Поиск

ЖЗЛ (ПАНЬ ЮЛЯН: ИМПРЕССИОНИЗМ ПО-КИТАЙСКИ. Часть I — От печали до радости…)


Автор — Парашутов. Это цитата этого сообщения

ЖЗЛ (ПАНЬ ЮЛЯН: ИМПРЕССИОНИЗМ ПО-КИТАЙСКИ. Часть I — От печали до радости…)

Пань Юлян
Pan Yuliang
潘玉良

14 июня 1895, Янчжоу — 22 июля 1977, Париж

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Self-Portrait. 1944 г.

Китайская художница-импрессионистка, представительница второго поколения «Парижской школы», основной темой творчества которой была обнаженная натура (ню). Известна в Китае, как первая женщина-художница, писавшая в стиле западного искусства. В некоторых источниках имя художницы пишется как Ю-Лян и даже Юйлян, я выбрал вариант транскрипции в переводе с кантонского диалекта.

Тяжелое детство

Чжан Сёцин (это настоящее имя и фамилия художницы) родилась в бедной семье в древнем городе Янчжоу (провинция Цзянсу). В некоторых биографических источниках указана дата рождения — 22 мая 1899, но это, скорей всего, ошибка, поскольку она не совпадает с событиями в жизни и возрастом художницы в те моменты. Когда девочке исполнился всего год – умер ее отец, еще через два года умерла старшая сестра. В 8 лет девочка осталась круглой сиротой и стала воспитываться в семье дяди со стороны матери. В 14 лет дядя продал девушку в публичный дом в небольшом городке Уху (провинция Аньхой). Встречается версия, что дядя был азартным картежником, проигрался в пух и прах, поэтому ему срочно нужны были деньги.

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Four Beauties after Bath (Self Portrait). 1955 г.

Замечу, что этот ужасающий факт был обычным и достаточно широко распространённым явлением в Китае еще со времен средневековья. Отцы, братья и даже мужья продавали или отдавали своих дочерей, жён и сестёр в публичные дома и для сожительства с другими мужчинами, всё это происходило чаще всего по экономическим соображениям. Иногда муж мог отдать жену другому мужчине для рождения ребёнка в случае, если в семье не было детей или рождались только девочки. Иногда девушки из бедных семей были вынуждены продавать себя в бордель лишь для того, например, чтобы оплатить похороны родителей. При этом, в условиях бесправного положения женщины оставить занятие проституцией по своей воле любая китаянка уже не могла.
Кроме того, историки утверждают, что на Востоке, в частности – в Китае, древнейшая профессия была по сути единственной доступной для женщин того времени. Чжан неоднократно пыталась убежать из публичного дома и даже пыталась покончить с собой. Хотя в некоторых источниках упоминается, что в этом «увеселительном» заведении девушка работала в качестве служанки, а не проститутки. В любом случае, судьбе молодой девушки не позавидуешь, во многих биографиях художницы встречается фраза: «Жизнь девушки в борделе была невыносима».

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Two femmes. 1950 г.

Вычитал интересные факты о проституции в Китае. Сексуальные услуги в стране поэтически назывались «продажа весны». Проститутка могла провести ночь с готовым хорошо заплатить гостем, однако сексуальные услуги были далеко не всегда обязательными, в наиболее изысканных публичных домах девушки даже могли сохранить целомудрие. В течение своей карьеры девушка могла дважды получить солидное денежное вознаграждение. Первый раз это происходило после того, как она, поступив в публичный дом и овладев различными искусствами, лишалась девственности. Гость, который приобретал право стать её первым мужчиной, обязан был заплатить круглую сумму и устроить торжественный банкет для всего заведения. Второй раз это происходило лишь в том случае, если девушку выкупали. Чжан повезло, поскольку в ее жизни случился второй вариант.

Освобождение и замужество

В 1912 году девушку выкупил из борделя инспектор таможни в Тунчэне Пань Цзаньхуа (Pan Zanhua, 1883-1959), с которым молодая китаянка познакомилась практически в первый год своей жизни в публичном доме – еще в 1909 году. Историки пишут, что Цзаньхуа встретил девушку во время, как сейчас бы сказали, корпоративного праздника, который руководители его службы устроили по поводу приезда президента Торгово-промышленной палаты. Успешные результаты проверки коллеги по бизнесу и решили отметить в публичном доме, что впрочем, было в Китае не редкостью. В борделях встречались деловые партнеры на переговоры, там часто мужчины отмечали дни рождения или прибавление в семье.

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Nu feminin de dos.

В романе, посвященном жизни художницы, описывается история «освобождения» из публичного дома, конечно, с романтическим флёром. Будем надеяться, что так и было на самом деле. Девушка понравилась чиновнику Пань в первый же день знакомства. Хозяйка заведения, видя, что потенциальный клиент разговаривает с Чжан, успела шепнуть ему, что она девственница. Ночью девушку вызвали в номер инспектора, они проговорили до самого утра, но мужчина не прикоснулся к ней. На следующее утро он «выписал» понравившуюся ему девушку для сопровождения, показал ей город и накормил, а после того, как она вечером вернулась обратно, ее зверски избили за то, что ее общение с клиентом было пустой тратой времени, и заведение не получило «премиальных» за лишение ее девственности. В следующие месяцы Пань Цзаньхуа неоднократно забирал девушку с собой для «эскорта», но относился к ней нежно, почти по-отечески и даже не намекал о близости. Видя такое отношение, Чжан, скорее всего, и влюбилась в своего «господина». Странно, конечно, что эта романтическая идиллия продолжалась почти три года.

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Chère sœur. 1954 г.

Но однажды девушка, боясь возвращаться назад, зная, что вновь будет унижена и избита, сама обратилась к Цзаньхуа со слезами: «Ваша честь, я прошу вас оставить меня у себя. Они считают меня кормом для рыбы, они думают, что если Вы сделаете меня женщиной и заплатите за это им большие деньги, то они смогут заключить с Вами сделку, чтобы можно было без препятствий пересекать границу и провозить какие-то товары. Если же вы вернете меня обратно, и они узнают, что я еще девушка, то они наймут хулиганов, чтобы они испортили меня, а про Вас распустят слухи, которые испортят Вашу репутацию!».
В тот вечер Пань оставил девушку ночевать у себя, а через некоторое время сообщил Чжан, что хочет ее выкупить, чтобы сделать свободным человеком и отправить обратно домой Янчжоу. Чжан рассказала ему, что она — сирота, и прибавила, что если Пань оставит ее у себя и сделает ее служанкой, то она с радостью хотел бы служить ему всю жизнь. В ответ мужчина рассказал, что он старше ее на 12 лет, что у него уже есть семья, и закончил свою речь словами: «Я не хочу, чтобы кто-либо обидел тебя, теперь, мне кажется, что нет другого пути, и если ты согласна, то я готов жениться и завтра же написать в газету о своем решении вступить в брак.

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Femme nue allongee.

Впрочем, судя по настоящим фактам жизни художницы, поскольку инспектор таможни был уже женат, он привел Чжан в семью сначала, действительно, как служанку, и только год спустя, в 1913 году, Пань Цзаньхуа и Чжан Сёцин поженились официально, при этом девушка стала второй женой инспектора.
Но поскольку Цханьхуа был правительственным чиновником, этот брак считался спорным. Не знаю, как в начале XX века, но по закону еще 1723 года, мужчина, вступивший в брак с публичной женщиной, наказывался за это шестьюдесятью ударами палок, а если он был, к тому же, чиновником или военным, то терял должность.
Легенды гласят, что на второй день после свадьбы сам Пань подал в отставку. Юлян он объяснил, что получил от друзей из Шанхая телеграмму с приглашением на работу на более высокую должность. Так ли это или Пань решил уехать из города, чтобы не быть наказанным за двоеженство – тоже останется загадкой. В любом случае, через три дня после свадьбы молодожены переехали в Шанхай.
Здесь Пань пригласил молодой жене учителей, чтобы она освоила программу хотя бы начальной школы, сам часто занимался с ней. Биографы пишут, что именно Цзаньхуа обнаружил способности Чжан к живописи. Однажды увидев, как она нарисовала на листке лотос, он сказал: «У тебя необыкновенный талант, ты обладаешь врожденными художественными качествами!»
Цзаньхуа не так много понимал в живописи, но он был просвещенным и образованным, окончил университет Васэда в Токио, там же стал членом Союзной лиги, предшественницы Гоминьдана — консервативной политической партии Китайской Республики.
В Шанхае Пань познакомил жену со своим сокурсником по учебе в Японии. Когда Юлян (так Цханьхуа ласково называл жену) узнала, что друг мужа – художник, она попросила его научить ее рисовать. Этот художник по имени Хон Е (Hong Ye), который преподавал в Шанхайской художественной школе, и стал для девушки первым учителем рисования.

Hong Ye

Училась азам живописи Юлян с завидным упорством и страстным желаниям. В дни, когда проходили занятия у Хона, девушка в течение трех часов занималась «утренним классом», а во второй половине дня столько же времени тратила на выполнение заданий. Сам учитель был удивлен активности и неутомимости своей ученицы. Два года семья прожила в Шанхае, а потом Пань Цзаньхуа уехал в «длительную командировку» в южную провинцию Юньнань.

Отвлекусь на минутку, чтобы сообщить, что 1910-е годы в Китае были неспокойными, практически – эпохой революционных перемен. В 1911-1912 годах произошла Синьхайская революция –буржуазная революция, приведшая к свержению маньчжурской династии Цин и провозглашению Китайской республики. Временным президентом Китайской республики стал военный Юань Шикай (1859-1916), который вошел в историю, как авторитарный правитель, опиравшийся на военную диктатуру, назначивший себя пожизненным президентом с широкими полномочиями. В июле-сентябре 1913 года в стране произошла вторая революция, направленная против диктатора. Ее возглавили лидеры Национального собрания, распущенного новым президентом. Юань Шикай жестоко подавил мятеж. А после того, как в 1916 году Шикай самопровозгласил себя императором, провинция Юньнань первой воспротивилась такому диктаторскому правлению. Поддержать восставших и отправился муж Чжан. В результате все политические партии страны выступили против самопровозглашённого императора и вынудили Шикая отказаться от титула. К тому же летом этого же 1916 года Шикай, измученный манией преследования и нервными стрессами по причине неспособности решать проблемы государства, умер от уремии.

Итак, уехав в провинцию Юньнань, Цзаньхуа поручил своему другу-художнику опекать молодую жену. Уже через короткое время Хон писал другу: «Рад сообщить, что твоя жена показывает удивительные результаты, она очень увлечена искусством, и я хочу посоветовать ей идти учиться в художественную школу, тем более, я знаком с одним профессором и дал ему хорошие рекомендации в отношении Юлян».
Сама Юлян догадывалась, что муж примкнул к революционно настроенному народу на юге, в одном из писем она пишет: «Дорогой, из газет я знаю, что ты примкнул к революции в Юньнани».
Решив стать художницей, девушка сообщает также в письме мужу: «По рекомендации господина Хона и господина Лю Хайсу, я допущена к экзаменам в Шанхайскую школу изящных искусств, это очень известная школа в Китае. Я изменила свое имя, чтобы быть Пань Юлян, в честь тебя я буду так называться до конца моей жизни».
Не знаю, решение поменять имя было знаком любви к мужу и признательности ему за «освобождение», или таким образом девушка хотела навсегда забыть и вычеркнуть из памяти всё, что было с ней в юности. Скорей, и то, и другое. В результате, Чжан взяла фамилию мужа и имя Юлян, которым он ее ласково называл, и действительно, оставалась Пань Юлян до конца своих дней.

Учителя

В 1918 году 23-летняя Пань Юлян успешно сдала экзамены в Шанхайскую школу изящных искусств (это позже она станет Шанхайским институтом изящных искусств, а сейчас этот институт – подразделение Шанхайского университета). Но и тогда, как и сейчас, эта школа считалась самым престижным китайским заведением в области искусства. Надо заметить, что изначально девушке отказали в поступлении, припомнив ее работу в публичном доме.
Страницы романа о художнице ярко описывают момент поступления Юлян. Она с волнением выполнила все экзаменационные задания. Вечером учитель Хон сообщил, что работу она выполнила отлично, что комиссия наверняка будет хвалить ее, поэтому вопрос о поступлении практически решен. Через неделю, когда были вывешены результаты экзаменов, девушка не нашла своего имени в списках студентов. Надежды были разбиты, о чем она с побледневшим лицом сообщила господину Хону.
Тот бросился в Управление по академическим вопросам, узнал там о причине отказа и пытался убеждать чиновников, что они должны обращать внимание на талант, а не на социальные аспекты абитуриентки. Он добрался до самого директора школы – Лю Хайсу, и тот, увидев ее картины, решил принять Юлян в виде исключения, поставив сверху официальной печати Управления свой штамп и дописав слово «Принять».
Хон пытался найти Юлян дома, но соседи сообщили, что она пошла к реке Сучжоу. Возможно, она вновь решила свести счёты с жизнью, поскольку ее мечта учиться не осуществилась. Художник нашел девушку на берегу реки. «Юйян, вы поступили! Я вас поздравляю!» — кричал взволнованно Хон. И девушка не смогла сдержать эмоции, она разрыдалась и «плакала так красиво, как это умеют делать влюбленные во что-то или в кого-то люди».

Так благодаря энергии Хона и мудрости Лю Хайсу Пань Юлян стала студенткой. О втором художнике стоит сказать несколько слов, поскольку Лю Хайсу считается одним из основателей китайского современного художественного движения, основоположником идеи освоения стилей европейской живописи, оказавшим огромное влияние на развитие живописи и графики в Китае в ХХ веке.

Лю Хайсу (Liú Hǎisù, 16 марта 1896 — 7 августа 1994) был практически ровесником Юйлян.

Лю Хайсу

Родился он в городе Вучин в провинции Цзянсу в семье литераторов. В детстве изучал каллиграфию под руководством Кань Ювея и учился традиционной китайской живописи — ландшафты и цветочные натюрморты мальчику преподавали известные художники Ву Чаньши (Wu Changshi, 1844-1927) и Чэн Хеньке (Chen Hengke, 1876-1923). Но в возрасте 13 лет Лю покинул родительский дом и отправился на поиски менее формального художественного образования. Как это ни парадоксально, но в 1914 году 18-летний Хайсу открывает в Шанхае художественную школу, привлекая к преподаванию известных художников.
Не знаю, где он мог познакомиться подробно с живописью европейских художников, но с первых же лет жизни Школы Лю, как ректор и педагог, стал внедрять в программу обучения технику и приемы западной живописи, европейские методики образования. Художник пытался сочетать в своем искусстве классические китайские традиции с приемами, например, характерными для Ван Гога и Сезанна. И пропагандировал эту методологию среди учеников, призывая отходить от национальной традиции копирования композиций и методов старых мастеров, и вместо этого пытаться сочетать знания теории искусства со своим видением мира, собственным стилем и талантом. Отмечу, что методика обучения Лю Хайсу в будущем была положена в основу современного китайского художественного образования.
В 1920 и 1930-х годах Хайсу организовал в Китае несколько значительных национальных и международных выставок, сам многократно совершал поездки в Японию и Европу, где также принимал участие в выставках, демонстрируя свое искусство.
Лю Хайсу – основатель не только художественной школы в Шанхае, но и в Нанкине (с китайского буквально — «южная столица»). Город является, действительно, бывшей столицей Китая, а ныне столицей провинции Цзянсу. Умер Хайсу в Шанхае в 1994 году в возрасте 98 лет. Его именем был назван Музей национального искусства, открывшийся в городе в 1995 году.

Кроме Хайсу, живопись Пань Юлян преподавал еще один художник — Ван Чиюань (Wang Jiyuan, 1893-1975).

Wang Jiyuan (Wang Chi-Yung) (Chinese, 1893-1975) Self-Portrait.
Wang Jiyuan (Wang Chi-Yung) (Chinese, 1893-1975) Self-Portrait.

Ван родился в провинции Цзянсу, после окончания средней школы поступил в 1913 году в Шанхайскую школу искусств, где учился у Лю Хайсу. Уже через год после окончания школы, Хайсю пригласил преподавать своего ученика в своей альма-матер, ставшей впоследствии институтом изящных искусств, где Ван возглавлял отделение западной живописи. Чиюань специализировался на пейзажах, умело создавая акварельные работы как в китайском, так и западном стиле. Он принимал активное участие в художественной жизни Шанхая в его ранние годы, как и учитель, ездил в Европу и Японию, где продолжал обучение. На протяжении всей своей карьеры Ван занимался пропагандой западноевропейской живописи в современном Китае. В 1918 году он вместе с коллегами-педагогами стал одним из основателей Общества Тянь-Ма, которое было призвано распространять идеи современного искусства. В 1932 году Ван принял участие в создании еще одного художественного сообщества – Общества Чуелань (The Juelan Society), члены которого модернизировали современное искусство своей страны под девизом: «ожесточенная страсть и фирменная рациональность». Ван также выпустил несколько учебников по рисованию для средней школы, в том числе книгу «Техника акварельной живописи и основы техники западной живописи». В 1941 году Ван Чиюань переехал жить в Соединенные Штаты, но позже вернулся на Тайвань. Там было проведено несколько персональных выставок художника. Все свои произведения Ван подарил Национальному дворцу-музею Тайваня и Национальному музею истории. В январе 1964 года после продолжительной болезни Ван Чиюань умер в Нью-Йорке, через четыре года члены его семьи привезли его прах на Тайвань, где он был развеян в океане у берегов Килунга.

Еще одним педагогом Пань, специализирующимся на каллиграфии и традиционной китайской живописи, был Ван Яхень (Wang Yacheng, 1894-1983).

Школа

Возвращаясь к педагогической методике Лю Хайсу, отмечу, что он, пропагандирующий методы образовательной системы на Западе, ввел в программу обучения занятия на пленэре, которые были неприемлемы в рамках традиционной китайской живописи.

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Untitled.

В образовательную программу он также включил рисование с натуры, которое включало и работу с обнаженной моделью.
В первые же дни второго учебного года, — читаем в романе о жизни художницы, — войдя в класс рисования, Юлян увидела на постаменте стоящих голых девушек и своих сокурсников-юношей, скромно опустивших голову и уткнувшихся в свои мольберты. Девушка тоже была несколько смущена. После занятия педагог, который обычно хвалил ее работы, сказал: «Пейзаж Вы пишете очень хорошо, а вот с формами человеческого тела чувствуете себя не очень уверенно…»

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Nude.

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Nude.

Рисование обнаженных натурщиц вызвало огромный скандал, так как «полностью противоречило нормам китайской морали». Эта фраза историков, взятая мной в кавычки, по крайней мере, смешна, поскольку в том же 1920 году в Шанхае официально было зарегистрировано более 12 тысяч проституток и процветало несколько сотен всевозможных борделей. На фоне этих цифр рисование обнажённой натуры – конечно, было покушением на нормы национальной морали!
Лю даже получил прозвище «предатель искусства», а на его школу начались гонения. Консервативно настроенные представители общественности, в том числе и художники, опасаясь иностранного влияния на китайское искусство, проводили пикеты протеста, а потом попросту ворвались в школу и потребовали, чтобы Лю прекратил эти «позорные» занятия, грозя разгромить помещения живописных классов. В результате, школу пришлось даже на некоторое время закрыть.

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Untitled.

Но, несмотря на жесткую критику со стороны общественности и запрет на рисование обнаженной модели, многие ученики продолжали писать «ню». В поисках моделей они даже посещали общественные бани. Пань Юлян тоже не бросила писать обнаженную натуру, она тоже ходила на поиски в бани, а еще делала эскизы с себя самой.
«В воскресенье она возвращалась домой, закрыла двери и окна, задергивала занавески, раздевалась, и голая садилась перед зеркалом. Она внимательно рассматривала свои груди, мягкую белую кожу, стройные ноги, различные части тела, и потом всю вторую половину дня рисовала, чтобы в начале недели представить своему учителю выполненное задание».

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Miroir.

Биографы пишут, что училась Пань легко, поскольку умело сочетала свой талант с усердием и трудолюбием. Позже художница говорила: «Тот период учебы был самым счастливым в моей жизни, я часто смеялась и улыбалась, словно проснулась в своей мечте». Отмечу, что класс, в котором училась Юлян, был первым классом совместного обучения представителей мужского и женского пола. Девушка активно участвовала в мероприятиях Школы, посещала пекинские оперные спектакли, путешествовала с сокурсниками и педагогами на практику в Ханчжоу, откуда привозила множество эскизов.

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Untitled.

На выставке по случаю окончания Школы Пань представила большое количество картин «ню», что снова ошеломило всех посетителей. Легенда гласит, что после этой выставки Лю Хайсу позвал девушку в кабинет и сказал: «Если ты действительно хочешь стать настоящей художницей, то только Европа может тебе помочь освоить все тайны живописи».

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) La femme à la toilette 1952 г.

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Conversation femme. 1958 г.

Хайсу любил своих учеников и всегда следил за их дальнейшей судьбой. Поскольку Пань была одной из любимых и талантливых учениц Лю, он помог девушке получить государственную стипендию для продолжения обучения во Франции.

Pan Yuliang 1921 г.

Весной 1921 года Юлян организовала переезд в Шанхай первой жены Цзаньхуа – Фан Шаню (Fang Shanyu, 1885-1963), чтобы она жила вместе с мужем, вернувшимся после всех революционных приключений. В следующем, 1922 году Фан родила сына, которого назвали Пань Моу (Pan Mou). «Обустроив» жизнь супруга, молодая художница могла спокойно уехать в Париж. Цзаньхуа финансово поддерживал вторую жену, он и оплатил ее поездку во Францию и помогал ей денежными переводами.

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Mooring at Night by the Dock.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ…

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

kolybanov.livejournal.com

Добавить комментарий