Поиск

Кураев создает мифы о Церкви


«В IV-V веках православные епископы на радостях так много церковных полномочий подарили якобы покаявшейся Империи, что после ее исчезновения выяснилось, что сама по себе церковь не умеет решать свои глобальные проблемы, растеряла эти навыки» (Кураев. В чем причины неудачи не-собора?).

В том то и дело, что Церковь никогда и не имела этих навыков, бо Поместные Церкви вечно спорили друг с другом – о Пасхе, о Крещении, о Единородном. Именно имперская власть принудила эти все локальные догматико-литургические традиции слиться воедино (на чисто имперском проекте, именуемом «Вселенский Собор») и создать что-то универсальное для всей империи: Общая система права, единая вертикальная система церковного суда с высшей апелляционной инстанцией (в Риме, разумеется, а где же еще империя могла поставить свой культовый центр?), единая догматическая терминология. Унифицировать богослужебную жизнь оказалось сложнее, а потому допустили определенное разнообразие, не задумываясь сильно над семантикой и богословием обряда. В этих процессах универсализации была своя положительная сторона: Церковь действительно пыталась организовать внутреннее единство, сформулировать некий язык христианской доктрины в пределах имперского дискурса. Но была и отрицательная сторона: В «еретики» попали все те Церкви, которые оказались вне имперского дискурса (Персия, Армения – только самые известные из «проблем», остались так же совсем малоизученные традиции иудео-христианства ап. Иакова). Их опыт стали игнорировать и изгонять из того, что Церковь именует своим Священным Преданием. А зря!

abbatus_mozdok.livejournal.com

Добавить комментарий