Поиск

Камчатка, август 2016


1. Неделю назад вернулся из трёхнедельного путешествия по Камчатке. За это время мы прошли пеший маршрут вокруг Толбачика, посетили Мутновский и Горелый. В прошлый раз, четыре года назад, полуостров нас удивил очень тёплой погодой, и нынешняя поездка не стала исключением. По словам местных, до нашего приезда установилась рекордная жара — такого лета не видели уже лет 50. Но, именно в день прилёта погода начала портиться, а дальше были три недели дождей. Уж не знаю, чем мы прогневали духов полуострова, но вулканы нам открывались очень неохотно.

Sony A99 + Sony 70-200/2.8 (iso100 70mm f/8 1/30s)
Россия, Камчатка, Ключевской парк, август 2016.
Russia, Kamchatka, Kluchevskoy park, august 2016.

В отчётах по поездкам на Камчатку много раз видел ужасы про комаров — громадные полчища кровопийц, уничтожающие всё живое на своём пути. В прошлый раз нам повезло, и они нас почти не тревожили, лишь немного покусали в лесу во время заброски на шишиге. В этом году комаров не было даже в лесу!

2. Наша первая стоянка была разбита рядом с вулканическим конусом. Несмотря на джетлаг, длительный переезд (14 часов на автобусе и вахтовке) и всего четыре часа сна, на рассвет встали все без исключения. Наш конус и всё вокруг было затянуто низкой облачностью, но уже буквально через 15 минут начало растягивать, и мы побежали наверх. С вершины любовались конусами, купающимися в облаках, и мягким утренним светом. И даже небольшой фрагмент Толбачика приоткрылся на мгновение, но уже совсем скоро штормовой ветер с дождём согнали нас вниз. Следующие трое суток мы жили в низкой облачности и вулканов не видели вообще.

Sony A99 + Carl Zeiss 16-35/2.8 (iso200 20mm f/5.6 1/13s)

3. Из-за облачности пришлось отказаться от восхождения на Плоский Толбачик. С Клешни сразу пошли на стоянку Толуд. Путь наш лежал через лавовые потоки 2012 года. Снаружи лава давно застыла, но внутри местами всё ещё горячо — капли дождя шипят и испаряются. По пути было несколько больших провалов, глядя на которые становится не по себе от мысли, что тонкая корка застывшей лавы может в любой момент обвалиться под ногами.

Sony A99 + Sony 70-200/2.8 (iso200 70mm f/8 1/100s)

4. Домик вулканологов на стоянке Толуд встретил нас очень гостеприимно: впустил, обсушил и накормил. К нам приходил хозяин здешних мест — молодой медведь. Он спустился по тропе к ручью и напугал девчонок из другой группы. К счастью, они были проинструктированы и готовы к такому развитию событий — закричали и зажгли фальшфейер. Медведь невозмутимо вернулся обратно и побрёл дальше по своим делам.

Sony A99 + Sony 70-200/2.8 (iso200 200mm f/4 1/200s)

5. Рядом с нами жили прелестные создания, евражки (это такие суслики). Наши фотографы дежурили у их нор чуть ли не круглосуточно. Они весьма пугливы, но при должном подходе подпускают человека на расстояние вытянутой руки.

Sony A99 + Sony 70-200/2.8 (iso100 200mm f/4 1/160s)

6. Следующую стоянку разбили на ручье Правый Толбачик. В первое же утро все вулканы вокруг открылись, и мы увидели потоки лавы, стекающие по восточному склону Ключевской сопки. 27 км до лавы — это далековато, конечно, но мы были безумно рады даже такому виду. Лаву видно лишь в сумерках, зато столб пепла виден круглосуточно (ночью он подсвечивается лавой). У нас было около трёх часов, чтобы насладиться видами и просушить вещи, а потом снова включили «Это Камчатка, сынок», т.е. низкую облачность. Вечером к нам в лагерь пришла лиса, вела себя дерзко и по-хозяйски (оно и логично, не мы ведь хозяева в этих местах), всё обнюхала и, ничего не тронув, убежала. Увы, снять не удалось, даже на iso3200 выдержка получалась около 0.5 секунды.

Sony A99 + Sony 70-200/2.8 (iso100 80mm f/11 1/30s)

7. У каменной поленницы нас ждало новое испытание — полтора суток непрерывного штормового ветра с дождём. Нам даже пришлось построить стенку из брёвен, чтобы хоть как-то защититься от ветра.

Sony A99 + Carl Zeiss 16-35/2.8 (iso50 26mm f/8 1/4s)

8. Пожалуй, это не самое лучшее место для стоянки. Но зато с ближайшего холма (260 метров выше лагеря) открывается шикарный вид на 6 вулканов вокруг. Правда, наверху почти всегда очень сильный ветер.

Sony A99 + Carl Zeiss 16-35/2.8 (iso100 24mm f/11 1/100s)

9. В этих местах очень много тарбаганов — это такие сурки с чёрными шапками на голове (мармоты). Они даже более пугливые, чем евражки. Андрею чтобы сделать кадр приходилось ждать по 1.5 часа на одном месте.

Sony A99 + Sony 70-200/2.8 (iso100 200mm f/4 1/125s)

10. Рядом с нами стояли украинские альпинисты. И пока мы снимали тарбаганов, они взошли на Острый Толбачик (на это у них ушло около 17 часов). Вечером очень душевно посидели с ними у костра с песнями под гитару. Дрова для костра принесли наши ребята, Миша и Лёша, которые в этот день поднялись на Безымянный; они тащили дрова где-то километров 5.

Sony A99 + Carl Zeiss 16-35/2.8 (iso100 35mm f/5.6 1/30s)

11. В каньон на реке Студёной мы в этот раз снова не попали. В полдень он был заполнен бурным потоком очень мутной воды, как и должно быть. Зная про циркадный цикл, мы пришли к нему второй раз в 8:30 утра, однако, уровень воды остался примерно таким же. Пришлось довольствоваться малым каньоном по соседству.

Sony A99 + Carl Zeiss 16-35/2.8 (iso100 16mm f/8 1/8s)

12. Первый поход закончился по-камчатски — примерно двумя сутками непрерывного дождя. Как это обычно бывает, стоило нам вернуться в цивилизацию, как тут же началась хорошая погода. Из домика в Козыревске мы увидели неплохой закат и рассвет. Потом у нас был день отдыха в Петропавловске-Камчатском. За это время мы успели пополнить запасы и даже съездили на Халактырский пляж.

Sony A99 + Sony 70-200/2.8 (iso100 100mm f/5.6 1/400s)

13. До Мутновского нас забрасывал вот такой монстр — переделанная делика. Зимой по снегу на ней заезжают почти до самого кратера. По бездорожью легко и непринуждённо обгоняет любые вахтовки и джипы. И водитель, и машина оставили после себя только самые приятные впечатления.

Sony A99 + Sony 70-200/2.8 (iso400 70mm f/4 1/80s)

14. Добравшись до Мутновки, первым делом пошли искать снежные пещеры. Там очень много снежников, под каждым из которых течёт ручей, промывающий себе ход. Если ход сквозной, то в него затягивает тёплый воздух, он там охлаждается, при этом влага конденсируется, и из другого конца выходят уже клубы пара. Пещер очень много, но большинство из них невысокие, ниже человеческого роста.

Sony A99 + Sony 70-200/2.8 (iso100 70mm f/8 1/100s)

15. Мы нашли довольно крупную пещеру. Я обещал не рассказывать про дорогу к ней, но при желании найти её несложно.

Sony A99 + Carl Zeiss 16-35/2.8 (iso100 20mm f/8 1/125s)

16. Чтобы вы лучше представляли себе её масштаб: здесь по гребню (наверху в центре кадра) идут два человека, на снимке они размером не больше пикселя.

Sony A99 + Carl Zeiss 16-35/2.8 (iso100 16mm f/8 1/125s)

17. На следующий день поднялись на Мутновский вулкан. Так необычно было видеть ледник и фумаролы по соседству. Там вообще всё необычно внутри, это целый мир со своими порядками и просто инопланетными видами.

Sony A99 + Carl Zeiss 16-35/2.8 (iso100 16mm f/11 1/60s)

18. Тропа наверх проходит по снежнику, который местами протаял. Вот так идёшь там и думаешь, сколько под тобой снега: 10 метров или 5 сантиметров? А внизу грохочет бурный поток ледяной воды…

Sony A99 + Sony 70-200/2.8 (iso100 70mm f/8 1/80s)

19. Наверху есть несколько фумарольных полей, одно из них прямо на тропе, здесь на выбросы сероводорода можно посмотреть вблизи. Запах у этого места отвратительный и крайне едкий. Если накрывает облако, приходится задерживать дыхание и закрывать глаза.

Sony A99 + Carl Zeiss 16-35/2.8 (iso100 20mm f/11 1/60s)

20. Миша снимает кипящую грязевую ванну

Sony A99 +Sony 50/1.4 (iso100 f/4 1/160s)

21. Небольшой крутой участок, на котором провешены верёвочные перила, и вот мы уже на перемычке между двумя кратерами. Вид отсюда открывается фантастический. Ледниковое озеро на дне кратера только-только начало таять. И это вторая половина августа, рекордно тёплое лето, заметьте.

Sony A99 + Carl Zeiss 16-35/2.8 (iso100 16mm f/11 1/25s)

22. На обратном пути забежали посмотреть на 80-метровый водопад Мутный в каньоне Опасный. Чтобы лучше понять маршрут, попробуйте найти Мишу, он стоит у края каньона (небольшая синяя точка чуть ниже центра кадра).

Sony A99 + Carl Zeiss 16-35/2.8 (iso100 20mm f/11 1/40s)

23. Дальше по плану было восхождение на вулкан Горелый. Набор высоты там немного больше (800 метров против 600 метров на Мутновском), но тропа наверх технически проще. И хотя вершина вулкана была закрыта низкой облачностью, мы всё же рискнули и пошли наверх. А висевшая всё утро над лагерем радуга добавила нам решимости. Это были 800 метров подъёма со штормовым ветром с моросью в лицо. Мы шли в неизвестность — наверху всё было затянуто.

Sony A99 + Carl Zeiss 16-35/2.8 (iso100 24mm f/8 1/200s)

24. И всё же упорство было вознаграждено — вулкан открылся нам и показал два кратера с озёрами на дне. Наверху ветер сбивал с ног, приходилось прятаться от него за гребень. Для меня было большим открытие то, что наверху вулкан состоит из глины (во всяком случае это было очень похоже на глину).

Sony A99 + Carl Zeiss 16-35/2.8 (iso100 16mm f/11 1/100s)

25. По дороге в Петропавловск-Камчатский посетили лавовую пещеру. Внутри есть небольшой ледник, там хорошо, прохладно.

Sony A99 + Sony 70-200/2.8 (iso100 70mm f/8 1/125s)

26. Водопад на ручье Спокойный. Обычно я не люблю водопады, но здесь мне очень понравилось.

Sony A99 + Carl Zeiss 16-35/2.8 (iso100 20mm f/8 1/25s)

27. А завершилось всё на берегу Тихого океана: чёрный вулканический песок, тихий летний ветерок, спокойные волны и шум прибоя с доставкой в палатку.

Sony A99 + Sony 70-200/2.8 (iso50 70mm f/11 1/4s)

28. Прощальный вид на домашний вулкан из иллюминатора самолёта. Как здорово, что удалось снова увидеть этот удивительный мир на краю света. Хочется вернуться сюда снова.

Sony A99 + Sony 70-200/2.8 (iso100 135mm f/5.6 1/640s)

< предыдущий в серии  |  Камчатка  |  следующий в серии > aermolitsky.livejournal.com

Добавить комментарий