Поиск

Поль Сезанн Игроки в карты


Автор — Ada_Peters. Это цитата этого сообщения

Поль Сезанн Игроки в карты.

Поль Сезанн
Игроки в карты.

Игроки в карты» представляет собой серию из пяти картин . Поль Сезанн создал эту серию в начале 1890-х, когда проживал в Экс Провансе.

Работы различаются по размеру и по количеству изображённых игроков. Сезанн также выполнил множество рисунков в рамках подготовки к серии «Игроки в карты».

Одна из картин «Игроки в карты» была продана в 2011 году королевской семье Катара по цене от $ 250 млн и $ 300 млн, что делает картину самым дорогим произведением искусства, когда-либо проданным


Le Nain Brothers, Musée du Louvre

В начале 1890-х годов Сезанн вернулся к работе над портретом и к композициям с живой модели на новом уровне изображения массы и объемов. Он достиг впечатления скульптурности и монументальности, не утратив при этом достижений в области цвета и движения.

В «Человеке с трубкой» он изобразил папашу Александра, садовника в Жа де Буффан, который также позировал ему для левой фигуры в трех маленьких вариантах «Игроков в карты».

Тяготение к скульптурности подчеркнуто связью складок в картинах Сезанна с драпировками флорентийских бюстов XV века. «Женщина с кофейником», для которой Сезанну позировала служанка, написана в более сложном интерьере, но обнаруживает те же цели.

«Игроки в карты» Ленена в музее Экса отчасти вдохновили интерес Поля к этой теме и вызвали несколько композиций, изображающих игроков в карты в кафе. Моделями ему служили крестьяне, и кроме отдельных этюдов с них Сезанн делал групповые зарисовки с пятью, четырьмя или двумя фигурами.

(Всего известно пять живописных полотен на эту тему.) Делались попытки усмотреть в «Игроках» символический смысл, дескать, карточная игра — это битва в искусстве, и Поль здесь выступает победителем. Это выглядит чересчур натянутым, равно как и попытки связать эту тему с грубым рисунком на тему Уголино в раннем письме.


Игроки в карты 1892г
Холст, масло 60х73 см Courtauld Institute of Art, Londo

Несомненно другое. Поль наблюдал за игроками в кафе, обратил внимание на их сравнительную неподвижность, которая позволила ему длительное время их изучать. Поэтому, когда он перешел к работе над данным мотивом, модели, оставаясь недвижными, позволили ему успешно работать над их передачей.

Кроме этого, мы можем лишь признать привлекательность темы выбора и судьбы или, что тоже немаловажно, темы игры на деньги. Эта тема под несколько другим углом привлекала также Малларме, который уподоблял поэтический процесс метанию костей.

В своих композициях Поль достиг монументального образа в передаче противоборства двух человек, погруженных в игру и подчиненных картам, в которых записаны секреты судьбы, а в то же время игроки используют эти карты по своей-собственной воле.

В этом глубоком и простом смысле заключена глубокая символика, особая сила которой придается тем, что оба игрока, поданных столь величественно, являются простыми работниками.


Игроки в карты 1892г
Холст, масло 65х81 см Metropolitan Museum of Art, New York

Сезанн начал работу над этой темой, возможно, осенью 1890 года и продолжал работу над ней в течение нескольких лет. В композиции с пятью фигурами упор сделан на криволинейные формы, которые напоминают барочные и позволяют связать эту картину с интересом Поля к композиции Пюже «Галльский Геракл».

Этот поворот к барокко виден еще более явно в натюрморте с гипсовым Купидоном, в котором между яблоками и луком Сезанн поместил статуэтку, сделанную, по его мнению, с работы Пюже из Лувра.

(В верхней части картины он расположил кусок так называемой «Анатомии», приписывавшейся Микеланджело, но в манере, совпадающей со своим собственным стилем.) Преобладание криволинейных линий можно видеть также в портретах Ортанс в красном платье.

Вскоре, однако, эти тенденции вновь попали под контроль строгих архитектонических конструкций, как, например, в поздних «Игроках» или в «Женщине с кофейником», «Гипсовый Купидон» является хорошим примером того, как Сезанн организовывал свои формы в пространстве.

Статуэтка образует сильную вертикальную ось, вращающуюся вокруг себя. Это движение подхватывается движением диагоналей. Точка зрения сверху — любимая позиция Поля — подчеркивает внутреннее напряжение статуэтки Купидона, изображенного в динамическом ракурсе.


Игроки в карты 1892г
Холст, масло 135х181 см
The Barnes Foundation, Merion, Pennsylvania, USA

Искусствовед Гамильтон писал об этой вещи:

«Благодаря этому большая часть тела и основание статуэтки находятся в разных отношениях с верхней и нижней частями картины. Ноги и база статуэтки являются кульминацией натюрморта на столе.

Взгляд затем скользит вверх и обращается к пространству комнаты и к картине за торсом Купидона.

Связь статуэтки и фигуры на картине за ней приоткрывает здесь глубинные свойства изобразительности, найденные Сезанном: мы знаем, что предметы в пространстве существуют сами по себе, но когда они наблюдаются вместе, то они входят в бытие друг друга».

Image Hosted by PiXS.ru
Игроки в карты 1893г
Холст, масло 97х130 см Частное собрание.

В окончательном варианте «Игроков в карты» основные формы размещены, насколько возможно симметрично, бутылка посередине между двумя мужскими фигурами является сильным выражением центральной оси.

Однако легкие отклонения от строгой симметрии в деталях (опрокинутый стул, предметы на стене и т. д.) придают этой работе при всей ее монументальности элемент повседневности. Жесты, а также выражения лиц, разная степень их сосредоточенности придают композиции, в целом неподвижной, некое дыхание.


Игроки в карты 1896г
Холст, масло 49х58 см Musée d’Orsay, Paris, France.

Однако то, что придает картине впечатление жизненности, — это прежде всего движение пространственных планов и цветовые переходы.

По книге — Линдсей Джек «ПОЛЬ СЕЗАНН


Image Hosted by PiXS.ru
Мужчина с трубкой 1892г
Холст,масло. 39х30см Nelson-Atkins Museum of Art, Kansas City, Missouri


Игрок в карты 1892г
Холст,масло. 32х35см
Worcester Art Museum, Worcester, Massachusetts


Игрок в карты 1892г
Rhode Island School of Design Museum, Providence, Rhode Island


Мужчина курящий трубку 1892г
Холст, масло 72х91 см 1892г Москва Пушкинский Музей


Человек с трубкой 1892г
Холст, масло 73х60 см 1892г
Courtauld Institute of Art, London

Image Hosted by PiXS.ru
Человек с трубкой. Курильщик. 1890г
Холст, масло 90х72 см 1890г
Санкт-Петербург Эрмитаж

сезанн.рф

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

kolybanov.livejournal.com

Добавить комментарий