Поиск

Боливия, день пятый: большая соль


Предыдущая серия

Солончак Уюни (раньше он назывался Тунипа) – одно из чудес света. Это самый большой и самый плоский солончак в мире. При площади десять с половиной тысяч квадратных километров и диаметре до 150 километров плоскостное отклонение на всей поверхности не превышает одного метра. На Земле нет более плоских мест. Глубина солончака достигает 140 метров в самых глубоких точках. Горная цепь отделяет солончак Уюни от второго солончака поменьше. Когда-то они были одним целым. Сначала просто морем, потом соленым озером, потом соленым полем. По геологическим меркам образование солончака произошло совсем недавно – процессы шли от 10 до 50 тысяч лет назад. Тогда же возникло и озеро Титикака, но тому повезло больше, потому что в него впадают реки.

На этой территории сосредоточено невероятное количество самых разных химических веществ, из которых самым важным является литий. Под коркой соли содержится примерно 40% всех разведанных мировых запасов лития – это почти девять миллионов тонн. Но соли здесь больше на три порядка – около десяти миллиардов тонн.

Конечно, всех, даже очень далеких от техники людей, страшно возбуждают сведения о таком количестве лития. Оказывается, добывать литий очень легко, можно просто черпать ведром. Литий растворен в водном растворе прямо под солью. Достаточно просверлить неглубокую лунку – не больше метра глубиной – и пожалуйста, тонны лития к вашим услугам. Но его добыча полностью заморожена. Основная причина политическая. Разработку этого месторождения вели американцы, они вложили очень много миллионов долларов в исследования и, как я понял, владеют правами на добычу, но президент Моралес выгнал их всех из страны, поэтому промышленная добыча сделалась невозможна. Местные жители также очень против эксплуатации солончака по сакральным и природоохранным соображениям. Кроме того, романтик Моралес хочет не просто торговать ископаемыми, а еще как-то их перерабатывать, батарейки там выпускать, что ли. А производство в Боливии – кошмар любого инвестора. Поэтому нет ни батареек, ни лития.

Я с интересом прочитал, как вообще извлекают литий. Это же весьма своеобразный элемент. Оказывается, сейчас почти вся добыча происходит на солончаках в Чили, Аргентине, США и Китае. Причем солончак Атакама в Чили, откуда в основном и поступает на мировой рынок литий, находится совсем недалеко от Уюни. Но он там совсем другой. В тот солончак поступает вода из подземных источников, и это такое огромное соленое болото (жаль, что я его не увидел, конечно). Зато в пустыне Атакама вообще не бывает дождей, это самое сухое место на Земле. Там есть места, в которых в среднем выпадает один миллиметр осадков в год. В районе солончака Атакама природа немного щедрее, там идут дожди аж на целых три сантиметра в год. И там литий получают из раствора просто посредством выпаривания воды под лучами Солнца. А в Уюни дожди бывают чаще и вообще климат гораздо холоднее. Поэтому выпаривание воды идет в среднем в три раза медленнее, чем в Атакаме. Из-за этого процесс получения лития в Уюни дороже, а транспортировка к морю возможна только через ту же Чили, и это обстоятельство тоже увеличивает цену. Серьезная конкуренция в нескольких сотнях километрах вместе с романтическими мечтаниями президента-антиимериалиста ставят пока крест на добыче этого металла в Боливии. Ждем прихода китайцев, у них наверняка всё получится.

А соль делают, да. Кустарным способом. Нам показывали как, но снимать было невозможно – толпы народа толкались в крошечном загончике. Придется объяснять на словах.

В конце сезона дождей, когда верхняя корка соли размокает, боливийцы лопатами нагребают такие кучи по краю солончака. Гид Сантьяго специально просил ни в коем случае не ходить по ним ногами: эти кучи на еду. Затем на осликах соль подтягивают к домику. Вот так:

Сам домик представляет из себя крошечную вытянутую каморку, вдоль одной стены идет полка, а под полкой печки. В печках горит буш – валежник из пустыни. Буш привозят тоже на осликах. На этой полке соль прокаливают в течение полутора часов. Инспекции никакой нет, совесть соледела – лучший контроль. Затем соль лопатами скидывают в угол и оттуда лопатами же отправляют в мельницу. Техника на грани фантастики – мельница электрическая. В этом месте еще есть электричество. В мельнице соль смешивается с йодом и падает опять на пол уже в третью кучу. Оттуда старик-боливиец зачерпывает ее полиэтиленовыми мешочками, отмеряя вес на глаз, и запаивает мешочки на газовой горелке. Можно тут же купить соль как сувенир.

Соль не только можно есть, это еще и лучший строительный материал.

Кирпичи и глина все же дешевле, поэтому соляные дома-хостелы только для туристов. Но вообще, соляные блоки делаются просто бензопилой. Скрепляются они соляным же раствором.

На полу тоже соль. Вся грязь проваливается сквозь соль, подметать не надо. Раз в год эту соль наверняка выкидывают и засыпают новую.

Здесь мы не ночевали, только обедали. Есть поговорка про недосол на столе. Здесь, конечно, он именно на столе. Лизнул стол – и недосола как не бывало. Я, кстати, так и сделал, не удержался. Вы лизали когда-нибудь мебель? Правильная мебель очень солёная.

Это был наш первый обед в пустыне, и сразу же стало ясно, что с голоду мы не умрем. Не знаю, как им это удается, но все три дня нас очень хорошо кормили качественной вкусной едой. Как бывший советский человек, кое-что повидавший и побывавший на разных советских турбазах, я был морально готов к возврату в прошлое. Типа, тушенка, хлеб и серые макароны, которые варятся на примусе. А то еще припоминаю я советскую солдатскую казарму с гнилой картошкой или перловкой сваренной вместе с ряпушкой… Нет-нет, ничего подобного. Обычная еда, не бог весть что, конечно, и мясо строго по выдаче без возможности получить добавку, но всё абсолютно съедобно и порции большие. Частично везли еду с собой в тех же машинах, частично договаривались с хостелами о прокорме. Как-то все это организовано у них.

Перед прощанием с твердой землей нам было предложено насладиться местным монументальным искусством.

Красота!

Эти шатры примерно в десяти километрах от берега – точка сбора ралли Париж-Дакар. Все постройки тоже, разумеется, из соли.

Искусство, призванное вдозновлять гонщиков. Зачем бассейн перед талисманом – не знаю.

Странно, что я не могу здесь разглядеть российского флага. Но он должен быть, как не быть. Канада, Израиль, Корея, Китай (красный – это ведь КНР, разве нет?) – их вижу. Может быть, еще рано? Американского флага, кстати, тоже почему-то нет.

На этом снимке четко видны гексагоны – плоская структура ячеек соли, формирующаяся после того, как высыхает дождевая вода. Сантьяго погнал какую-то ахинею на это счет, что, якобы, оттого что Земля круглая, гексагональная структура появляется на солончаке как на футбольном мяче, потому что, мол, таким образом “сова натягивается на глобус”. Я посмотрел на него как на безумца, но спорить не стал. На самом деле объяснение куда проще: при высыхании соляного раствора за счет силы поверхностного натяжения образуются лужи естественно гексагональной формы, как пчелиные соты.

Поверхность соли очень твердая и очень ровная. Машина идет как по асфальту. Но, поскольку машин очень много и едут они во все стороны сразу, следы остаются до следующего сезона дождей.

Этот кадр мне очень нравится.

Посреди солончака запланирована часовая остановка для создания креатива. Типа, расправьте свою фантази, и создавайте фотошедевры. Здесь я оскандалился. Креатив – это не так просто. У новичков если и получается, то по чистой случайности. Дело это требует умения и тренировки. Поэтому посмотрите сначала на чужие результаты. Их в интернете очень много, десятки и сотни потрясающих снимков на самые разные сюжеты. Вот пара прекрасных ссылок, кликните сюда и сюда обязательно, прежде чем читать дальше.

Мои успехи, как видите, более чем скромны. Кадр, который я выстроил на скорую руку под диктовку Сары, просто никуда не годится. На снимке Сара и Педро и абсолютно неправильно выбранная линия горизонта. Проблема еще и в том, что приходится иметь дело с живыми людьми, не слишком умеющими актерствовать и не склонными к длительным репетициям, и в том, что по уму нужен штатив, да и просто нужен опыт съемки движущейся натуры.

А все, кстати, понимают, в чем здесь фишка? Обратите внимание на методику изготовления удачных фотографий. Они идеально плоские за счет того, что точка съемки выбрана так, чтобы получилась ровная ортогональная проекция трехмерной картинки на плоскость матрицы. Если все сделать правильно, игрушечный динозавр окажется в одной плоскости с убегающими от него людьми. Поскольку динозавр существенно ближе людей, он и больше в произвольное число раз. В нормальных условиях в этом случае мозг включает обработку перспективы за счет окружающих объектов. Легко можно сделать снимок так, чтобы муха была в несколько раз больше автомобиля. В этом-то фокуса нет. Однако так легко мозг не обмануть, потому что он сопоставляет окружающие объекты и сам выстраивает линии перспективы, правильно переоценивая размеры объектов. А здесь мозг не в состоянии найти ни одной зацепки, вокруг абсолютная бело-синяя пустота и идеально ровный горизонт. До берега десятки километров. Поэтому создать иллюзию того, что человек вылезает из консервной банки “Завтрак туриста”, технически достаточно просто.

Еще один в высшей степени неудачный кадр. Подруги-француженки должны были танцевать у Сары на ладонях. Оказывается, они йогини и могут принимать весьма элегантные позы. Что должен был сделать опытный фотограф? Взять штатив, отрегулировать высоту камеры и направление съемки, при этом актеры должны вначале хорошо отрепетировать где и как они стоят, и только потом задирать ноги. А так что, я же выше Сары на полметра, в экран фотика вообще ничего не видно из-за слепящего света, падающего прямо сзади, и из-за этого его приходится подносить прямо к глазам. А те двое фигуристок кричат, мол, сколько можно, мы уже сейчас упадем, давай снимай скорее. Хрень, да и только.

Сантьяго приволок с собой пустую банку из-под чипсов Принглс с парой чипсин внутри. Мы стали снимать кино. Сюжет такой. Я изображал монстра, потому что из-за своих габаритов я все равно в банку вместе со всеми не влезал. На телефоне у кого-то нашлась музычка, в итоге выбрали Гангнам-стайл. По эту музычку команда выбегала из банки и начинала кривляться на снегу. Тут в кадр врывался я-монстр и грозно рычал. При этом по задумке я должен был получиться колоссальных размеров. Команда пугалась и залезала обратно в банку, после чего я делал три шага, хватал эту банку и гремел чипсами. Но только делать это надо было аккуратно, чтобы не засветить людей за банкой. Вообще, это было смешно. Ребята со своей задачей справились и в банку и из банки бегали неплохо. А вот монстр получился без головы: не ту я взял траекторию и в кадр не влез. Но хоть рычал громко и страшно. У кого-то из попутчиков этот недофильм так и остался в телефоне.

Еще один момент создания креатива. Сара, Педро, француженки на заднем плане. Мне этот снимок нравится как иллюстрация того, что, если сменить точку съемки, перспектива сразу восстанавливается. Здесь же ведь ни у кого никаких сомнений не возникает по поводу истинных размеров объектов. Однако на телефоне Сары все получится (возможно, если у нее не дрогнет рука) как надо: огромный Педро в кадре, и у него на руках маленькие элегантные фигурки девушек.

Ах, какая красивая девушка! Абсолютно в моем вкусе. И на 30 лет моложе. Смотрю я на эти фотографии и слышу мрачный внутренний голос “ваше время истекло”. И что мне осталось в жизни? Только кефир, клистир и теплый сортир. Ну ужас.

Посмотрев на то, какая ерунда у меня получается вместо креатива и очень обидевшись за это на мироздание, я покинул группу и ушел пешком достаточно далеко. Все мои коллеги постепенно превратились в точки на горизонте.

Народ обсуждает сюжеты, Сантьяго возится с игрушечными динозаврами. Кстати, видно, какого они на самом деле размера.

Моя дочка, когда разглядывала эти снимки, завопила “папа, это снег”. По-моему, она мне не верит. Да я и сам себе не верю. Ущипните меня, такого не бывает.

Шоферам скучно. Им не нужен креатив, они это видят через день. Поэтому они просто кидаются летающей тарелкой друг в друга, замотавшись тряпками от солнца.

Пора ехать дальше.

Следующая серия
andanton.livejournal.com

Добавить комментарий