Поиск

Fair Play


Под занавес Олимпиады в Рио почем-то все чаще вспоминался фильм из цикла о непримиримых галлах «Астерикс на Олимпийских играх» (2008). Пожалуй, самый «нетонкий» из фильмов об Астериксе и Обеликсе в контексте текущих событий смотрится более чем актуально.

Режиссеры очередной части современного французского эпоса Фредерик Форестье и Тома Лангманн избрали несколько иную интонацию для своего повествования: юмор кажется попроще, ассоциации и намеки гораздо прямее и нарочитее, а образы более карикатурные и менее смешные. Очевидны и некоторые провалы в подборе актеров: после ухода из проекта Кристиана Клавье на одну из двух главных ролей был утвержден Кловис Корнийяк, который порой переходил в откровенную карикатуру и фиглярство (кстати, с следующем фильме этот промах был исправлен). Но зато это уравновешивается в полной мере блистательным Аленом Делоном в роли Гая Юлия Цезаря: здесь столько самоиронии и харизмы, что хватило бы на половину актерского состава фильма, и сакраментальная фраза «Аве мне!» звучит из уст именно этого Цезаря почти убежденно. Не мог не порадовать зрительское сердце и Бенуа Пульворд в роли Брута – жуликоватого и алчного сластолюбца.

И все-таки в одном создатели фильма оказались удивительно точными – в оценке современного спорта, в анализе тех тенденций, которые сегодня есть в этой области. Забавные приключения четырех галлов в Олимпии достаточно непрозрачно намекают на реальные события и узнаваемые ситуации. Стоит вспомнить хотя бы эпизод с «жукотестом» — аналогом современных допинг-проб, или судейские переживания в пользу одной из команд. Все это настолько знакомо, что порой уже не смешно. Хотя здесь и остается место для доброй иронии, как, например, в линии с гонками на колесницах и обыгрыванием образа Михаэля Шуммахера.

Картина «Астерикс на Олимпийских играх», вышедшая в разгар приготовлений к летним играм в Пекине, ведет иногда от смеха к грустным мыслям: что станет с одной из самых красивых идей в нашей истории, если ее принципы и дальше будут меняться в угоду сиюминутным желаниям и политическим приоритетам? Хочется сохранить этот обычай раз в 4 года (вернее, в 2 – с учетом зимних Олимпиад) сплачиваться и напряженно следить за спортсменами со всего мира, болеть за своих, но и желать победу сильнейшему и достойнейшему – «в спорте есть соперники, в спорте нет врагов», как пелось в одной песне. Чтобы девиз о том, что главное не победа, а участие, стал привычной нормой этих соревнований. Очень хочется верить в честный и чистый спорт, проигрывать в настоящей борьбе, а выигрывать без сомнений и с легким сердцем.

И для расставания все с тем же легким сердцем с непокоренными галлами после их очередных приключений авторы и создатели фильма приготовили нам сюрприз: финальная сцена – самая настоящая вишенка на торте. Здесь вновь нет недостатка в ассоциативных цепочках и явных намеках, но вся эта часть заряжает позитивом.

Вот так порой ироничная и смешная история про Астерикса и Обеликса заставляет обратиться к несмешным проблемам, но вновь погружаясь в это светлое повествование, наполненное французским шармом и юмором, понимаешь, что раз мы способны смеяться над такими «серьезными» вещами, то, наверное, способны и исправить их. Так что отправляйтесь в Древнюю Олимпию с этой неразлучной парочкой: возможно, это не такое изысканное путешествие, как в Египет или Британию, но оно точно станет незабываемым. Особенно на фоне финальных залпов над Рио-де-Жанейро, где спорт практически на официальном уровне получил статус фактора политического воздействия. marie_bitok.livejournal.com

Добавить комментарий