Поиск

Узкоколейная железная дорога Гулбене — Алуксне


Сегодня мы отправимся в путешествие по узкоколейной железной дороге Гулбене — Алуксне. Дорога эта находится в Латвии и примечательна тем, что на ней сохранилось регулярное пассажирское движение!

Итак, в путь!Путь мы начинаем из Риги. Едем в Гулбене на дизель-поезде. Вообще дизеля в Гулбене ходят достаточно редко — один-два раза в месяц, по особому назначению. В тот день как раз такое «особое назначение» имелось, и я отправился в путь!

01. Станция Гулбене имеет одновременно пути колеи 1520 мм и 750 мм.


02. Рига. Дизель-поезд на Гулбене. Кроме расписания на стенде вокзала ничего об этом поезде не напоминало — ни информационные табло, ни звуковое оповещение на вокзале…

03. Но поезд был найден, посадка произведена и четырехчасовой путь в теплом вагоне прошел практически незаметно!

04. В Гулбене дизель-поезд привез всего пять человек — машиниста, помощника машиниста, двух кондукторов и меня.

В дни, когда поезд не ходит, а их большинство, в Гулбене можно доехать на автобусе, но это дороже и дольше. Автовокзал находится по другую сторону здания железнодорожного вокзала…

05. Начинаем путешествие по станции, которая имеет пути узкой и широкой колеи. До отправления узкоколейного поезда в Алуксне — еще полтора часа!

06. Ширококолейный паровоз рядом с депо Гулбене. Один из немногих в Прибалтике.

07. А вот и гвоздь программы — паровоз ГР №319.

08. Поезда с паровозом ходят по узкоколейке пару раз в месяц летом и около раза в месяц осенью — весной. По причине паровозного рейса и был в тот день назначен дизель-поезд из Риги в Гулбене. Меня пугали огромным количеством народа на этом мероприятии, но здесь оказалось… …практически пусто! Видимо вчерашний снег и мороз в начале ноября сделали свое дело!

09. Уникальный в своем роде поворотный круг — с совмещенной колеей 1520/750 мм.

10. Тепловозы Камбарского завода в депо Гулбене. При депо, кстати, имеется небольшая гостиница, имитирующая в номерах комнаты отдыха локомотивных бригад позднесоветского времени. Так что, здесь можно жить рядом с живыми раритетами, пропитываясь их запахами и звуками!

11. Грузовой узкоколейный подвижной состав

12. И еще… На переднем плане — вагон-снегоочиститель.

13. Здание вокзала станции Гулбене. Раньше здесь кипела жизнь и сходилось несколько линий узкой и широкой колеи. По широкой колее можно было уехать в Пыталово, Иерики и Плявиняс, сейчас сохранилось только последнее направление. Узкоколейка тоже проходила через станцию в разные стороны.
Теперь же здесь запустение..

14. Внутри вокзала… Отреставрировано и пустынно… Вокзал является памятником архитектуры государственного значения. Вообще, в Латвии, несмотря на постсоветский распад железнодорожного сообщения, сохранилось в хорошем состоянии огромное количество железнодорожных вокзалов на главных и второстепенных станциях, в отличии, к примеру, от соседней Эстонии.

15. Паровоз неспешно переезжает из депо к пассажирскому составу…

16. Прицепляется к вагонам…

17. Скоро мы отправимся в путь по узкоколейке, протяженностью 33 километра! Этот путь поезд преодолевает за полтора часа. Это с тепловозом, с паровозом — чуть дольше. Когда-то давно протяженность этой узкоколейки составляла 212 километров и она проходила по маршруту Стукмани — Гулбене — Алуксне — Валка.
В 70-е годы узкоколейке стало трудно конкурировать с автотранспортом. Участки дороги постепенно закрывались. В 1984 году железной дороге присвоили статус технического памятника. Несмотря на это, движение по дороге в те годы полностью прекратилось, но в 1987 году, после обновления подвижного состава и некоторого ремонта пути, пассажирское движение было открыто вновь.

18. Таблички на паровозе Гр №319. Паровоз построен на локомотивном завод им. К.Маркса, Германия, в 1951-м году.

19. Занимаем места в вагонах и отправляемся в путь..

20. Вокзал на станции (остановочном пункте) Умерниеки

21. Станция Папарде. Здесь паровоз заправляется водой из водонапорной башни и, по совместительству, гидроколонки!

22. Вскоре прибываем на конечную точку маршрута — станцию Алуксне.

23. Производятся маневры по перестановке локомотива.

24. Северная горловина станции Алуксне. До 1970-го года узкоколейные поезда следовали дальше — в Валгу.

25. Три вагона на станции Алуксне

26. Здание вокзала со схемой узкоколейки

27. А паровоз, между тем, подъезжает к вагонам с другой стороны.

28. Южная горловина станции Алуксне, путь в сторону Гулбене.

29. В обратную сторону паровоз едет под поездом тендером вперед. В праздничный день поезд состоит из трех вагонов — двух вагонов Демиховского завода («скотовозок-демиховок») и одного Пафавага («Польки»).

30. Салон демиховского вагона с барной стойкой.

31. Салон вагона «Пафаваг». Я о нем уже рассказывал!

32. И еще один демиховский вагон, но с нештатными мягкими сиденьями. Качество и комфорт проезда в Советском и Польском вагонах, конечно, различается на порядок…

33. Аутентичные светильники и лючки вентиляции…

34. На обратном пути вновь заправляемся водой в Папарде. Уже холодает и темнеет…

35. В гордом одиночестве наслаждаюсь видами за окном…

36. И вот мы опять в Гулбене!

37. Паровоз осаживает вагоны от перрона и уезжает в депо.

38. Праздничный паровозный рейс окончен!

39. В следующий рейс с пассажирами отправляется уже поезд в составе одного вагона… Народу, пользующегося узкоколейкой, не особо много.

40. А дизель-поезд из Риги всё это время стоит в Гулбене и ожидает обратной дороги.

41. Купив сувениров узкоколейки и немного еды в бане при депо (магазины вблизи узкоколейки отсутствуют) прощаюсь с Гулбене и в качестве единственного пассажира погружаюсь в обратный поезд в сторону столицы Латвии…

42. А вот еще два билета.
Левый — на поездку по узкоколейке в направлении «туда» и «обратно».
А правый билет куплен уже в дизель-поезде Гулбене — Рига. Билет с ручным заполнением, хотя на остальных (регулярных) маршрутах выдаются обычные печатные билеты.

Таким насыщенным и интересным был ноябрьский день в Гулбене!
В заключении — ссылка на сайт узкоколейной железной дороги Гулбене — Алуксне.
http://www.banitis.lv/rus/index.htm
Рекомендовано к посещению!

krisha0703.livejournal.com

Добавить комментарий