Поиск

Перевал Ак-Байтал



Рассказ о том, как Семейка Французовых забралась на «крышу мира»!

1. В предыдущей части мы закупились едой и антифризом на рынке в кишлаке Мургабе. Дэф, жадно булькнув, проглотил купленную канистру «охлаждайки» в мгновение ока. В кармане у нас оставалось ровно 150 рублей в местной валюте. И на этой оптимистической ноте мы отправились покорять перевал Ак-Байтал, который был самой высокой точкой нашей экспедиции.

2. Погода в горах менялась каждые несколько минут. Над другим концом долины внезапно сгустились тучи и где-то далеко начался ливень. Мы решили, что надо поторопиться.

3. В Мургабе высота составляла 3650 метров над уровнем моря, а всего лишь через пару десятков километров от него — уже 4000. Китайские грузовики сюда не заезжают, так что асфальтовое покрытие сохранилось в довольно хорошем состоянии.

4. Чего не скажешь о некоторых мостах.

5. Останавливаемся на обочине. Замечаем, что за нами следят.

6. Таджикский сурок, нарушитель границы!

7. А где-то за этими горами, всего лишь в 5-6 километрах от нас, уже начинаются земли Китая.

8. Во времена СССР граница была «священна и неприкосновенна», а ныне же все существенно проще.

9. Немножко нарушили, каюсь. 🙂

10. Из-за свинцовых туч периодически пробивались лучи солнца, окрашивая склоны суровых гор в яркие цвета.

11. Табличка, рядом с которой все фотографируются. На самом деле, это еще не вершина перевала, а всего лишь его начало. Высота здесь около 4300 метров, так высоко на нашем кемпере мы не забирались. А впереди нас ждало еще три с половиной сотни вертикальных метров неизвестности — мы не знали, как поведет себя машина, не выплюнет ли «на радостях» Дэф весь антифриз из системы охлаждения, как будем чувствовать себя мы и таксы. Но что-то внутри подказывало нам, что ответы на все эти вопросы скоро узнаем.

12. Щит оказался весь украшен наклейками путешественников из разных стран, которые проходили этой дорогой. Помню, в тот момент я было расстроился, что мы еще не сколь матерые и прожженые искатели приключений, так как не догадались перед выездом заказать большой тираж наклеек с красивым логотипом нашей экспедиции.

13. Впрочем, у нас в команде было две таксы, и пока я прокручивал все эти переживания в голове, они — по-мужски, без лишних слов — просто взяли и сделали отметились на памятном месте. 🙂 Пожалуй, теперь можно двигаться дальше.

14. На пути к вершине проезжали несколько зданий, которые вначале показались мне заброшенными, но там жили люди — из трубы шел дым, во дворе сушилось белье, а дети махали нам руками. Что они вообще делают в этом забытом Богом месте?

15. Вообще я не любитель включать пониженную передачу заранее, но в данном случае внутренний голос настоятельно порекомендовал мне воткнуть «понижайку» с самого начала, и, как оказалось, не зря. После этого поворота направо сразу же началась узкая «шпилька» с крутым подъемом на саму вершину. Стоило мне чуть отпустить педать газа, чтобы зайти в поворот, как машину начало трясти, а мотор сразу дал понять, что работать на такой высоте ему очень непросто. Останавливаться было нельзя, так что пришлось мне нажать «тапку в пол». Потянулись драгоценные секунды времени, которые Дэф провел в мучительной борьбе, пытаясь раскрутить турбину и не заглохнуть при этом. За машиной пошел черный дым несгоревшей солярки, но вот стрелка тахометра медленно дошла до спасительной отметки в 1500 оборотов в минуту…

16. …Ну а после этого впереди раздался привычный свист компрессора, и под натужный рев дизеля наш домик с ускорением взбешенной черепахи наконец-то взлетел на перевал. Залезли. Ура. 4655 метров!

17. На вершине дул сильный ветер, но из-за адреналина мы его практически не замечали. Таксы бегали вокруг, словно и не обращая внимания на высоту. А вот нам ходить, помнится, было тяжеловато — делаешь десяток шагов и начинаешь пытаться отдышаться. Мотор глушить не стал, чтобы он в очередной раз не закипел на высоте.

18. Оглянемся вокруг.

19. Помню, что в тот момент именно сам перевал нас не так уж сильно впечатлил, а глядя на эти фотографии сейчас, первым делом приходит мысль — до чего же здорово там было!

20. Ну а тогда в голову лезла только одна фраза, прочитанная где-то в сети про этот перевал: «Прикинь, это как если бы мы на алтайскую Белуху своим ходом заехали, даже выше«…

Точки съемки
Посмотреть на карте,
где были сделаны фотографии.

frantsouzov.livejournal.com

Добавить комментарий