Поиск

Французский живописец-пейзажист Морис Утрилло (1883-1955 )


Автор — Ела2012. Это цитата этого сообщения

Французский живописец-пейзажист Морис Утрилло (1883-1955 ).

Морис Утрилло (Maurice Utrillo) — французский живописец, мастер городского пейзажа, увидевший город глазами одинокого художника. Главной и единственной темой творчества был Париж, окраинные районы Монмартра.

01.jpg

Импрессионистическая манера передачи света и воздуха была художнику неинтересна, гораздо больше его привлекала ощутимая графическая материальность предмета. Вскоре композиционной основой большинства его пейзажей становилась уходящая вдаль улица, фланкируемая боковыми кулисами домов; на дальнем плане — преграда из домов или башен, заслоняющая небо и делающая пространство замкнутым.

Abbesses Square at Montmartre, 1931.jpg
Abbesses Square at Montmartre, 1931

В отличие от картин Писсарро в пейзажах Утрилло царит ровное, одинаковое освещение, ветра не чувствуется, небо почти всегда безоблачно. Художник упростил реальные формы, обобщая контуры, он свел очертания предметов к их основе; одним движением кисти создавал ощущение скользкой лестницы или отсыревшей штукатурки, провалы окон часто только намечает. Масляные краски казались ему чересчур прозрачными, и для передачи фактуры оштукатуренных и заплесневелых стен он добавлял в с песок, гипс, клей, использовал известь, накладывал кусочки мха, покрытые чернилами и эмалью дощечки, листы бумаги. Растирая краску в чашке, наносил ее на холст ножом, разглаживал пальцами. Эта живописная манера, сформировавшаяся довольно рано, с годами почти не претерпела изменений.

Sacre-Coeur de Montmartre and Rue du Chevalier De La Barre, 1936.jpeg
Sacre-Coeur de Montmartre and Rue du Chevalier De La Barre, 1936

В картинах Утрилло сюжет трактуется традиционно, без искажений и трансформаций, характерных для современной живописи, и в то же время художнику удается достичь очень личной интонации и поэтической выразительности. В его ранних произведениях палитра достаточно темная, мрачная и тяжелая; позднее (в 1912-1915) она заметно светлеет. Во второй половине 1910-х годов художник все чаще обращается к архитектурным пейзажам. Живописная манера Утрилло широкая и мягкая, мазок открыт и выразителен, а колористическая гамма способствует передаче лирического настроения. Особенно знамениты выполненные им виды улиц и домов Парижа.

Bievre, Bourg-la-Reine (Hauts-de-Seine), 1938-40.jpg
Bievre, Bourg-la-Reine (Hauts-de-Seine), 1938-40

СОБОР ПАРИЖСКОЙ БОГОМАТЕРИ.

В 1908-1910 годах любимой темой художника, к этому времени вполне сформировавшегося, стал Собор Парижской Богоматери. К изображению собора Утрилло неоднократно возвращался и впоследствии, однако картины именно этих лет, где собор предстал как целостный величественный образ, подавляющий человека, специалисты считают наиболее сильными. Интерес к соборам — художник писал в Париже, Руане, Шартре, Реймсе, Лурде — связан не только с их живописностью, но и с возрастающей с годами религиозностью Мориса Утрилло.

Notre-Dame, 1910.jpg
Notre-Dame, 1910

Notre-Dame de Clignantcourt, 1912.jpg
Notre-Dame de Clignantcourt, 1912.

The Cathedral of Chartres (Eure-et-Loire), 1912-14.jpg
The Cathedral of Chartres (Eure-et-Loire), 1912-14

The Church Notre-Damm de Bonne-Esperance, (Montbrison, Loire), 1928.jpg
The Church Notre-Damm de Bonne-Esperance, (Montbrison, Loire), 1928

МОНМАРТР.

Всемирную известность художнику принесли его картины с изображениями Монмартра — древнего уголка Парижа, сохранившего свое своеобразие и до наших дней. Монмартрский холм, прежде предместье Парижа, к тому времени, когда художник начал писать его, утратил свою идиллическую прелесть: вместо живописных лачуг поднялись многоэтажные доходные дома, извилистые узкие улочки, карабкающиеся по склонам холма, стали напоминать колодцы, маки, некогда украшавшие Монмартр, исчезли, лишь немногочисленные уголки сохранили свой первоначальный полудеревенский вид.
Для Утрилло, одинокого, измученного своей болезнью, Монмартр с 1910-х годов (и до глубокой старости) стал главной темой творчества. Картины его скупали кабатчики за рюмку аперитива и бессовестно эксплуатировали талант художника. Один из его биографов вспоминает: «На бледной маске лишь глаза лучились теплом и ясностью, как глаза ребенка или затворника. Но этому взгляду противоречила горькая складка губ. Нет, улыбкой ее нельзя было назвать. Слишком много было в ней принужденности…».

Saint-Pierre Square at Montmartre, 1908.jpg
Saint-Pierre Square at Montmartre, 1908

Orchampt Street in Montmartre, 1910.jpeg
Orchampt Street in Montmartre, 1910

Thatched Houses on Montmartre, 1912.jpg
Thatched Houses on Montmartre, 1912

Boulevard Carnot at Noyon, 1914.jpg
Boulevard Carnot at Noyon, 1914

В 1909 работы художника впервые были экспонированы в парижском Осеннем салоне, а вскоре он с матерью и отчимом отправился в путешествие на Корсику и в Бретань, однако и там по памяти продолжал писать виды Монмартра. Первая персональная выставка Утрилло состоялась в 1913 году, и у него, кроме кабатчиков, появились и другие поклонники — настоящие любители живописи (например, Октав Мирбо).

Custine Street at Monmartre, 1909.jpg
Custine Street at Monmartre, 1909

Montmartre, 1909.jpg
Montmartre, 1909

Marcadet Street at Montmartre, 1910-12.jpg
Marcadet Street at Montmartre, 1910-12

Passage Cottin, Montmartre, 1922.jpg
Passage Cottin, Montmartre, 1922

«БЕЛЫЙ ПЕРИОД»

К 1910-м годам относиться начало так называемого «белого периода» в творчестве Мориса Утрилло. Этот период, продолжавшийся до начала Первой мировой войны (Great War), характеризуется преобладанием в картинах разнообразных оттенков белого цвета, переходящего то в пепельный, то в серебристый, то снова в молочный, серый или золотистый тона.
С помощью наиболее полюбившихся цветов — белого цинка, желтого хрома, кобальта, вермийона, темного краплака — художнику удавалось создавать не только удивительно насыщенную цветовую гамму, но и передавать безмолвное обаяние безлюдных улочек Монмартра, закованных в брусчатые мостовые. Впечатление вымершего города часто дополнялось чахлыми деревьями и плотно закрытыми домами, что вызывает щемящее чувство одиночества и бесприютности, столь характерное не только для ощущений самого художника, но и вообще для горожан 20 века.
В 1950 году на одном из парижских аукционов американский миллионер заплатил за пейзаж Утрилло «белого периода» восемь миллионов франков — сенсационная сумма, не удивившая, однако, самого художника, к этому времени его картины ценились дороже полотен Клода Моне и Эдгара Дега.

Paris, View of Saint Pierre-Square, 1908.jpg
Paris, View of Saint Pierre-Square, 1908

Philippe-de-Girard Street at Paris, 1919.jpg
Philippe-de-Girard Street at Paris, 1919

Paris Street, 1914.jpg
Paris Street, 1914

The Cabaret of Belle Gabrielle, 1914.jpeg
The Cabaret of Belle Gabrielle, 1914

Sacre-Coeur de Montmartre and Rue du Chevalier De La Barre, 1936.jpeg
Sacre-Coeur de Montmartre and Rue du Chevalier De La Barre, 1936

ПОСЛЕВОЕННЫЙ ПЕРИОД.

После войны в творчестве художника произошли некоторые изменения. Кроме монмартровских тем, появились новые мотивы: церковь Сакре-Кер, Мулен де ла Галетт, кафе «Розовый кролик», площадь Тертр и другие. Колорит картин стал менее сдержанным. Художник писал город в праздничные дни, когда он украшен флагами, полотнищами и афишами. В этот период Утрилло работал также акварелью и гуашью, пробовал свои силы в технике литографии.

Слава художника начала расти, регулярно устраивались его выставки, публиковались монографии. Вместе с семьей он стал жить в старинном замке Сен-Бернар, ставшем его собственностью (разбогатели и многие хозяева питейных заведений, получившие пейзажи Утрилло за рюмку аперитива и продавшие их впоследствии за немалые деньги).

В 1926 году Морис Утрилло по заказу русского театрального и художественного деятеля Сергея Павловича Дягилева сделал эскизы декораций и костюмов для балета Джорджа Баланчина «Барабо», поставленного в Париже в театре Сары Бернар.

The Eiffel`s Tower under Snow, 1933.jpg
The Eiffel`s Tower under Snow, 1933

Последние годы художник почти не работал с натуры (Монмартр его молодости безвозвратно изменился), для написания очередной картины ему теперь было достаточно почтовой открытки. Пейзажи постепенно становились все однообразнее и монотоннее. Ловкие копииста легко подделывали их и заполняли рынок многочисленными фальшивками. И все же поздние картины художника также имеют свое очарование — плоскостность придает архитектуре оттенок декораций, а миру Утрилло — сходство с театром марионеток: грустным, трогательным и наивным.

В 1935 году Утрилло женился на вдове банкира, который коллекционировал его художественные работы. События Второй мировой войны (World War II) практически не изменили упорядоченной, спокойной жизни художника.
В 1951 году состоялась премьера кинофильма «Трагическая жизнь Мориса Утрилло». А художник, продолжая жить прошлым, даже в день своей смерти начал писать пейзаж монмартровской улицы Корто.

Rue Corte (Corse), 1912-14.jpg
Rue Corte (Corse), 1912-14

Sacre-Coeur de Montmartre and Brouillards Castle, 1934.jpg
Sacre-Coeur de Montmartre and Brouillards Castle, 1934

Sacre-Coeur de Montmartre, 1937.jpg
Sacre-Coeur de Montmartre, 1937

The Cabaret of Lapin Agile at Montmartre, 1937.jpg
The Cabaret of Lapin Agile at Montmartre, 1937

Saint-Dominique Street and Eiffel`s Tower, 1937-38.jpg
Saint-Dominique Street and Eiffel`s Tower, 1937-38.

The Folding Screen, 1939.jpg
The Folding Screen, 1939

Rue Chevalier de la Barre at Montmartre, 1950.jpg
Rue Chevalier de la Barre at Montmartre, 1950

Морис Утрилло скончался 5 ноября 1955 года. Похоронили его рядом со своей матерью, умершей в 1938 году, на кладбище св. Винсента.

http://to-name.ru/biography/moris-utrillo.htm

Серия сообщений «Импрессионизм«:

Часть 1 — РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Фешин Николай Иванович (1881-1955)
Часть 2 — Фешин Николай Иванович (1881-1955) , часть2

Часть 71 — Американский художник-импрессионист John Henri Twachtman (1853-1917).
Часть 72 — Американский художник-импрессионист Robert Julian Onderdonk (1882-1922).
Часть 73 — Французский живописец-пейзажист Морис Утрилло (1883-1955 ).

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

kolybanov.livejournal.com

Добавить комментарий