Поиск

ЖЗЛ (ПАНЬ ЮЛЯН: ИМПРЕССИОНИЗМ ПО-КИТАЙСКИ. Часть II — Между Востоком и Западом…)


Автор — Парашутов. Это цитата этого сообщения

ЖЗЛ (ПАНЬ ЮЛЯН: ИМПРЕССИОНИЗМ ПО-КИТАЙСКИ. Часть II — Между Востоком и Западом…)

ПРОДОЛЖЕНИЕ. Начало здесь

Европа

Итак, в августе 1921 года Пань на круизном судне Королевского пароходства Канады отправилась за границу и 23 сентября прибыла в Марсель, а оттуда поездом в Лион. Сначала она успешно сдала экзамены в Китайско-французский институт в Лионе, где начала изучать французский язык. Этот институт, основанный китайцами, живущими во Франции, и был создан для того, чтобы обеспечить китайских студентов, активно приезжающих учиться во Францию, знанием французского языка. Этот институт, основанный в том же 1921 году, был закрыт в 1947 году из-за нехватки финансирования.

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Self-Portrait. 1924 г.

Спустя два месяца, освоив начальный курс французского языка, Пань поступает в Национальную высшую школу изобразительных искусств в Лионе, чтобы продолжать учиться живописи. Денег, которые посылал ей муж, хватало даже на путешествия по Европе.

Уже в течение первого семестра первокурсница успела побывать в Париже и Риме, где изучала в музеях работы классиков. В Лионе художница подружилась с земляками – будущей писательницей Су Сюэлин (Su Hsüeh-lin, 24 февраля 1897 года — 21 апреля 1999), приехавшей учиться во Францию в 1922 году, и художницей Фан Юньби (Fan Junbi, 1898-1986). И эта дружба будет продолжаться долгие годы.

Писательница Су Суелинь
Художница Фан Юньби 1930 г.

Два года Пань училась в Высшей школе в Лионе, но уже после окончания первого курса девушка отправляется в Париж и берет уроки у известного французского живописца, преподавателя Академии художеств Гранд-Шомьер и Школы изящных искусств в Париже Люсьена Симона (Lucien Simon, 17 июля 1861 -13 октября 1945).

Lucien Simon (French, 1861-1945) Autoportrait. 1908 г. Musee Lyon

Посоветовал этого педагога девушке ее соотечественник, художник Сюй Бэйхун (Xú Bēihóng, 19 июля 1895 — 26 сентября 1953), который с 1919 года сам учился в Париже. Кстати, Сюй Бэйхун тоже считается одним из первых китайских живописцев, который в своем творчестве объединял национальные художественные традиции с достижениями европейской живописи.
В результате разразился чуть ли не скандал. 17 октября 1922 года Пань получила из Китайско-французского института официальное уведомление о том, что она может быть отчислена из лионской Школы, поскольку без получения разрешения института стала учиться в другом заведении и в другом городе, посещая там занятия, которые доступны в институте, куда она поступила официально. Предполагаю, что китайско-французский институт как бы курировал студентов, приехавших из Китая, но непонятно, как там стало известно, о том, что Юлян ездит в Париж и берет там уроки живописи… В результате переговоров, которые продлились в течение полугода, Пань все же удалось сохранить статус студентки в Лионе и продолжать посещать Париж, занимаясь у Симона.
После окончания Высшей Школы в Лионе, в июне 1924 года, благодаря протекции своего парижского учителя, ставшего к тому времени профессором, Юлян была принята в парижскую Национальную высшую школу изящных искусств. Девушка переезжает в Париж, где продолжает учиться в течение следующих двух лет. Вместе с Юлян учились уже упомянутая Фан Юньби и Цю Даймин.

В течение двух лет художница учится в Париже, участвует в академических выставках и предлагает свои работы на выставки, которые проводились во Франции.
Однако, через некоторое время после переезда Пань в Париж, в Китае вновь началась политическая нестабильность, и Цзаньхуа потерял работу инспектора таможенного контроля. По этой причине Юлян лишилась материальной помощи от мужа. Ей пришлось жить только на крошечную стипендию. Историки пишут, что на занятиях девушка иногда чуть не падала в обморок от голода. Художница вела скромную и аскетическую жизнь, но даже будучи очень ограниченной материально, она неохотно продавала свои картины, желая сохранить их для родины.
Весной 1925 года, когда преподаватели и сокурсники уже начали собирать деньги по подписке, чтобы как-то поддержать Пань, к ней неожиданно пришёл успех. Ее картина «Обнажённая» заняла третье место на Евразийской выставке современной живописи в Риме.

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Reclining Nude I.

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) The Back of a Nude.

В этом же, 1925 году, окончив курс парижского института с отличием, девушка получила грант на стажировку в Королевской Академии искусств в Италии, став в этой Академии первой представительницей китайской нации. Кроме того, Министерство образования Италии назначило художнице ежегодную стипендию в размере 5000 лир. Последующие три года Пань изучала живопись и скульптуру в Риме.

Пань Юлян при окончании Академии изящных искусств в Риме.

В начале 1926 года Пань попросила своих однокурсников, возвращающихся в Китай, переправить на родину несколько сотен картин и рисунков, написанных за годы учёбы. Увы, во время поездки в грузовом отсеке судна вспыхнул пожар, и все работы были уничтожены. По этой причине нигде нельзя встретить образцы парижского ученического периода творчества художницы.
В том же 1926 году Пань снова ждал успех – картина художницы «Купальщицы» была представлена на Международной художественной выставке в Риме и получила Золотую медаль.

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Bathers.

Такое признание ее творчества и положительные отзывы критики и прессы заставили художницу поверить в себя, понять, что обнаженная натура может быть темой творчества и настоящим произведением искусства, что голые модели на картинах могут воспевать красоту женского тела, нежность и страсть, и не быть выражением разврата и порока.

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Maternité (Deux femmes nues avec un enfant).

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Nude.

В 1928 году Пань случайно встретилась со своим учителем Лю Хайсу, который путешествовал по Европе. В одних источниках пишут, что встреча произошла в Риме, в других — что в Париже. «Пань была очень взволнована этой встречей, она обняла учителя и долго не могла произнести ни слова, а только плакала» — написано в романе. Мудрый Хайсу пригласил свою ученицу преподавать в Шанхайской художественной школе, ставшей к тому времени уже институтом изобразительных искусств. Пань с радостью согласилась, решив не только «приносить пользу родной стране», но и попытаться воссоединиться со своим мужем, которого продолжала любить.
Профессор Коромалетти, у которого Пань училась в Риме, на прощание подарил девушки ее портрет своей работы. Увы, ничего об итальянском художнике с такой фамилией найти ничего не удалось. Но хотя бы известно имя одного из преподавателей Юлян.

Coromaleti Portrait of Miss Pan.

Возвращение

На родину Юлян возвращалась уже известной в художественных кругах Европы художницей. 20 мая 1928 года в газете «The Eastern Times» была напечатана ее фотография с подписью «Мисс Пань Юлян вернулась в Китай».

Miss Pan Yu-Liang having just returned to China (Мисс Пань Юлян только что вернулась в Китай). 1928 г.

В самом Китае в 1930-е годы началась культурная революция, которая пыталась привнести новизну в консервативное общество. Поэтому Пань Юлян встретили на родине радушно. Уже в конце 1928 года в Шанхае была организована ее первая персональная выставка, на которой было представлено более 80 работ художницы, созданных в Риме.
Юлян даже получила приветственную телеграмму от президента Чан Кайши по поводу открытия выставки, а одна из картин была приобретена тогдашним министром иностранных дел за огромную сумму. Кстати, Пань стала первой современной китайской художницей, удостоенной персональной выставки.

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Spring. 1929 г.

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Nude. 1929 г.

В апреле 1929 года она приняла участие в Первой Национальной выставке изобразительного искусства, организованной Министерством образования Китайской Республики. На выставке были представлены картины «Нарциссизм», «Пьяница» (Drunkard), «Черная женщина» (Black Woman), «Лежащий мужчина» (Reclining Man) и др.

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Black Woman 1929 г.

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Drunkard. 1929 г.

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Narcissism. 1929 г.

Пань Юлян с натурщиком для картины «Пьяница».

В феврале 1929 года художница начинает преподавать в качестве профессора в реорганизованной Шанхайской школе изящных искусств, а в сентябре этого же года занимает должность декана факультета западной живописи.
9 октября 1929 года Пань отправляется вместе с директором департамента искусств Шанхая в Японию, чтобы изучить там систему художественного образования. Во время пребывания в Японии художница провела персональную выставку в галерее Шисейдо в элитном токийском районе Гинза. Еще одна выставка Пань Юлян прошла в Токио в 1931 году.

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Self-Portrait 1931 г.

В том же 1929 году Пань Юлян была приглашена преподавать в Центральный университет в Нанкине (в 1949 году Центральный университет был переименован в Нанкинский университет). Больше двух лет (с марта 1929 по июль 1931) художница жила между Шанхаем и Нанкином, приезжая в университет проводить лекции, а в 1931 году получила в там нагрузку на полный рабочий день, была назначена доцентом, а с декабря 1932 года – профессором университета.

Пань среди коллег-художников

Пань Юлян 1930-е гг.

Параллельно художница принимала активное участие в художественной жизни страны, помогала в организации Художественной галереи живописи в Шанхае и Китайской Ассоциации изобразительных искусств в Нанкине и Национального художественного общества, которое было основано в апреле 1937 года. В 1932 году Пань стала членом Совета Научного и художественного общества Китая, которое было организовано еще в 1916 году в Токио, в начале 1920-х годов переведено в Шанхай, и которое свою деятельность посвящало взаимодействию естественных и гуманитарных наук.

Пань Юлян на выставке в Хефее.

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Untitled.

В августе этого же года Пань приняла участие в организации художественной выставки Общества, представив там свою картину «Моя семья». Картина любопытна тем, что на ней Юлян изобразила себя рядом с мужем и его сыном от первой жены, но самой Фан Шаню на картине нет…

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Ma famille. 1932 г.

В первой половине 1930-х годов художница много пишет, используя опыт, накопленный за время учёбы в Европе, пропагандируя свой стиль, который формировался под влиянием импрессионистов и фовистов.
Пань писала в основном маслом, поражая критиков и публику свежестью выражения чувств, новизной трактовки, но в основном — смелостью в выборе сюжетов. Напомню, что Юлян одна из первых женщин в Китае того времени стала писать обнаженную натуру, сделав «ню» основной темой своего творчества, как отмечают современные искусствоведы – «пытаясь показать в обнаженном женском теле его красоту и поэзию жизни».

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Fille nue avec un fan.

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Nude.

Художница много путешествовала по стране, посетила горную гряду Хуаншань в провинции Аньхой, горный комплекс Лушань в провинции Цзянси, ставший впоследствии Национальным парком Китая, проехала вдоль реки Янцзы, вместе со своими студентами совершила в 1931 году поездку в Пекин, где посетила все известные достопримечательности. Всюду она рисовала – в студиях и на пленэре, работала, как скульптор.

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Suzhou Paysage 1932 г.

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Untitled.

«Чужая среди своих»

Но если вы думаете, что Пань Юлян жилось свободно и комфортно в родной стране, то вы ошибаетесь.
Напомню, что искусство Китая в 1930-е годы разделилось на консерваторов и либералов. А поскольку творчество Пань было для Китая новым направлением в искусстве, основанном на живописи Европы, то художница периодически подвергалась критике со стороны представителей традиционной китайской живописи, которые настаивали на вековых традициях.
Резкой критике подвергались работы Юлян и со стороны правительственных чиновников, а также в статьях консервативных критиков и искусствоведов. Основная «претензия» к художнице была в том, что она рисует обнажённую женскую натуру. И хотя в стране пропагандировалась идеология женского равноправия, широкая публика еще не привыкла видеть на картинах «голых женщин». Один из журналистов даже припомнил Пань её прошлое, написав в своей статье: «Проститутка не должна пачкать башню из слоновой кости».

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Nu avec des chrysanthèmes.

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Mother and Children. 1950-1960 гг.

Мне кажется, художнице просто завидовали в том, что она, выйдя из самых низов, смогла получить замечательное художественное образование в Европе и стать успешной художницей и профессором у себя на родине.

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Autoportrait avec un livre.

Параллельно, как это ни странно, на отношение к творчеству Пань Юлян повлиял даже конфликт Китая с Японией, который начал нарастать с начала 1930-х годов. Напомню, что оба государства вели периодические боевые действия с 1931 года, а настоящая война между Китайской Республикой и Японской империей развернулась летом 1937 года, продолжалась до окончания Второй мировой войны и закончилась 9 сентября 1945 года. По мнению некоторых чиновников от искусства, «гражданская позиция художницы была недостаточно патриотичной». При этом они забыли, что в 1934 году, когда по всему Китаю была развёрнута кампания помощи суйюаньскому фронту в северной части Китая, Пань Юлян пожертвовала одну из своих скульптур для поддержки жителей провинции Суйюань против агрессии японских солдат.

Пань Юлян 1930-е гг.

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Les adhérents (Приверженцы). 1937 г.

Некоторые консервативно настроенные чиновники даже ставили под сомнение ее профпригодность в качестве преподавателя и рекомендовали прекратить ее педагогическую деятельность в двух известных художественных школах страны. Опять же в прессе писали о том, что это пустая трата денег – платить более высокую, чем какому-нибудь другому профессору, зарплату человеку «с таким позорным прошлым и такими развратными работами».

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Femme lisant.

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Assis sur le sol.

Художнице, конечно же, было обидно, что она подвергалась нападкам, но она старалась выглядеть невозмутимой и удваивала свои усилия, как в творческом, так и в педагогическом процессе, продолжала активно выставляться и принимать участие в общественных мероприятиях.
В эти же годы у Юлян обнаружились проблемы со здоровьем, в 1934 году ей прооперировали нос, но трудности с носоглоткой останутся у нее на всю оставшуюся жизнь.
Отмечу, что с 1929 по 1936 год состоялось четыре персональных выставки художницы. В апреле 1934 года в Шанхае был издан альбом, включающий 23 картины Пань Юлян, этот альбом в следующем году был переиздан большим тиражом.

Альбом с картинами Пань Юлян, опубликованный шанхайским издательством «Chung Hwa Book Company».

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Self-Portrait. 1934 г.

В 1935 году картины художницы были представлены в большой экспозиции китайского искусства на Международной художественной выставке в Австралии.
А последней каплей в этой своеобразной дискриминации со стороны общества стала четвертая персональная художественная выставка Пань Юлян, которая была организована Ассоциацией искусств и Обществом друзей литературы и искусства в Нанкине. Выставка прошла в июне 1936 года, на ней было представлено сто семьдесят работ, но она стала последней выставкой художницы на родине.

Пань Юлян

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Détendez-vous dans le jardin (Отдых в саду). 1936 г.

Уже на закрытии выставки, на картине «Эскиз человека» (Human Sketch) была обнаружена надпись: «Ода проститутки своим клиентам!» Пань очень сильно переживала из-за этого инцидента. Отмечу, что организаторам удалось вычислить автора надписи, им оказался некий Чэнь Дусю, который за своё хулиганство получил большой тюремный срок. К тому же, многие журналисты написали благоприятные критические статьи в центральной прессе. Да и сама художница прекрасно знала, что есть немало людей – коллег, учеников, друзей и знакомых, которые ценят ее талант, всегда готовы помочь и поддержать.

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Self-Portrait 1936 г.

К тому же, у художницы не было времени долго переживать. Она получила приглашение из Европы и начала готовиться к участию во Всемирной выставке в Париже, в рамках которой должна была состояться ее персональная выставка во французской столице. Кстати, выставка в Нанкине была организована с целью собрать средства для поездки в Европу. 26 июля 1937 года Пань Юлян выехала в Париж: сначала на пароходе прибыла на советский Дальний Восток, потом на поезде проехала по всей территории СССР, и затем через Германию прибыла во Францию.
Думаю, что тогда художница не подозревала, что ей больше не суждено будет вернуться на родину, поскольку журналистам перед отъездом она рассказала, что планирует пробыть в Европе два года и посетить Италию, Грецию и Голландию, чтобы «стимулировать свою творческую энергию».

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Self-Portrait. 1939 г.

Pan Yuliang (Chinese, 1899-1977) Nature morte avec les chats et les tulipes dans un vase.

ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ…

b295a26142b9(147x40, 0 Kb)

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

kolybanov.livejournal.com

Добавить комментарий