Поиск

"Солнечный удар".


Я полностью посмотрел этот фильм в позапрошлом году, но тогда у меня были проблемы с доступом в Интернет. Поделюсь своими тогдашними впечатлениями.
На мой взгляд, худшее в этом фильме — его декадентский настрой. Упивание собственной обречённостью — долгое, подробное, многогласное — это и есть декаданс. Исходящий от «партии власти» — ну так «партия власти» как раз всегда декадансом и занимается (оппозиции не до того).
Офицер в пылу любовной страсти не удосужился ответить мальчику на его вопрос: «Правда ли, что все мы произошли от обезьяны, и что государь император тоже произошёл от обезьяны?». Но дело в том, что сам фильм, в некотором роде, тоже «произошёл от обезьяны». Он претендует на высказывание от лица Бунина, однако транслирует то, что Бунин ненавидел — дешёвый символизм (Бунин ненавидел любой символизм), «апологию социальной самовины» («столетние господские липы валят потому, что господа под ними насиловали поселянок или не беседовали с крестьянскими мальчишками о Дарвине» — это логика Александра Блока, а не Бунина). Даже песню «Не для меня придёт весна», коей заканчивается кино, Бунин не любил, считал глупой. Представляю, как бы он взбесился, увидав этот фильм, в котором всё живое вытеснено мёртвым (вместо любовного акта — хождение поршней, вместо любовной тоски — передоновские штудии «о Дарвине», вместо живой жизни — десятиминутное показывание тонущей баржи: наш девиз — буль-буль и вниз).
Сказанное мной не отменяет моего уважительного отношения к Никите Михалкову как к некогда замечательному кинорежиссёру (последним его замечательным фильмом я считаю «Родню»). Михалков, кстати, остался точно таким, каким и был. Изменился (искривился) контекст. Возможно, в этом контексте сами мы выглядим не краше Михалкова.

ankudinovkirill.livejournal.com

Добавить комментарий