Поиск

Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911)


Автор — Ела2012. Это цитата этого сообщения

Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911).

Автопортрет.jpg
«Автопортрет»
1878

Григорий Григорьевич Мясоедов был сыном мелкопоместного дворянина. Отец поощрял его рано проявившийся интерес к художеству. После обучения в гимназии в Орле, где рисование преподавал профессиональный художник И. А. Волков, юноша отправился в Петербург и в 1853 г. поступил в Академию Художеств.

Air — Johann Sebastian Bach

Десятилетие, которое Мясоедов провел в стенах Академии (1853-63), совпало с периодом тяжелого кризиса этого учебного заведения, закончившегося «бунтом четырнадцати». Правда, сам «бунт» Мясоедов не застал — к этому времени он уже закончил АХ и в качестве пенсионера находился за границей (1863-68), посетил Берлин, Брюссель, Париж, города Италии и Испании.

Еще в годы обучения Мясоедов написал жанровую картину «Поздравление молодых в доме помещика» (1861) и полотно на историческую тему «Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» (1862), которое В. В. Стасов назвал одной из первых заявок на пути создания реалистических исторических картин.

«Смотрины невесты». 2-я пол XIX в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Смотрины невесты», 2-я пол XIX в.
Государственный Русский музей,
Санкт-Петербург

«Поздравление молодых в доме помещика» 1861 Г.96 x 123,5 см. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия
«Поздравление молодых в доме помещика»
1861г.
Холст, масло. 96 x 123.5 см
Государственный Русский музей

«Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе» 1862 Г.
«Бегство Григория Отрепьева из корчмы на литовской границе.
Сцена из трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов» (1825 ) — «Корчма на литовской границе», 1862.
Всероссийский музей А. С. Пушкина

В дальнейшем историческая тематика будет разрабатываться в живописи Мясоедова постоянно, параллельно с картинами бытового жанра. Эти две линии творчества художника очень тесно сближались, порой переходя друг в друга.

Творческая работа все время сочеталась у живописца с активной общественной деятельностью. Именно ему принадлежит инициатива создания организации художников нового типа — Товарищества передвижных художественных выставок. Идея о такой организации зародилась у Мясоедова еще в 1867 г., когда он находился за границей и имел возможность наблюдать деятельность европейских художников по организации передвижных выставок, проводившихся в основном с коммерческой целью. 16 декабря 1870 г. состоялось первое общее собрание членов ТПХВ, где было избрано правление, в состав которого вошел и Мясоедов (вместе с И. Н. Крамским, Н. Н. Ге, В. Г. Перовым, М. К. Клодтом).

А 29 ноября 1871 г. в Петербурге открылась I передвижная художественная выставка, показанная затем в Москве, Киеве и Харькове. Мясоедов представил на эту выставку картину «Дедушка русского флота. (Ботик Петра I)» (1871), в которой решение исторической темы дано в бытовом плане.

Дедушка русского флота (Франц Тимерман объясняет юному Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного в одном из амбаров села Измайлово. Май 1688г).jpg
Дедушка русского флота. (Ботик Петра I), 1871
(Франц Тимерман объясняет юному Петру Алексеевичу устройство ботика, найденного в одном из амбаров села Измайлово. Май 1688г)

В марте 1872 г. открылась II передвижная выставка, на которой экспонировалось самое значительное полотно Мясоедова — «Земство обедает» (1872)

Мясоедов Г.Г. «Земство обедает»
«Земство обедает»
1872г.
Холст, масло 74 x 125
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Тихий провинциальный городок. Солнечный полдень. У подъезда земской управы группа крестьян. Один из них, примостившись на каменных плитах и подложив под голову котомку, дремлет. Другие неторопливо едят: хлеб с солью да лук — вот их обед. А рядом, в доме, только что отобедали господа: через открытое окно виден лакей, старательно перемывающий посуду, тут же — множество бутылок и графинов. Налицо критический сюжет — сопоставление земцев-господ и земцев-крестьян, контраст богатства и бедности. Но не это стало для художника главным в картине. Он сосредоточил все внимание на самих крестьянах. В них художник разглядел и запечатлел разнообразие характеров, особое благообразие, внутреннюю собранность, своеобразную красоту.

В другом фундаментальном полотне Мясоедова — «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года» (1873) — раскрывается иной аспект той же темы — судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях. «Признаюсь, — писал один из критиков, — мне не удавалось видеть (после «Бурлаков» г. Репина) ни на одной картине столь типичных, безыскусственно-правдивых, точно живых, истинно мужицких лиц».

Чтение положения 19 февраля 1861 года.jpg
«Чтение Положения 19 февраля 1861 года»
1873
Холст, масло 138,2 х 209
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Крестьяне с сосредоточенным вниманием слушают читаемый мальчиком текст манифеста об освобождении от крепостной зависимости. Их отношение к документу еще не определилось: на лицах нет ни радости, ни явного разочарования. Но есть внутреннее напряжение, недоверие, настороженность. Крестьяне по-своему мудры и мужественны.

Изучение жизни русского крестьянства приводит Мясоедова к сюжетам, повествующим о древних поверьях и обычаях, их роли в жизни народа. Так, в картине «Опахивание» (1876) показано старинное ритуальное действо: крестьяне опахивают деревню от злых духов, впрягая в плуг обнаженных девушек.

1876 Г. 78 x 134 см 78 x 134 см. Русский музей, Санкт-Петербург, Россия  «Опахивание».
«Опахивание»
1876
Холст, масло. 78 x 134 см
Государственный Русский музей

1878-80 гг. Мясоедов работает над двумя вариантами «Засухи», где представлен молебен в поле. Параллельно идут поиски в области исторической тематики: художник пишет картину «Самосжигатели» (1882-84), сюжет которой стоит в очень тесной связи с предыдущими жанровыми картинами.

Самосожигатели.jpg
«Самосожигатели»
1882
Холст, масло 139 х 283,8
Государственная Третьяковская галерея
Москва

К началу 1880-х гг. в творчестве Мясоедова намечается новый этап. В пейзаже «Дорога во ржи» (1881) поражает простота и выразительность мотива: удаляющаяся к горизонту фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля.

Дорога во ржи.jpg
«Дорога во ржи»
1881
Холст, масло 65 х 145
Государственная Третьяковская галерея
Москва

Художник как бы открывает возможность более обобщенного, монументального решения жанровой картины, что в полной мере проявилось в «Косцах» (1887). Автор воспевает здесь радостную сторону бытия, передает красоту крестьянского труда, его мерный, слаженный, почти музыкальный ритм. Уже сами размеры холста (159х275 см) свидетельствуют о значимости для художника темы картины.

Страдная пора.jpg
«Страдная пора (Косцы)»
1887г.
Холст, масло 179 х 275
Государственный Русский музей
Санкт-Петербург

Вместе с тем решение ее не лишено определенных противоречий. Полностью отказавшись от критического начала, художник отказался тем самым от основного принципа художественной системы 1870-х гг.

Мясоедов Григорий Григорьевич,   Портрет работы И. Репина (1904)
Мясоедов Григорий Григорьевич,
Портрет работы И. Репина (1904)

Не освоив нового образного языка и не будучи подготовленным к восприятию художественных идей нового поколения живописцев, Мясоедов оказался в числе тех представителей ТПХВ, которые на рубеже 1880-х и 1890-х гг. не пожелали допустить в свои ряды молодых художников. Последние годы жизни художника не внесли ничего существенного в его творчество.

Григорий Мясоедов — Земство обедает

Памятник Мясоедову открыт на родине художника.

Памятник Григорию Мясоедову
Памятник Григорию Мясоедову

В селе Паньково прошло выездное заседание государственной аттестационной комиссии художественно-графического факультета ОГУ. Единственным защищающимся был Дмитрий Батюк, который под руководством Дмитрия Викторовича Басарева выполнил свой дипломный проект по актуальной для Орловской области теме — увековечиванию памяти талантливого земляка Григория Григорьевича Мясоедова, которому в этом году исполнилось 175 лет. «Дипломный проект» — бетонный бюст Мясоедова почти в метр высотой на двухметровом постаменте украсил школьный двор Паньковской средней школы имени Г.Г. Мясоедова (в которой размещается музей Г.Г. Мясоедова) и может стать объектом туристского показа для посетителей Новодеревеньковского района (знаменитого кроме Мясоедова усадебным комплексом Шатилова и одноименным лесом, Судьбищенской битвой, деревней Любовшей и другими достопримечательностями). Благоустройство территории под памятником было выполнено местной администрацией
Спасибо за внимание!

http://www.artsait.ru/art/m/mysoedov/main.htm
http://www.infoorel.ru/forum/forum_read.php?f=14&id=188966

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

kolybanov.livejournal.com

Добавить комментарий