Поиск

Последний самурай [The last samurai] [F]. – Реж. Edward Zwick. США, 2003.


Фильм о долге и чести! Об этих понятиях современный человек имеет очень смутные представления. Кен Ватанаби гениально сыграл «последнего самурая» Кацумото! Это фильм о том, как умирал классический мир (точнее – как по-варварски его убивали). Если кто-то читал у Ясперса «Духовную ситуацию времени», то фильм – иллюстрация всего сказанного этим философом.

Меня просмотр фильма натолкнул на важные размышления в контексте возвещения Евангелия «всему творению до края земли». Я не сомневаюсь, что Христос нужен всем, но умеем ли мы возвещать Христа, а не нашу культуру, прогресс, цивилизацию? Увы, под трафаретом «христианство» мы несем все, что угодно, но только не то, что обозначено в названии! Ведь именно с «христианством» ассоциируется все то «цивилизованное» изуверство, которое насаждалось повсеместно европейскими агрессорами! Да, да! Именно Европа а затем – Америка «несли всем народам земли» свои «ценности» и по сей день продолжают «нести» и навязывать свои взгляды на мир, свое представление об универсальной культуре, универсальном порядке и т.д. И до сих пор большая часть недоумков считает, что современная техногенная цивилизация – «христианского» происхождения. И мы всюду несем это «месиво, составленное из понятий Просвещения, англосаксонского позитивизма и теологической традиции» (Ясперс). Так вот, что дали мы, считающие себя христианами, тем людям, которые жили в классическом японском религиозном мире (религия синто, если не ошибаюсь) или в практике буддизма? Смогли ли мы показать такое экзистенциальное превосходство христианства над их верованиями, чтобы их «очаровал» Живой Христос? – Увы, не смогли! Мы разрушили их мир, ничего хорошего и живого взамен не дав. Мы по сей день сами задыхаемся в саркофаге цивилизации, и других загоняем в него!

Этот фильм хочется посмотреть еще раз! Ну и конечно же, всем рекомендую читать Ясперса: «Духовная ситуация времени» [см. на сайте http://www.agnuz.info/ полный текст ]

P.S. Разумеется, я нисколько не собираюсь принижать апостольский подвиг просветителей Китая и Японии – священника-иезуита Франциска Ксаверия, епископа Николая Касаткина. Но они – исключения из правила. А в целом миссия находилась в руках не живых людей, а роботов, выпущенных системой. В целом же на протяжении истории миссионерам не хватало подлинной апостольской свободы от любых культурологических предпосылок. И Франциску, и Николаю мешала их принадлежность к определенной культуре и определенный гражданский статус: на первого смотрели как на проводника Европейских интересов, а на второго – как на агента Российских интересов. Это – реальная помеха в деле миссии, тем более, что обоим приходилось оглядываться на их начальство, связанное определёнными политическими и экономическими интересами. В этом отношении положение апостолов было положением идеальных миссионеров: они были представителями нации, которая полностью утратила свое политическое значение и свою государственность, а значит, не представляли ни для кого никакой опасности в этом плане.

abbatus_mozdok.livejournal.com

Добавить комментарий