Поиск

Поленов Василий Дмитриевич


Автор — Ольга-В. Это цитата этого сообщения

Поленов Василий Дмитриевич.

Ранее: здесь fotoНа лодке. Усадьба Абрамцевоfoto"Русская деревня"

4964063_10648989_adcd86d8 (384x65, 6Kb)

fotoОсень в Абрамцевоfoto"Больная"

Картина была задумана Поленовым в 1873 году под впечатлением знакомства в Риме с Елизаветой Богуславской, русской студенткой, приехавшей за границу учиться, тяжело заболевшей и умершей от туберкулеза легких. Лиза стала первой моделью для картины Смерть девушки, осуществленной позже под названием Больная. Глубоко поразила художника в это время и смерть в Риме юной Маруси Оболенской, которой Поленов увлекся во время пенсионерской поездки. 
 
Тогда же, в 1873 году, был выполнен первый эскиз к картине. Продолжена работа над полотном была в 1881 году после смерти горячо любимой сестры-близнеца Веры и закончена в год смерти сына-первенца.
Непосредственное чувство художника, пережившего боль потери близких ему людей, чувство неотвратимой смерти, беспомощности перед ней и недоумения перед ее бессмысленной беспощадной неразборчивостью, уносящей совсем еще юные жизни, — все это нашло воплощение в Больной. Как ни в каком другом произведении Поленова здесь ясно выразилось непосредственное чувство художника, его мироощущение. 
 

Трагическое приближение смерти ощущается в обволакивающей комнату сине-пепельной тьме, поглощающей фигуру девочки-подростка, в ее осунувшемся лице с большими, наполненными мукой глазами, в скорбном силуэте женщины с безнадежно склонившейся головой, в тревожных, едва проникающих из-под задернутой шторы проблесках синего рассвета, спорящих с теплым светом настольной лампы.

Но постепенно внимание зрителя привлекает изумительный по красоте живописи натюрморт с лампой под зеленым абажуром. Лампа отбрасывает мягкий теплый свет, и его радужные розовато-золотистые отблески падают на край постели больной, играют желтовато-оливковыми бликами на стакане и графине с водой, насыщают цветом потрепанные и выгоревшие обложки книг и, наконец, соединяют все эти цвета в приглушенных тонах красно-коричневой скатерти.

По своему богатству и изысканности красочных сочетаний это — один из самых красивых натюрмортов в русском искусстве второй половины XIX века. Благодаря своей цветовой разработке он становится своеобразным символом вечной красоты этого мира, ощущение которой не утрачивается художником даже перед лицом страдания и смерти.fotoБелая лошадка. НормандияfotoВ парке. Местечко Вель в НормандииfotoГорелый лесfotoРечка ОятьfotoХристос и грешница (Кто из вас без греха?)

Впервые картина была показана на XV Передвижной выставке 1887 года. Глазам зрителей предстала сцена, основной смысл которой заключался, по мысли художника, в несении людям идеи добра и всепрощения. «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень», — ответил Христос возбужденной гневом толпе на вопрос о том, как поступить с женщиной, изобличенной в прелюбодеянии (по закону Моисея ее следовало подвергнуть избиению камнями).
Согласно Евангелию, люди, «обличаемы совестью», разошлись. Так Христом был преподан народу наглядный урок новой морали. 
 
Сюжет картины, замысел которой возник у Поленова еще в период его учебы в Академии художеств в 1868 году, позволял ему выразить важные для него нравственные проблемы, содержащиеся в евангельском повествовании — идею христианской любви к ближнему и нравственное самосовершенствование.
Потому так важно для него было ее название. Уже на склоне лет Поленов с огорчением писал в одном из писем: «Картина эта была названа мною Кто из вас без греха. В этом был ее смысл.
Но цензура не позволила поставить эти слова в каталоге, разрешили Христос и грешница… А в музее Александра III ее назвали «блудная жена», что совершенно противоречит евангельскому рассказу, где ясно сказано, что это согрешившая, а не блудная женщина… Так название и осталось. Оно и не мое, и не соответствует евангельскому рассказу». 
 

 

Картина стоила художнику больших трудов и длительных периодов разочарования. Ее живописно-пластическое решение, композиционная разработка по существу оставались академическими с той только разницей, что основная по смыслу группа не являлась центральной. Вместе с тем стремление быть исторически точным заставило художника обратить особое внимание на достоверность архитектуры, пейзажа, предметов материальной культуры, костюмов, переданных средствами реалистической живописи.
Возникшая при этом необходимость уравновесить красочно и линейно все части полотна путем сопоставления красочных пятен, в мерном чередовании которых исчезает глубинность линейного построения, привела его к стилистическим решениям близким живописи модерна. Таким образом, синтез, которого добивался художник, пытаясь обновить академическую живопись новейшими художественными средствами, оказался недостаточно серьезным и глубоким, что осознавал и сам Поленов.
При этом сама попытка обновления академического искусства была значительна для русского искусства.fotoЛивеньfotoЖелезная дорога близ станции ТарусскаяfotoЗима. ИмоченцыfotoМельница у истока реки ВельfotoЧасовня на берегу ОкиfotoОльшанка. Пруд в паркеfoto
Право господинаfotoСреди учителей

Серия сообщений «**по авторам (п)«:
Часть 1 — Станислав Побытов.
Часть 2 — Jan Frederik Pieter Portielje (1829-1908)

Часть 42 — Иоганн Георг Платцер (Johann Georg Platzer), 1704-1761.
Часть 43 — Поленов Василий Дмитриевич.
Часть 44 — Поленов Василий Дмитриевич.

Серия сообщений «**русские, украинские художники «:
Часть 1 — Шорохов Владимир
Часть 2 — Художник Ilyas Aidarov

Часть 43 — Николай Богданов-Бельский «Новые хозяева»
Часть 44 — Картина Федора Васильева «Оттепель».
Часть 45 — Поленов Василий Дмитриевич.

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

kolybanov.livejournal.com

Добавить комментарий