Поиск

Внешняя политика РФ — сплошная катастрофа?


Несмотря на отдельные успехи, в последнее время Россия во внешней политике все больше напоминает героя Вицина в известной сцене «Кавказской пленницы» …

Согласно данным соцопросов, большинство россиян чрезвычайно высоко оценивают внешнюю политику страны. Если бросить беглый взгляд на все происходящее в мире на протяжении последних несколько лет, может показаться, что они правы. Однако при более внимательном рассмотрении ситуации в международных отношениях невольно приходишь практически к обратным выводам.

Тысячи патриотов сегодня говорят и пишут о том, что Россия, мол, вернула себе статус мировой супердержавы со всеми вытекающими отсюда последствиями. И с ними даже можно согласиться. Отбросив любые морально-оценочные суждения, мы должны признать тот факт, что армия РФ сегодня как минимум вторая по силе в мире, а сфера ее политического влияния выходит далеко за пределы границ постсоветского пространства. Россия заседает в Совбезе ООН, на ее ракетных двигателях в космос летают из Америки, а ее президента с завидной регулярностью признают одним из самых влиятельных людей в мире.
В общем, да — Россия достаточно успешна для того, чтобы считаться супердержавой (повторюсь, мы не оцениваем такие вещи, как уровень развития демократии или качество жизни населения, а говорим о международной политике). Но вот ее успешность уже как супердержавывызывает много серьезных вопросов.
Мы все помним слова о том, что у России есть всего два союзника — ее армия и флот, но многие, надеюсь, понимают и то, что в современном глобальном мире без союзников, вне блоков и объединений живется очень туго. А стране, которая в своем нынешнем виде геополитически «обречена» быть супердержавой — туго втройне. Слишком много вопросов решается на голосованиях Совбеза и Генассамблеи ООН. Слишком активно ведется международная торговля. Слишком много значит в наше время глобальный обмен информацией. Слишком велики силы тех, кто уже объединен в надгосударственные экономические союзы и военные блоки.
США можно ругать и ненавидеть сколько угодно, но Вашингтон более чем успешно создает огромные торговые организации, в которых потом сам и заправляет, лоббирует нужные себе решения в ООН и других международных структурах, продвигает свои ценности, руководит гигантским военным блоком и размещает на территориях других стран свои войска (причем формально выходит, что они его сами об этом и просят). Кому-то Штаты могут нравиться, кому-то нет. Мы можем называть их внешнюю политику циничной, подлой и аморальной, но она — успешна.
Что же у России? Москва получила в наследство от СССР целую плеяду союзных и лояльных авторитарных и левых режимов по всему земному шару. Затем благодаря общности экономических интересов или банального антиамериканизма к России потянулись новые партнеры. Дошло до того, что Москва даже на «заднем дворе» США — Латинской Америке — чувствовала себя гораздо увереннее Вашингтона, установив весьма близкие отношения с Бразилией, Аргентиной, Венесуэлой, Эквадором, Боливией, Кубой и Никарагуа.
БРИКС считался едва ли ни самым перспективным экономическим объединением в мире, центром притяжения в котором объективно была Россия.
Однако что осталось во внешнеполитическом активе у России сегодня?
Ливию и Ирак американцы спокойно разнесли под вялые протесты в Совбезе. Сирию изрядно потрепали;
Условно пророссийские левые с треском проиграли выборы в Аргентине;
В парламенте Венесуэлы — прозападное большинство, а левый президент-друг России балансирует на грани отставки;
Дилма Руссефф в Бразилии отстранена от власти и находится в центре грандиозного скандала;
В «братской» Сербии на выборах с огромным отрывом победила хоть и лояльная к России, но откровенно проевропейская партия;
Грандиознейший провал на Украине. Речь сейчас даже не о том, что было после 21 февраля 2014 года (тогда капкан уже захлопнулся), а о том, как до 21 февраля 2014 года все дошло. Всем хорошо известно, что Россия влила в Украину многомиллиардные инвестиции. И? Где от них толк-то? Россия умудрилась «потерять» страну, где к ней состоянием в 2010-2012 годах совершенно лояльно и даже с восторгом относилась большая часть населения…
Иран, которому помогли снять санкции, активно помогает России в одних, выгодных для себя вопросах — как в Сирии), и действует совершенно без оглядки на нее в других (например, по вопросу добычи и продажи нефти);
Индия исповедует принцип «три пишем, два в уме»;
Партнеры по ЕАЭС и ОДКБ не торопятся сдавать свои интересы даже в мелочах ради союзнического долга, в чем мы хорошо убедились на примере «левого» экспорта в Россию европейской продукции.
И этот список провалов и неудач может быть продолжен…
Можно сколько угодно оправдываться, хмурить брови, обиженно поджимать губы и кричать «ну и пошли куда подальше, раз не поняли своего счастья», как это делают некоторые ура-патриоты. Вот только факт остается фактом Россия теряет голоса в ООН, торговых партнеров, потенциальных военно-политических союзников.
Тактические успехи вроде латиноамериканского не получается «закрепить».
Удачи же на «европейском фронте» весьма иллюзорны. И в этом можно хорошо убедиться на примере Греции. Сколько бы нынешние афинские власти ни симпатизировали Москве, а антироссийские санкции пока что так и остались. Голосование же в отдельно взятой Венеции принципиально вообще ничего не решает, это, по сути дела, всего лишь красивый перформанс.
Единственной реально большой победой России на мировом уровне, чтобы кто ни говорил, стала операция в Сирии. Россия выступила там в роли борца с «мировым злом», спасителя древностей, стала опорой своим союзникам, что было немаловажно. Ведь после того, как американцы растерзали на глазах у Москвы несколько режимов, с которым у России были хорошие отношения, доверие к последней у «союзников» резко снизилось. Однако даже в Сирии Россия движется по принципу «шаг вперед, два шага назад», и чем это все закончится, не совсем понятно.
По-настоящему великая держава всеми силами помогает союзным себе политикам удерживаться при власти, а в случае их отстранения — из кожи вон лезет для того, чтобы вернуть их обратно в президентские и премьерские кресла. Россия же практически безучастно смотрит на то, как лояльных к ней лидеров в лучшем случае скидывают, а в худшем — вешают… И если так пойдет и дальше, то у Москвы есть все предпосылки остаться на мировой арене в гордом одиночестве или всего с парочкой лояльных режимов типа сирийского.
Причин тому две.
Первая. Россия плохо играет свою роль великой державы по экономическим показателям. Денег значительно меньше, чем у тех же США. А те, которые есть, идут на создание 16-кратного разрыва между 10% самых бедных и 10% самых богатых. Какая помощь венесуэльским партнерам, если средств конкретно взятому олигарху на пятую яхту не хватает?
Вторая. Лицемерие значительной части российской бизнес-элиты, которой категорически не выгодно любое обострение отношений с Западом, неминуемое в ситуации, если Россия начнет «самоутверждаться» в роли супердержавы.
Поэтому и похожа внешняя политика России на разрывающегося меж двух подельников героя Вицина из «Кавказской пленницы». Попытка заявить о себе вслух как о независимом игроке моментально сменяется отчаянной попыткой восстановить отношения с Европой и Америкой. И это топтание на месте по всем правилам — один из худших вариантов, которые только могут быть. Характерной для супердержав последовательностью в российской внешней политике пока еще даже не пахнет. Поэтому оценка ей — без учета всяких субъективных факторов — где-то между «три с минусом» и «два с плюсом».
И пока Россия не определится, кем она желает быть: частью цивилизованного западного сообщества (пусть и не на ведущих ролях) или самодостаточной супердержавой, лидером группы ориентированных на нее стран, несущим ответственность за своих союзников — более высокой оценки России не заслужить…
Посмотреть полностью: http://politrussia.com/world/vneshnyaya-politika-rf-

a_01z.livejournal.com

Добавить комментарий