Поиск

Христология: Добровольность претерпеваемых страданий и смерти.


Христианская доктрина говорит о том, что Мессия добровольно претерпел смерть. Этот тезис имеет керигматическую основу в словах Самого Иисуса: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» (Иоан.10:17-18). «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для избавления многих» (Мар.10:45). Церковь много веков размышляет над этой тайной внутренней свободы Сына. Возникали и прямо ложные трактовки, которые сводили все страдания Иисуса Христа к некой докетической иллюзорности. Неверно понятые слова Христа о добровольности Его страданий стали относить к Его человеческой физиологии и сделали вывод о том, что наша природа, наша плоть в лице Иисуса Христа уже была свободна от всякого физиологического детерминизма. Мы впереди часто будем встречаться с цитатами из отцов о «добровольности» страданий Иисуса Христа, а потому наперед должны усвоить некоторые основоположные принципы. Контекст Евангелия и рассуждения наиболее из авторитетнейших отцов относят «добровольность» не к объекту претерпеваемых страданий (телесной природе), а к субъекту, который благоволил стать плотью, т.е. к Логосу. Чтобы не пускаться в длинные метафизические конструкции, ограничимся несколькими примерами, доступными для ума даже необразованного человека:

1. Я (некто) имею пчелиную пасеку и направляю туда свои стопы, не надев никаких защитных одежд или масок. Я иду туда добровольно. Никто меня не принуждает. Но если меня покусают пчелы, мой организм будет реагировать сообразно законам природы на реакцию человеческого организма на пчелиный яд. Если я иду туда сознательно, то я понимаю, что меня могут покусать пчелы (и это уже не будет случайностью, потому как я понимал, куда иду и что со мною будет). Но я все равно решаюсь идти в центр пчелиной пасеки без маски и спецодежды, не взяв даже дымаря. Более того! Я решил еще и «потревожить» пчелиный улей. Я все это делал добровольно! Но, повторюсь, моя природа (нечто, мой организм) будет реагировать уже не «свободно» и не как я «захочу», а сообразно законам природы. Моя добровольность относится к походу в пчелиное царство и в отказе обороняться от них. Т.е. в согласии принять все, какие ни случатся, их укусы и претерпеть это все, по естественному порядку, до конца.

2. Добровольность страданий Христа относятся к претерпевающему субъекту (Ипостаси Логоса), а не претерпевающей природе (нашей плоти). Он добровольно решил стать человеком и пройти весь реальный путь человеческой жизни во плоти. Мог ли Он не являться на страдания? – Несомненно, мог! А мог ли Он, к примеру, взойдя на Крест, петь радостные песни и пролить из Себя 10 литров крови, не умерев? – Не мог! Потому что наша природа в Нем имела все свойственные этой природе ограничения и естественные параметры.

Нет, разумеется, Бог абсолютно Всемогущ, а потому мог и нашу плоть еще и до креста превратить в ангельскую, но тогда это не была бы наша плоть и не был бы Он Человеком, а был бы «ангелом во плоти», причем, не в переносном, а в прямом смысле. Заметим, что Бог всемогущ не только во плоти Христа, но и вообще. Он может изменить физиологические законы (а не только исправить повреждение оных болезнями и страданиями). Однако не изменяет: Когда пророк Илия был изгнанником, Бог питал его не только Духом Святым, но еще и ворона посылал с хлебом и мясом. А ведь куда проще было изменить локально в нем человеческую природу и сделать его «неуязвимым для голода». Не сделал! Так же Он не сделал этого и с человеческой природой, когда воспринял её в единство Своего Лица.

abbatus_mozdok.livejournal.com

Добавить комментарий