Поиск

Паломничество: Дорогой пилигримов. Ч. I


Аул Кфар-Кама
Одно из двух адыгских сел Израиля Кфар-Кама (второе – Рихание) расположено в области Нижняя Галилея, оно возникло в 1876 году. Это недалеко от города Назарет и большого морского порта Хаифа. Немного побродив по интернету, узнаешь, что вот уже много лет оно считается самым чистым населенным пунктом Израиля, и не удивительно: улицы не просто чисто выметены, но и с какой-то особой любовью украшены. Эта чистота, как и спокойствие села (здесь полностью отсутствует полиция) – заслуга самого общества, сознательность которого позволила ему стать одним из самых процветающих населенных пунктов страны.
Более семи лет местный совет занимался вопросом переименования улиц: получали разрешения, согласовывали названия, регистрировали их в GPS-компаниях. Поэтому сегодня, прогуливаясь по Кфар-Каме, повсюду видишь таблички на трех языках – иврите, арабском и адыгейском – с названиями: Пхъэчич, Кэбэртай, Шапсыгъ и др. Такое обращение к адыгскому языку не только закономерно, но и органично: языком повседневного общения здесь по-прежнему остается адыгский, вернее, шапсугский диалект, на котором в селе говорят все и повсюду. С 1970-х г.г. он введен в обязательную школьную программу в Кфар-Каме и Рихание, наравне с ивритом, а арабский и английский дети изучают в качестве иностранных. Это повышенное внимание к языку – главный фактор самосохранения израильских черкесов: сохранив его лучше, чем в любой другой из зарубежных диаспор, они именно в нем видят и чувствует стержень своего национального характера. Поскольку во внешнем мире многое может измениться, и мы вынуждены подстраиваться под эти перемены, чтобы жить полноценной жизнью, но человек, думающий и говорящий на родном языке никогда не станет этническим планктоном. И похоже, именно в Израиле – стране единственного в мире воскресшего языка (иврит), это понимают лучше всего.
Удивляет в селе и многие бытовые детали, как, например, то, что здесь практически отсутствуют заборы и ворота, а те, что есть либо сохранились в самой старой части села, либо служат в исключительно декоративных целях. Прогуливаясь после заката солнца по селу, видишь, как на лужайках и верандах перед домами сидят семьи, пьют чай или кофе, общаются и, здороваясь с каждым проходящим, приглашают его присоединиться. Иногда кажется, что ты сумел разгадать секрет благополучия и доброжелательности жителей Кфар-Камы: после почти недели, проведенной здесь, понимаешь, что в их обществе не существует зависти или соперничества, все основано на доверии, партнерстве и взаимовыручке. Свадьбу ли готовят или фестиваль – все село принимает участие и прикладывает силы для успешного завершения начатого дела.


История села
Однако, стоит вдуматься, как понимаешь: сегодняшнее состояние села – плод долгих и очень кропотливых трудов. Достаточно взглянуть на окружающую село пустыню и провести хотя бы час на изнуряющей жаре, чтобы представить себе те сложности, которые преодолевали здесь люди, чтобы прокормить себя, еще совсем недавно.
Знатоки истории села рассказывают, что в 1876 году из греческих Салоников, тогда входивших в Османскую империю, группа адыгов была переправлена через Средиземное море и высажена в порту Акко. Этот город во времена Крестовых походов служил воротами для европейцев на пути в Иерусалим. Спустя несколько веков город, основанный средневековыми рыцарями, стал для адыгов, изгнанных с родной земли, возможностью начать новую жизнь. Говорят, те, кто был на прибывших в Акко кораблях, пешком дошли до того места, где сегодня располагается Кфар-Кама. В память о том переходе через пустыню 21 мая жители села вновь проходят весь этот маршрут, но уже не пешком: в этом году молодежь совершила массовый велопробег Акко – Кфар-Кама.
Тогда, во второй половине XIX века эта территория была входила в Османскую империю, и часть черкесов было решено переселить максимально близко к бедуинам, создав таким образов некую линию защиты от возможных угроз с той стороны. До основания Кфар-Камы в 1869 г. недалеко от Цфата была основан аул Рейхания, Ещё одна деревня Кирбет Черкасс располагалась в 7 км от Хадеры, но в 1931 г. в результате эпидемии малярии погибли почти все жители. Были ещё черкесские аулы на Голанских высотах, но во время Шестидневной войны 1967 г. эта территория была захвачена израильской армией, а аулы полностью разрушены. Об этой трагедии сегодня напоминает разрушенная мечеть с сохранившимся минаретом: это еще недавно было село, а сегодня видны следы воронок от снарядов, да кое-где виднеются остатки стен и фундаментов домов. Здесь на Голанских высотах сердце замирает на мгновение, и тоска заполняет сознание…

marie_bitok.livejournal.com

Добавить комментарий