда и его прозвище «живописец правды». Замечательный колорист, Лиотар был мастером валёров. Его пастели не имеют ни психологической проникновенности пастелей Латура, ни утонченности пастелей Перроно, но они пластически верно передают реальность.

Аполлон и Дафна,по Лоренцо Бернини в коллекции Боргезе в Риме (Apollo and Daphne)    1736     66.2 х 51.2  бумага, пастель  Амстердам, Рейксмузеум (529x700, 119Kb)

«Аполлон и Дафна», по Лоренцо Бернини в коллекции Боргезе в Риме (Apollo and Daphne) 1736, 66.2 х 51.2, бумага, пастель, Амстердам, Рейксмузеум

Лиотар был автором «Трактата о принципах и правилах живописи» (Женева, 1781). Его концепция живописи как «зеркала всего самого прекрасного, что предлагает нам Вселенная», противостоит взглядам его современников; художник утверждает, что «в произведениях природы мазков не видно, и поэтому их не следует показывать на картине». Он боролся против наивности, «невежд», то есть тех, кто не имеет никакого представления о принципах искусства.

Дама, пьющая шоколад     1744      46 х 40   м.,х.  Лондон, Национальная галерея (581x700, 112Kb)

«Дама, пьющая шоколад» 1744, 46 х 40, м.,х., Лондон, Национальная галерея

«Этюд мальчика (Study of a boy at half the face) 1736-1738, 46 х 35.5, бумага, пастель, Амстердам, Рейксмузеум

Джон, лорд Маунтстюарт, позже 4-й граф и 1-й маркиз Бьюта     1763     114.9 х 90.3    пергамент, пастель     Лос-Анджелес, музей Пола Гетти (546x700, 133Kb)

«Джон, лорд Маунтстюарт, позже 4-й граф и 1-й маркиз Бьюта» 1763, 114.9 х 90.3, пергамент, пастель, Лос-Анджелес, музей Пола Гетти

Портерт мадам Сен-Поль    1757       54.5 x 43.5   пергамент, пастель    Частное собрание (554x700, 128Kb)

«Портерт мадам Сен-Поль» 1757, 54.5 x 43.5, пергамент, пастель, Частное собрание

Жанна-Элизабет Селлон (1705-1749), Леди Тирелл     1746    63 х 48.5_пергамент, пастель   Амстердам, Рейксмузеум (529x700, 100Kb)

«Жанна-Элизабет Селлон (1705-1749), Леди Тирелл» 1746, 63 х 48.5, пергамент, пастель, Амстердам, Рейксмузеум

Граф Герман Мориц Саксонский,маршал Франции       1748      62 х 51   пергамент, пастель   Амстердам, Рейксмузеум (574x700, 121Kb)

«Граф Герман Мориц Саксонский,маршал Франции» 1748, 62 х 51, пергамент, пастель, Амстердам, Рейксмузеум

Мария Терезия Австрийская, эрцгерцогиня Австрии, королева Венгрии и Богемии     1747      62 х 51   медь, эмаль   Амстердам, Рейксмузеум (558x700, 160Kb)

«Мария Терезия Австрийская, эрцгерцогиня Австрии, королева Венгрии и Богемии» 1747, 62 х 51, медь, эмаль, Амстердам, Рейксмузеум

Портрет Луи де Бурбона (1729-65), дофина Франции     ок.  1749      60.4 х 49.9   бумага, пастель   Амстердам, Рейксмузеум (568x700, 110Kb)

«Портрет Луи де Бурбона (1729-65), дофина Франции» ок. 1749, 60.4 х 49.9, бумага, пастель, Амстердам, Рейксмузеум

Портрет дамы в синем платье      58.4 х 46.3   х.,м.   Частное собрание (547x700, 113Kb)

«Портрет дамы в синем платье» 58.4 х 46.3, х.,м., Частное собрание

Портрет Корнелиса Калкоена (Portrait of Cornelis Calkoen)     1738-1742      63 х 51    пергамент, пастель     Амстердам, Рейксмузеум (552x700, 98Kb)

«Портрет Корнелиса Калкоена» (Portrait of Cornelis Calkoen) 1738-1742, 63 х 51, пергамент, пастель, Амстердам, Рейксмузеум

Портрет императрицы Марии Терезы    65 х 62   картон, пастель   Частное собрание (545x700, 128Kb)

«Портрет императрицы Марии Терезы» 65 х 62, картон, пастель, Частное собрание

Принцесса Каролина Матильда (Princess Louisa),  1754-1755     40.0 x 30.5,   пергамент, пастель,   Англия, Королевская коллекция (545x700, 126Kb)

«Принцесса Каролина Матильда» (Princess Louisa), 1754-1755, 40.0 x 30.5, пергамент, пастель, Англия, Королевская коллекция

Портрет графа Франческо Альгаротти   (Portrait of Count Francesco Algarotti)    1745       42 х 32.5    пергамент, пастель    Амстердам, Рейксмузеум (526x700, 90Kb)

«Портрет графа Франческо Альгаротти» (Portrait of Count Francesco Algarotti) 1745, 42 х 32.5, пергамент, пастель, Амстердам, Рейксмузеум

Портрет молодой женщины   40.6 х 32.4   пергамент. пастель   Сент-Луис, Художественный музей (525x700, 129Kb)

«Портрет молодой женщины» 40.6 х 32.4, пергамент. пастель, Сент-Луис, Художественный музей

Три грации с античной римской статуи в коллекции Боргезе в Риме (The Three Graces)     1737      59.4 х 45.4_пергамент, пастель    Амстердам, Рейксмузеум (526x700, 105Kb)

«Три грации с античной римской статуи в коллекции Боргезе в Риме» (The Three Graces) 1737, 59.4 х 45.4, пергамент, пастель Амстердам, Рейксмузеум

Жан-Луи Буша-Бойсье      1762-1766       62.1 х 48.9    пергамент, пастель     Хьюстон, Музей изобразительных искусств (537x700, 101Kb)

«Жан-Луи Буша-Бойсье» 1762-1766, пергамент, пастель, Хьюстон, Музей изобразительных искусств

Мария Фарг, жена художника, в турецком костюме     1756-1758       103.8 х79.8 (526x700, 142Kb)

«Мария Фарг, жена художника, в турецком костюме» 1756-1758

Портрет великого визиря      1738-1743     61.6 x 47.6    бумага, пастель   Лондон, Национальная галерея (539x700, 116Kb)

«Портрет великого визиря» 1738-1743, 61.6 x 47.6, бумага, пастель, Лондон, Национальная галерея

Женщина в турецком платье    62 х 47    пергамент, пастель    Стамбул, Музей Пера (534x700, 156Kb)

«Женщина в турецком платье» 62 х 47, пергамент, пастель, Стамбул, Музей Пера

Мария  Фредерика  ван Реде-Атлон в семь лет       1755-1756       57.2 х 47    пергамент, пастель   Лос-Анджелес, музей Пола Гетти (560x700, 104Kb)

«Мария Фредерика ван Реде-Атлон в семь лет» 1755-1756, 57.2 х 47, пергамент, пастель, Лос-Анджелес, музей Пола Гетти

Портрет дамы     67.5 х 53.5    пергамент, пастель     Частное собрание (547x700, 103Kb)

«Портрет дамы» 67.5 х 53.5, пергамент, пастель. Частное собрание

Портрет мадам Боре      1746     2.8 х 49  пергамент, пастель   Амстердам, Рейксмузеум (532x700, 111Kb)

«Портрет мадам Боре» 1746, 2.8 х 49, пергамент, пастель. Амстердам, Рейксмузеум

Этюд мальчика (Study of a boy at half the face)    1736-1738    46 х 35.5    бумага, пастель  Амстердам, Рейксмузеум (522x700, 112Kb)

«Этюд мальчика» (Study of a boy at half the face) 1736-1738, 46 х 35.5, бумага, пастель. Амстердам, Рейксмузеум

Портрет Мери Дубле ван Грёнштайн, леди Холдернесс    1745   40 х 30     Берлин, Музей Берггрюна (519x700, 90Kb)

«Портрет Мери Дубле ван Грёнштайн, леди Холдернесс» 1745, 40 х 30, Берлин, Музей Берггрюна

Портрет Марии Аделаиды Французской в турецком костюме     50 х 56     х.,м.   Флоренция, Уффици (700x607, 150Kb)

«Портрет Марии Аделаиды Французской в турецком костюме», 50 х 56, х.,м., Флоренция, Уффици

Фредерик, принц Уэльский      1754      67.9 x 55.2  пергамент, пастель_Англия, Королевская коллекция (581x700, 102Kb)

«Фредерик, принц Уэльский» 1754, 67.9 x 55.2, пергамент, пастель. Англия, Королевская коллекция

Портрет Марии Саксонской (1731-67), дофины Франции     1749      41 х 32.5    пергамент, пастель   Амстердам, Рейксмузеум (541x700, 110Kb)

«Портрет Марии Саксонской (1731-67), дофины Франции» 1749, 41 х 32.5, пергамент, пастель. Амстердам, Рейксмузеум

Читательница, Марианна Лавернь, кузина художника       1746        54.5 х 43    пергамент, пастель    Амстердам, Рейксмузеум (548x700, 121Kb)

«Читательница, Марианна Лавернь, кузина художника» 1746, 54.5 х 43, пергамент, пастель. Амстердам, Рейксмузеум

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

kolybanov.livejournal.com

Добавить комментарий