Поиск

Дорога в Мургаб



Пообедав на берегу крошечного озера Ак-Балык, мы собрались было выдвигаться в путь. Но в этот момент к нам подъехал внедорожник неизвестной китайской марки с таджикскими номерами, водитель которого привез к озеру туристов. Дизельный двигатель автомобиля как-то странно дымил и издавал не очень хорошие звуки при работе, но, владелец нас заверил, что «машина — настоящий зверь, брат«.

В салоне «настоящего зверя» с комфортом разместились семеро туристов — в тесноте, да не в обиде, как говорится. Трое из Германии, двое из Бельгии и еще двое из Великобритании. Между собой ребята разговаривали на английском, при этом их водитель по-английски не знал ни слова. Как они находили общий язык — я не знаю, но встрече с нашей компанией все очень обрадовались.

Иностранцы попросили узнать у водителя, куда он их дальше повезет на «шайтан-арбе», а водитель начал взахлеб рассказывать про красоту озера Ак-Балык, чтобы я не менее красочно и в деталях поведал все это «буржуям».

Ребята рассказали, что прилетели из разных стран Европы в Душанбе, оттуда на маршрутках добирались в Хорог, где у них и начались «настоящие приключения».

— И вот уже неделю мы трясемся в этой машине, едем в Мургаб. Вроде бы он уже скоро. А вы сколько дней в пути? — спросил нас англичанин.

Помню, что тогда я не сразу нашелся, что ответить. Вроде бы около трех недель, точно не знаем. Как же хорошо все-таки не считать дни в путешествии.

1. Меж тем сегодня исполнился ровно год с момента вышеописанных событий. 8 августа 2015 года мы наконец-то выдвинулись в сторону Мургаба, одного из «ключевых» пунктов нашей поездки.

2. Памирский тракт. Дорога на высокогорье, проложенная в советское время для проезда легковых машин, оказалась совершенно не предназначенной для перегруженных китайских фур, везущих товары в Таджикистан. Но другого пути нет.

3. И вот асфальт потихоньку продолжает разрушаться от запредельных нагрузок, а ремонтировать эту трассу некому.

4. Когда я представлял себе Памирский тракт, в моем воображении рисовались горы, опасные серпантины и покореженные остова упавших машин, лежащие на дне ущелий.

5. В реальности все оказалось совсем по-другому. Дорога проходит по многочисленным долинам, которые окружают горы, и лишь цифры на экране навигатора говорят, что ты находишься на высоте в 4000 метров.

6. А горы вокруг только лишь добавляют большей атмосферы и без того красивым видам.

7. Некоторые вершины кажутся мягкими, округлыми и словно шершавыми.

8. Но подавляющее большинство гор в Таджикистане выглядит словно хищники — острые, с зазубренным вершинами, ощущение, что порезаться можно от одного лишь взгляда на них.

9. И тем не менее, они по-своему прекрасны!

10. За целый день пути нам встретились лишь два автомобиля, и оба они запечатлены на моих фотографиях. Не считая их, мы были совершенно одни на двухсоткилометровом участке Памирского шоссе. Только мы, Дэф, волнистый асфальт да острые вершины вокруг.

11. Периодически давали красивый свет, и приходилось останавливаться на обочине, чтобы это сфотографировать.

12. Солнце, свинцовые тучи и гроза вдалеке. Бескрайние просторы Памира.

13. Внезапно крутой подъем в гору, резкий поворот — и пейзаж мгновенно меняется. Засушливые пустоши долин сменяет русло разлившейся реки, а вдалеке слева, если присмотреться, виден наш пункт назначения.

14. Мургаб. Древний город на высокогорье Памира. Как же давно мы хотели здесь оказаться! Домик с зеленой крышей оказался постом милиции, где у нас проверили все разрешения и переписали паспортные данные.

15. И вот мы въезжаем в Мургаб…

На перекрестке в центре города остановились возле местного «супермаркета». Все товары привозные, цены — космос… Закупаемся по-минимуму самыми необходимыми продуктами. Рядом с супермаркетом расположена гостиница, при ней кафе. Там мы отведали только что испеченную самсу с мясом яка, нереально вкусная вещь. Взяли еще с собой на завтрак, очень уж понравилась. В прекрасном настроении отправились к Дэфу, по пути спросив местного водителя по поводу солярки. И вот тут узнали «отличную» новость.

В Мургабе. Дизеля. Нет.

«Верхняя дорога» Хорог-Аличур была смыта из-за аномальной жары и многочисленных селей с гор. Тяжелые бензовозы не могут подняться по «нижней» дороге, по которой мы приехали. Так что город остался без топлива. И если бензин на заправках еще кое-где был, то на вопросы про солярку мужики только разводили руками… Плохо.

Разговорились с одним из водителей, тот посоветовал нам доехать до «терминала» — большой площадки к северу от города, где стоят дальнобойщики, идущие из Китая.

Оказавшись среди фур, несколько раз попробовал постучаться в кабину к разным людям, но каждый раз натыкался на китайцев, которые начинали что-то лепетать по-птичьи и махать руками. В итоге нашел небольшое кафе на отшибе, где ужинали граждане «бывшего СССР». Поздоровался и спросил про топливо, мне предложили солярку по 80 рублей за литр — мол, дешевле здесь не найдешь, заправки пустые стоят. Не нравится — вали.

Ну что сказать — вышел я в легкой печали, так как, по нашим расчетам, на дорогу до Киргизии топлива, скорее всего, не хватит. Несколько мужиков вышли вслед за мной, громко ругаясь друг с другом на местном.

— Э, брат, давай по 75 хотя бы.

Пришлось рассказывать трогательную историю, как далеко мы проехали, чтобы посмотреть их края, и какой далекий путь нам еще предстоит. Таксы бегали вокруг и лаяли на китайцев. А еще мужики не понимали, почему вокруг летают полчища мелких злобных комаров, а мы стоим в шортах и майках, и нас не кусают, при этом периодически кто-то доставал большой баллон «дихлофоса» и брызгал им в воздух посреди поляны.

16. В общем, в итоге мы договорились на 40 литров по 70 рублей. Но так как топлива у всех было впритык (в Китае дизель тоже довольно дорогой), то им пришлось сливать с бака каждой фуры по 2-3 литра в двадцатилитровую канистру. Нашли пустую бутылку из-под пива, быстренько соорудили лейку, и вот драгоценная влага потекла в бездонный бак Дефендера. Живем!

Так как канистра была всего одна, то заправка растянулась более чем на час — пока главный из мужиков со всеми договорился, пока сливали с баков по чуть-чуть, пока залили топливо к нам… Все это время мы просто стояли возле кемпера и болтали.

Болтали про нашу поезку, про Таджикистан и про Китай. Местные рассказывали, что при СССР грузовиков здесь вообще почти не было, продукты и оборудование в эти края забрасывали самолетами и денег вообще не считали. А в наше время альтернативы китайским фурам, похоже, нет и не предвидится. Продукты в Горный Бадахшан ввозят в основном из соседней Киргизии, где земли плодородные, а также из России через те же Казахстан-Киргизию. В Китае продукты дешевые, но возить их получается дорого, так что из Китая тащат в основном бытовую технику и электронику, это выгоднее.

Мы думали попробовать проехать в сторону Китая через перевал Кульма, откуда должен был открываться интересный вид на ледник на китайской территории. Но дальнобойщики «обрадовали» нас, что там погранзона, на которую нужно получать в Мургабе отдельные разрешения. Все реально, только вот отделение погранслужбы откроется в понедельник, а на календаре был вечер пятницы. И ледник, похоже, нам не светит.

Еще рассказали, что год назад к ним приезжали снимать передачу «Орел и решка» про то, как они живут в горах в диких условиях и заправляют машины из канистр. После этой фразы все мужики, да и мы тоже, долго смеялись.

Рассчитавшись с парнями, мы решили отправиться в сторону озера Рангкуль, раз уж с ледником все-таки «пролетаем».

17. «Памир хайвэй». Если присмотреться, то видно, что на противоположной стороне дороги кто-то предупредительно разложил булыжники, а вот на нашей стороне почему-то их не было. Благо что скорость была небольшая, около 60 километров в час. Тормозил в пол, так как поздно заметил конец дороги.

18. Остатки смытого рекой моста. А за горами разгорался потрясающий закат.

19. Всю дорогу мечтал сфотографировать этот знак, но не знал, где он находится. И вот мы здесь. Трасса к озеру Рангкуль.

20. Дорога плохая, вокруг темно, так что ехали мы с «люстрой». Жена умудрилась заметить зайца на обочине, который сидел на месте и «втыкал» в сотни люменов диодного света, испускаемого нашим кемпером. Удалось подойти к нему почти вплотную, чуть ли не схватить рукой. Но одно неверное движение — и зверушки как не бывало.

Встали мы на берегу озера, но пробыли там недолго. Через час хмурое небо снова озарилось вспышками молний, так что пришлось менять место для лагеря. Стоило нам отъехать на пару километров в сторону гор, как небо разъяснилось, но решили уже не дергаться. На улице было относительно тепло, +12 градусов и полное отсутствие ветра, так что я еще долго сидел в кресле и смотрел на звездное небо.

Точки съемки
Посмотреть на карте,
где были сделаны фотографии.

frantsouzov.livejournal.com

Добавить комментарий