Поиск

30 августа 1860 года родился Исаак Ильич Левитан


Автор — Томаовсянка. Это цитата этого сообщения

30 августа 1860 года родился Исаак Ильич Левитан

Левитан — истина, то, что нужно, то, что дороже всего на свете.

А. Н. Бенуа.

Исаак Ильич Левитан

Исаак Левитан, 1889

  Не только в пейзажах Левитана, но и в самой его личности, облике, его манерах люди находили, можно сказать, идеальный образец человеческих достоинств. Одним из свидетельств признания особой духовной красоты Левитана стало обретение в нем Поленовым модели для изображения Христа в своей картине "Мечты".

     Левитан наполнил пейзаж средней полосы России чувствами и у него появилось свое неповторимое лицо и неотразимое очарование, перед которым меркли красоты заморских стран. Около картин Левитана невольно вспоминаются слова Чехова из рассказа "Дом с мезонином": "На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, чего-то знакомого, будто я уже видел эту самую панораму когда-то в детстве…"

   Творческий путь Левитана длился всего около двадцати лет, но за эти годы он создал больше, чем все остальные пейзажисты России вместе взятые. Можно без преувелечения сказать, что после Левитана русский пейзаж стал другим.

189099121.jpgПапоротники у воды.1895 (700x532, 151Kb)

"ПАПОРОТНИКИ У ВОДЫ"

Осень только взялась за работу,
только вынула кисть и резец,
положила кой-где позолоту,
кое-где уронила багрец,
и замешкалась, будто решая,
приниматься ей этак иль так?
То отчается, краски мешая,
и в смущенье отступит на шаг…
То зайдется от злости и в клочья
все порвет беспощадной рукой…
И внезапно, мучительной ночью,
обретет величавый покой.
И тогда уж, собрав воедино
все усилья, раздумья, пути,
нарисует такую картину,
что не сможем мы глаз отвести.
И притихнем, смущаясь невольно:
что тут сделать и что тут сказать?
…А она все собой недовольна:
мол, не то получилось опять.
И сама уничтожит все это,
ветром сдует, дождями зальет,
чтоб отмаяться зиму и лето
и сначала начать через год.

Маргарита Алигер

318820190.jpgВечер на Волге.1888 (700x481, 113Kb)

"ВЕЧЕР НА ВОЛГЕ. 1888

Все разошлись. На прощанье осталась
Оторопь желтой листвы за окном,
Вот и осталась мне самая малость
Шороха осени в доме моем.

Выпало лето холодной иголкой
Из онемелой руки тишины
И запропало в потемках за полкой,
За штукатуркой мышиной стены.

Если считаться начнем, я не в праве
Даже на этот пожар за окном.
Верно, еще рассыпается гравий
Под осторожным ее каблуком.

Там, в заоконном тревожном покое,
Вне моего бытия и жилья,
В желтом, и в синем, и красном — на что ей
Память моя? Что ей память моя?

АРСЕНИЙ ТАРКОВСКИЙ ПЕРЕД ЛИСТОПАДОМ

Золотой ПлесВечер. Золотой Плес, 1889

   Волге и Плесу принадлежит особое место в творческой биографии Левитана. Месяцы, которые он провел здесь в 1888, а затем и в два последующие года, стали, быть может, самыми плодотворными в его жизни. Уютный патриархальный городок, окрестные леса, поля и, конечно, волжские просторы дали ему желанное душевное равновесие и многообразную натуру для творчества. Здесь художник написал около 200 работ: картин, этюдов, рисунков, набросков. Среди них — более 20 известных пейзажей, многие из которых можно увидеть, гуляя по Плесу, под открытым небом. Волжская природа не только обогатила творчество Левитана новыми пейзажными сюжетами, но помогла в создании больших социально и философски украшенных картинных композиций.

"ОСЕННИЙ ДЕНЬ. СОКОЛЬНИКИ"

993325805.jpgа.п.чЕХОВ.1895 (469x700, 95Kb)

    "ПОРТРЕТ А.П. ЧЕХОВА" 1895.

     Никто из художников до Левитана не передавал с такой печальной силой неизмеримые дали русского ненастья. Оно так спокойно и торжественно, что ощущается как величие. Осень снимала с лесов, с полей, со всей природы густые цвета, смывала дождями зелень. Рощи делались сквозными. Темные краски лета сменялись робким золотом, пурпуром и серебром. Левитан, так же как Пушкин и Тютчев и многие другие, ждал осени, как самого дорогого и мимолетного времени года.

На ВолгеНа Волге, 1889

    Осень на картинах Левитана очень разнообразна. Невозможно перечислить все осенние дни, нанесенные им на полотно. Левитан оставил около ста осенних картин, не считая этюдов. На них были изображены знакомые с детства вещи: одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, что бы они ни изображали, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.

луна

Сумерки. Луна, 1899

   В конце жизни для Левитана особенно характерным стало обращение к сумеречным пейзажам, наполненными тишиной, шорохами, лунным светом и тенями. Одной из лучших работ этого периода является эта картина из собрания Русского музея

Озеро. Русь. 1900

    Большая картина "Озеро" является главным произведением позднего Левитана. Это полотно стало "лебединой песнью" Мастера — художник умер, оставив его незаконченным. Но и в таком состоянии картина производит удивительное впечатление — почти импрессионистическая непосредственность в передаче свежести и яркости солнечного дня, золотые облака, плывущие по бездонному небу и отражающиеся в голубой воде озера, белые колокольни на высоком берегу, зеленые луга, желтые поля, яркие осенние деревья — все это наполняет зрителя верой в доброе и радостное будущее нашей общей Родины.

    Исаак Ильич Левитан умер в 1900 году, став последней ярчайшей фигурой золотого века русской культуры, словно подытожив искания лучших русских умов того времени.

Серия сообщений «Левитан«:
Часть 1 — Исаак Ильич Левитан — мастер «пейзажа настроения».
Часть 2 — Осень Левитана…
Часть 3 — Исаак Ильич Левитан (1860 — 1900)
Часть 4 — 30 августа 1860 года родился Исаак Ильич Левитан
Часть 5 — Корней Чуковский о творчестве Исаака Левитана

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

kolybanov.livejournal.com

Добавить комментарий