Поиск

Притча о неправедном управителе (Лк. 16:1-12)


Лоллий Юрьевский дал прекрасный комментарий на эту притчу в контексте сельскохозяйственно-экономических отношений в Палестине времен земного служения Иисуса. Но он не учел две вещи (которые не меняют смысла, раскрытого еп. Лоллием, но углубляют его и раскрывают новые грани): 1. Аллюзия на кумранитов. 2. Нравственный смысл фразы «приобретайте себе друзей богатством неправды».

1. Флуссер не без основания видит в «Сынах Света» (ст. 8) ессеев, т.е. считает, что в этих словах Иисус указал на финансово-экономический и политический изоляционизм ессеев, которые именовали себя «Сынами Света» . Более того! Получается, что Иисус раскритиковал Устав ессеев, который запрещал вступать в экономические отношения с «сынами тьмы» (т.е. со всеми не-ессеями), запрещал пользоваться ессеями благами «сынов тьмы» и получать с них выгоду. «Пусть оставляют им имущество и ручной труд, как раб оставляет все это господину своему» (Устав, IX: 21-26) .

2. Иисус, получается, раскритиковал ессеев: «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?» (Лук.16:9-12). Смысл этих слов в том, что благовестник Истины должен среди самих «сынов века сего» находить точку опоры в их «ценностях», чтобы благовествовать им Царство Божье. Заметим так же, что Иисус (в отличие от ессеев) не назвал «сынов века сего» «сынами тьмы».
Так что это за «неправедное богатство», которым следует обретать друзей в Царстве Божьем? И каким образом мы можем купить на это богатство Царство Небесное?

Из комментариев еп. Лоллия мы уже видели, что «неправедным богатством» была та «надбавка к себестоимости», которую домоправитель накладывал на арендаторов сверх обычного налога. Чтобы приобрести себе друзей в кругу арендаторов, ему пришлось «отказаться» от этой надбавки и в переписанных расписках уже был «налог по себестоимости арендуемой земли». Т.е. по образному выражению Иисуса, хитрый управляющий «купил» себе дружбу с этими арендаторами. Ведь арендаторы еще не знали, что хозяин рассчитывает его и увольняет, а потому в их глазах его поступок был жестом доброй воли, мол, видите, какой я сострадательный.

Смысл урока: У каждого из нас во взаимоотношениях с людьми присутствует корыстный момент. Мы часто высчитываем личную выгоду, которая есть всегда «надбавка к себестоимости человеческих отношений». Это и есть «богатство неправды» в нашей жизни. Иисус призывает нас отказаться от такого принципа («переписать» принципы нашего взаимоотношения с людьми), чтобы таким образом расчистить себе дорогу к Царству Небесному. Мы должны пожертвовать «богатством неправды» как «ценой» за право быть гражданами Вечного Царства Божьей любви и справедливости.
Хорошим комментарием и продолжением этой притчи может служить 2Кор. 9:1-15.

abbatus_mozdok.livejournal.com

Добавить комментарий