Поиск

Шедевр в деталях | Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci, 1452–1519, Italian) — Портрет Джиневры Бенч


Автор — lomovolga. Это цитата этого сообщения

Шедевр в деталях | Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci, 1452–1519, Italian) — Портрет Джиневры Бенчи

lomovolga

 

 

«Портрет Джиневры Бенчи» — ранняя картина Леонардо да Винчи, написанная около 14741476 годов, образец флорентийской портретной живописи позднего кватроченто (эпохи Раннего Возрождения).

 

https://67.media.tumblr.com/11efd32e2eeeee50d8ac95415629ce6f/tumblr_o08g02SPmz1qcg3zwo1_1280.jpg

Leonardo da Vinci,
Portrait of Ginevra de’ Benci
c.1474/78, oil on panel,
38.1 x 37 cm, with tempera design on the reverse side,
National Gallery of Art, Washington DC

разделители,ЗОЛОТЫЕ,СЕРЕБРЯНЫЕ

Это женский портрет, на котором, как выяснили в XX веке, изображена Джиневра д’Америго де Бенчи, флорентийская поэтесса и интеллектуалка XV века, платоническая возлюбленная венецианца Бернардо Бембо, который, скорее всего, и заказал этот портрет художнику. Это единственная картина Леонардо да Винчи, находящаяся за пределами Европы и выставлявшаяся на продажу в послевоенное время; в настоящий момент она находится в Национальной галерее искусства в Вашингтоне, до этого несколько веков она находилась в коллекции князей Лихтенштейна.

 

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/originals/80/17/2b/80172b9fe6f79669105b35f7b9c1d4f1.jpg

Леонардо да Винчи
«Портрет Джиневры де Бенчи» (фрагмент)
ок. 1474—1476
Ritratto di Ginevra de' Benci
Доска, масло. 38,8 × 36,7 см
Национальная галерея искусства, Вашингтон

«>

разделители,ЗОЛОТЫЕ,СЕРЕБРЯНЫЕ

Картина почти квадратного формата изображает молодую девушку в платье терракотового цвета с тёмно-синей шнуровкой на груди. На плечи наброшен тёмно-коричневый шарф. Вопреки обыкновению портретистов того времени, наряд девушки лишён каких-либо украшений, лишь одна маленькая жемчужина стягивает у ворота края прозрачной рубашки, выступающей из-под низкого выреза платья.

 

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/originals/96/1f/b0/961fb01ac88a1935bd553f5daf13a0d0.jpg

Leonardo da Vinci,
Portrait of Ginevra de’ Benci
c.1474/78, oil on panel,
38.1 x 37 cm, with tempera design on the reverse side,
National Gallery of Art, Washington DC

разделители,ЗОЛОТЫЕ,СЕРЕБРЯНЫЕ

Beethoven *Pathetique Sonata, Movement #2*

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/originals/89/85/d0/8985d04d1bfb67737cc6288af82e2011.jpg

Леонардо да Винчи
«Портрет Джиневры де Бенчи» (фрагмент)
ок. 1474—1476
Ritratto di Ginevra de' Benci
Доска, масло. 38,8 × 36,7 см
Национальная галерея искусства, Вашингтон

разделители,ЗОЛОТЫЕ,СЕРЕБРЯНЫЕ

У девушки характерная для данного периода флорентийской моды причёска — гладко зачёсанные волосы с прямым пробором и двумя вьющимися локонами, обрамляющими лоб. На затылке волосы закреплены белым головным убором или лентой.

 

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/originals/15/6b/f3/156bf3f286d96b760bf4aceaac6b701f.jpg

Leonardo da Vinci,
Portrait of Ginevra de’ Benci
c.1474/78, oil on panel,
38.1 x 37 cm, with tempera design on the reverse side,
National Gallery of Art, Washington DC

разделители,ЗОЛОТЫЕ,СЕРЕБРЯНЫЕ

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/originals/8a/7d/49/8a7d49767a31aee74a83943d8783af16.jpg

Leonardo da Vinci,
Portrait of Ginevra de’ Benci
c.1474/78, oil on panel,
38.1 x 37 cm, with tempera design on the reverse side,
National Gallery of Art, Washington DC

разделители,ЗОЛОТЫЕ,СЕРЕБРЯНЫЕ

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/originals/d6/0f/2e/d60f2e6f36ad68031d081445205d1cdd.jpg

Леонардо да Винчи
«Портрет Джиневры де Бенчи» (фрагмент)
ок. 1474—1476
Ritratto di Ginevra de' Benci
Доска, масло. 38,8 × 36,7 см
Национальная галерея искусства, Вашингтон

разделители,ЗОЛОТЫЕ,СЕРЕБРЯНЫЕ

Модель изображена в три четверти в погрудном обрезе на фоне гористого пейзажа. Нижняя часть портрета (вероятно, 13 или же около 9 см), предположительно, изображавшая руки модели, утрачена, из-за чего формат картины изменился с поясного на погрудный. Композиция портрета, по указаниям различных искусствоведов, сходна со скульптурой наставника Леонардо — Верроккьо, известной под названием «Дамы с букетом (Флора)» и созданной примерно в те же годы.

 

Андреа Вероккио,
т. н. «Дама с букетом, или Флора (Dama del mazzolino)»
— предполагаемый портрет возлюбленной Лоренцо Великолепного Лукреции Донати,
ок. 1480, Национальный музей, Флоренция

разделители,ЗОЛОТЫЕ,СЕРЕБРЯНЫЕ

Бледное лицо девушки с широкими скулами и узким разрезом глаз выделяется на фоне вечернего сумеречного ландшафта с тёмным кустом можжевельника на среднем плане и прудом с бликами света на воде — на заднем. У модели большая голова на узких плечах и круглое лицо.

 

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/originals/50/e4/40/50e440073425c349b8d54f03de968f05.jpg

Леонардо да Винчи
«Портрет Джиневры де Бенчи» (фрагмент)
ок. 1474—1476
Ritratto di Ginevra de' Benci
Доска, масло. 38,8 × 36,7 см
Национальная галерея искусства, Вашингтон

разделители,ЗОЛОТЫЕ,СЕРЕБРЯНЫЕ

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/originals/8f/18/d3/8f18d315240e43668e8e775669027ce5.jpg

Леонардо да Винчи
«Портрет Джиневры де Бенчи» (фрагмент)
ок. 1474—1476
Ritratto di Ginevra de' Benci
Доска, масло. 38,8 × 36,7 см
Национальная галерея искусства, Вашингтон

разделители,ЗОЛОТЫЕ,СЕРЕБРЯНЫЕ

 Структура её гладких волос продуманно изображена в контрасте к жёстким и колким веткам можжевельника, окружающим её лицо своеобразным нимбом, а также прозрачной, зыбкой листве деревьев заднего плана. Контуры фигуры смягчены с помощью эффекта сфумато, а благодаря приёмам кьяроскуро на портрете резко контрастируют области света и тени.

 

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/originals/f5/b7/64/f5b7643b83527ee6df940a6995ce6dcd.jpg

Leonardo da Vinci,
Portrait of Ginevra de’ Benci
c.1474/78, oil on panel,
38.1 x 37 cm, with tempera design on the reverse side,
National Gallery of Art, Washington DC

разделители,ЗОЛОТЫЕ,СЕРЕБРЯНЫЕ

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/originals/fc/01/b2/fc01b2d76e808e4443ddfe7f988707bd.jpg

Леонардо да Винчи
«Портрет Джиневры де Бенчи» (фрагмент)
ок. 1474—1476
Ritratto di Ginevra de' Benci
Доска, масло. 38,8 × 36,7 см
Национальная галерея искусства, Вашингтон

разделители,ЗОЛОТЫЕ,СЕРЕБРЯНЫЕ

В нарушение ренессансной портретной традиции Леонардо изобразил девушку повернувшейся не влево, а вправо, соответственно расположив источник света. Такой зеркальный поворот привычной композиции вносит в изображение некоторую непринуждённость. Тонкая игра светотени на её лице создает впечатление жизни. Гамма картины приглушённая и чуть холодноватая, типичная для мастера: она достаточно ограничена и состоит из золотистых, коричневатых, тёмно-зелёных, оливковых и голубоватых тонов

 

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/originals/a3/2d/82/a32d822b9808ab2c47824a668a2d153f.jpg

Леонардо да Винчи
«Портрет Джиневры де Бенчи» (фрагмент)
ок. 1474—1476
Ritratto di Ginevra de' Benci
Доска, масло. 38,8 × 36,7 см
Национальная галерея искусства, Вашингтон

разделители,ЗОЛОТЫЕ,СЕРЕБРЯНЫЕ

На обороте, как это изредка бывало в портретном жанре того периода, изображена эмблема: вертикальная ветвь можжевельника в обрамлении венка из лавровой (символ поэтического занятия) и пальмовой (символ нравственности и христианского сострадания) ветвей.

 

https://67.media.tumblr.com/73882432d847b03e92196dcb3907e12e/tumblr_o08g02SPmz1qcg3zwo2_1280.jpg

Leonardo da Vinci,
Portrait of Ginevra de’ Benci,
c.1474/78, oil on panel,
38.1 x 37 cm, with tempera design on the reverse side,
National Gallery of Art, Washington DC

разделители,ЗОЛОТЫЕ,СЕРЕБРЯНЫЕ

 Ветви перевиты лентой (так называемой cartiglio) с латинским motto (изречением): «Virtutem forma decorat» («Красота — украшение добродетели; она украшает свою добродетель красотой»).

 

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/originals/d1/dc/17/d1dc17844edcea5a9c4ac723dc92340f.jpg

Leonardo da Vinci,
Portrait of Ginevra de’ Benci,
c.1474/78, oil on panel,
38.1 x 37 cm, with tempera design on the reverse side,
National Gallery of Art, Washington DC

разделители,ЗОЛОТЫЕ,СЕРЕБРЯНЫЕ

Лавр и пальмовая ветвь символизируют идею триумфа добродетели, изобразительно продолжая начальные слова латинского гекзаметра, приведённого в изречении. Фон оборотной стороны визуально имитирует плиту из порфира (камня, который ценили за его вечность, твёрдость и редкостность, он являлся символом редкого и неизменного совершенства). Изучение картины и её расчистка в 1990 году показали, что венок и лента на обороте, возможно, были добавлены позднее, хотя окончательно это предположение не доказано.

 

В отличие от лицевой стороны, где утрата нижней трети картины не так очевидна, на обороте хорошо видно, что рисунок триумфального венка грубо обрезан внизу; утрата красочного слоя видна также под вертикальной ветвью можжевельника. В правом верхнем углу оборота сохранилась красная сургучная печать, поставленная на картину в XVIII веке его очередными владельцами

 

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/originals/71/0c/7d/710c7d06f343eccfd1f0ebaa54cf9557.jpg

Leonardo da Vinci,
Portrait of Ginevra de’ Benci,
c.1474/78, oil on panel,
38.1 x 37 cm, with tempera design on the reverse side,
National Gallery of Art, Washington DC

разделители,ЗОЛОТЫЕ,СЕРЕБРЯНЫЕ

На лицевой стороне при внимательном изучении видны отпечатки пальцев художника, свидетельствующие о том, что растушёвка краски проводилась пальцами. Картина является одним из самых ранних экспериментов итальянских художников с привезённой из Нидерландов манерой писать маслом, и некоторые складки на живописной поверхности показывают, что автор ещё не в совершенстве владеет этой техникой.

 

По указаниям учёных (например, В. Н. Гращенкова), то, что в портрете отсутствуют руки, идёт вразрез с тезисом Леонардо из его «Трактата о живописи», где он советовал писать портреты с руками, так как они не менее красноречиво характеризуют человека, чем лицо, причём руки «лучше всего располагать так, чтобы одна покоилась на другой».

 

Этот факт являлся единственным серьёзным возражением против атрибуции данной картины кисти Леонардо. Но он сразу же опровергается тем, что картина, очевидно, была обрезана (вероятно, потому, что её низ был повреждён огнём, влагой или чем-то другим). Доказательство этому даёт обратная сторона картины: ветки на ней первоначально образовывали венок, теперь же явно, что нижняя часть утрачена, и если мысленно дополнить не хватающую для полного круга часть эмблемы, то выходит как раз достаточное для изображения рук пространство.

 

Реконструкция возможного первоначального вида картины
Collage of Leonardo's portrait of Ginevra Benci with missing hands known from drawing

разделители,ЗОЛОТЫЕ,СЕРЕБРЯНЫЕ

Кроме того, сохранился рисунок Леонардо серебряным карандашом (коллекция Виндзорского замка) этого же периода, где изображены женские руки, по своим пропорциям и структуре поразительно соответствующие данному портрету. Рисунок, видимо, являлся этюдом к портрету. Набросок позволяет предполагать, что модель могла держать в руках цветок или украшение. Гращенков соглашается с тем, что эти зарисовки с полным основанием можно считать этюдами к данной картине.

 

Leonardo da Vinci,
Study of Hands, c. 1474,
Silverpoint and white highlights on pink prepared paper,
214 x 150 mm,
Windsor Castle, Royal Collection

 

 

Состоятельная семья Бенчи была тесно связана с родом Медичи своей финансовой деятельностью и занимала достаточно видное положение во Флоренции того времени.

Архивные изыскания показали, что Джиневра Бенчи, известный и одарённый интеллектуал своего времени, родилась в 1456 или 1457 году. Она вышла замуж за вдового Луиджи Никколини 15 января 1474 года в возрасте 16—17 лет; жених был в два раза старше. Она принесла ему значительное приданое в 14 тыс. флоринов. Луиджи Никколини принадлежал к известной флорентийской семье, которая, как и род Бенчи, была сторонницей Медичи. Супруги детей не имели. Луиджи стал испытывать серьёзные финансовые затруднения — уже в 1480-м году его долги превысили всё его состояние.

 

https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/originals/45/04/ed/4504eda2a6c414652d50f96b63688855.jpg

Леонардо да Винчи
«Портрет Джиневры де Бенчи» (фрагмент)
ок. 1474—1476
Ritratto di Ginevra de' Benci
Доска, масло. 38,8 × 36,7 см
Национальная галерея искусства, Вашингтон

разделители,ЗОЛОТЫЕ,СЕРЕБРЯНЫЕ

Джиневра была образованной женщиной, хорошо известной во Флоренции и Риме благодаря своей красоте и добродетелям, а также интересу к музыке и поэзии. Современники называли её уменьшительным именем — La Bencina, которое было прозвищем, образованным от фамилии и намекающим при этом на её миниатюрное телосложение. Они высоко ценили её благочестие, добродетель, красоту и интеллект. Лоренцо Великолепный посвятил ей два сонета (например, Io son quella pecorella / che il pastor suo ha smarrito…); она и сама писала стихи, но из её произведений сохранилась единственная строчка:

 

"Vi chiedo perdono; io sono una tigre di montagna."
(Прошу у вас прощенья, я лишь горный тигр.)

 

Умерла Джиневра в 1521 или же в 1530 году бездетной вдовой, предположительно от туберкулёза.

 

Леонардо да Винчи
«Портрет Джиневры де Бенчи» (мой коллаж из фрагментов)
ок. 1474—1476
Ritratto di Ginevra de' Benci
Доска, масло. 38,8 × 36,7 см
Национальная галерея искусства, Вашингтон

разделители,ЗОЛОТЫЕ,СЕРЕБРЯНЫЕ

Обстоятельства создания портрета являются предметом научной дискуссии. Женщин в эпоху Ренессанса писали обычно по трём поводам — в случае помолвки, в случае свадьбы или же в случае смерти. Если портрет являлся свадебным, то обычно он был парным к портрету мужа, и женщина в таком случае изображалась в правом повороте «Портрет Джиневры Бенчи» очень часто считали имеющим отношение к свадьбе или помолвке модели, поскольку толковали изображённый на ней можжевельник как аллегорию целомудрия. Поскольку Леонардо написал девушку обращённой лицом в «неправильную» сторону, предполагали, что портрет, скорее всего, имел отношение не к свадьбе, а к помолвке

 

Впрочем, в таком случае вызывало удивление, что изображение, как это бывало обычно, не было наполнено демонстрацией богатого приданого невесты — ювелирными украшениями и платьем из драгоценной парчи, что подчёркивало бы состояние её семьи. Версия о том, что портрет был написан по случаю свадьбы или помолвки Джиневры, является (при изучении литературы XX века) наиболее распространённой, но исследования последних десятилетий доказывают, что она, скорее всего, ошибочна.

 

Портрет, вероятней всего, был заказан венецианским послом во Флоренции Бернардо Бембо, близким другом и платоническим поклонником Джиневры; их отношения известны из множества письменных источников.

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/01/Hans_Memling_054.jpg

Ганс Мемлинг (около 1433–1494)
«Портрет мужчины с монетой императора Нерона (Бернардо Бембо?)»
 до 1480.
Королевский музей изящных искусств (Антверпен)

разделители,ЗОЛОТЫЕ,СЕРЕБРЯНЫЕ

 На верность этой версии указывает изображение на обороте картины. Написанный там венок из пальмы и лавра является персональной эмблемой Бембо, которую он использовал в качестве «экслибриса» для рукописей в своем собрании, а затем при реставрации гробницы Данте, которую он заказал в 1483 году Пьетро Ломбардо, и в ряде других мест. Но в данной картине к его эмблеме из двух растений в центре присоединяется третье — можжевельник, эмблема Джиневры. Таким образом, изображение на обороте портрета представляет собой сплетение геральдических растений двух влюблённых, что находится в русле ренессансной символики. Более того, если сейчас эмблема украшена девизом «Красота украшает добродетель», то ранее, как показала инфракрасная съемка, надпись гласила Virtus et honor («Добродетель и честь»), что является личным девизом Бембо.

 

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/1/1a/Bernardo_bembo_emblem.jpg

Эмблема Бернардо Бембо
— венок из пальмовой и лавровой ветвей, внутри девиз «Добродетель и честь».

 

Крайне вероятная связь заказа портрета с поклонником Джиневры выводит эту картину из цикла «свадебных» произведений и делает её уникальным с точки зрения заказа памятником среди женских флорентийских портретов этой эпохи, поскольку он оказывается не связанным с событиями семейного характера и не заказан членами её семьи. Он является лишь памятником любви, причём платонической.

 

источник текста

 

0_809c0_24537792_S (148x150, 38Kb)

 

 

 

 

Серия сообщений «Шедевр в деталях «:
Часть 1 — Шедевр в деталях | Ян ван Хейсум (Jan van Huysum, 1682 — 1749, Dutch) — Букет цветов в терракотовой вазе.
Часть 2 — Шедевры в деталях | Дворцовая архитектура в живописи голландских художников XVI — XVII вв.

Часть 18 — Шедевры в деталях | Anthony van Dyck (1599-1641, Flemish) & Daniel Mytens (1590-1647, Dutch) — Роберт Рич (1587-1658), второй граф Уорик
Часть 19 — Шедевр в деталях | Peter Paul Rubens (1577–1640) & Jan Brueghel the Elder (1568–1625) — The garden of Eden with the fall of man
Часть 20 — Шедевр в деталях | Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci, 1452–1519, Italian) — Портрет Джиневры Бенчи

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

kolybanov.livejournal.com

Добавить комментарий