Поиск

Аллегория и аккомодация


Греческая аллегория = еврейской аккомодации (метод комментирования Писания у кумранитов и многих раввинов). И еще вопрос – у кого заимствовал этот метод Филон: у греков или у своих же единоверцев-иудеев?

Вот, к примеру, иудейские богословы (как и светские ученые) часто обвиняют Церковь в том, что она, де, аллегорически толкует то, что у пророков, якобы, «по прямому смыслу» относится к земле и народу Израиля. Простейший пример – это мессианские пророчества о Сионе (Ис. 2:2-5; 25:6-9; 41:27; 52:1-10; 60:1-5 и т.д.).

У христиан библейский «Сион» превратился в символ Церкви. Тому две причины: 1. Историческая преемственность с религией Ветхого Израиля после того, как топографический Сион оказался в руках отступивших от Мессии, выражалась в христианстве утверждением себя, как религии Израиля и подлинного Сиона. Дескать, все, что относилось к обетованиям о Сионе – касалась не места, а проживавшего на этом месте верного Богу народа. Но если народ отступил, то его преемником является тот народ, который принял эстафету верности и веры народа Сиона, к коему были обращены пророчества. Это был радикальный и очень важный поворот: не топография обеспечивает благословение, а верность народа простирает благословение Бога на заселенную этим народом землю. По сути это понимание «топографических» пророчеств само является пророческим вдохновением. 2. «Сионская горница» стала символом первого христианского Храма, так как именно тут совершилось Таинство Евхаристии впервые.

Но первыми ли христиане «придумали» такое «вольное» понимание смысла текста? – Оказывается, нет! Так в Кумране найден мидраш «Мелхиседек», в котором пророчества о Сионе (Ис. 52:7) толкуются так: «Благовестник (ед. число!) / Евангелист» есть Мессия, а Сион – это …заключившие Завет» (11Q Melchisedek, 18-19, 24-25; ср. Быт. 9:9, где тем же словом именуется заключение Завета между Богом и творением во главе с человеком). Итак, Сионом являются люди, вошедшие в Завет Мессии. И это – утверждение классической иудейской экзегетики, причем, еще дохристианской (по времени составления).

abbatus_mozdok.livejournal.com

Добавить комментарий