Поиск

ПЕРЕПИСКА С МИТРОПОЛИТОМ (Письма 5-6)


ПИСЬМО № 5 (10.05.16) МИТРОПОЛИТА
Отец Феогност!
Ваш депрессивный взгляд мне не близок. Проблемы есть, их надо решать, и Вы могли бы приложить свои силы, если бы были немного более коммуникабельны.

Кто такой Павлик-Малина и почему я должен читать ему лекции о монашеском житии?

Я обратился к Вам, т.к. Вы пишите свои труды не ради денег, а от сердца. Это чувствуется! Вы пишите, что для Вас много значит Истина. Но Истина обращена к людям – научитесь их любить, даже если они причинили Вам много боли. В конце-концов, не больше, чем все мы причинили Христу! Подумайте, как Ваше «резкое» слово отзовется в сердцах потенциальных христиан. Подумайте, что каждый раз, когда Вы отвечаете злом на зло или раздражением на глупость, Вы причиняете огорчение Христу. Вы говорите, что у Церкви много проблем. Но какая, в конце-концов, разница, из-за чего или кого человек отвернется от Христа – из за священника-пьяницы, священника-развратника или из-за священника-сквернослова? Результат то один и тот же. И получается, что эффект от Вас такой же, как от тех, кого Вы зачисляете в «соблазны церковной жизни». У отцов Церкви я встречал такую мысль про Иуду: Он, де, не смог остаться со Христом и поверить в Него по-настоящему, потому что сам он (Иуда) не любил людей. Ему была непонятна любовь Христа к людям. А ведь Иуда и чудеса творил, по слову Евангелия. И Христа творящим чудеса видел. А сердце осталось злым.

Вы – не малоизвестный автор. Вас читают, многие сначала восторгаются умом, знаниями, а потом – разочаровываются от стиля, от раздражения, от потока злословия и от «энергетики», которая, как разряд молнии, бьет в едва осмелившегося поспорить с Вами читателя. Мне кажется, те люди, о коих мы с Вами говорили в прошлом письме [здесь архиерей упомянул разговор, который он слышал в кругу синодалов после того, как моя статья по литургическому богословию вышла в одном из №№ Церковь и Время: «колхозник» пообещал епископу, который хотел меня пригласить к себе, что патриарх сошлет его «епископом беломедведьевским», а меня «свернет в бараний рог», хех, колхозник просто идиот! И уж от лица патриарха он зря так говорил! Еще не вечер, Варя!! – арх.Ф.] к Вам бы имели другое отношение, если бы Вы хотя бы научились понимать элементарные основы человеческого общения.

Хорошо! Вот Вы хотите всех сразу, «через колено» принудить измениться. Святейший Никон провел в свое время такую реформу. К чему она привела? А проведи он ее с большим тактом, может, и раскола бы не было?

ПИСЬМО № 6 (12.05.16) МОЙ ОТВЕТ
Владыко!

Насчет реформы и примера с патриархом Никоном: Да никто не против такта. Но у нас заведомо ложный курс! Мы не пытаемся вообще даже начать «плавный разворот» церковного корабля. Если бы были серьезные курсы по работе со священством и с паствой. Если бы в Семинариях начали готовить священников, ориентированных на серьёзную катехизаторскую работу. Именно на СИСТЕМАТИКУ. Если бы епископат хотя бы как-то пытался работать со своим священством и делал бы хотя бы разъяснения касательно Крещения, «пасхальных куличей», принципов церковной жизни, то я бы ждал, молился, помогал бы. Но в том то и дело, что у вас, современных архипастырей, это не востребовано! Вы все дружно просто игнорируете эту сферу пастырского служения. Вот взять, простите, хотя бы Вас! Где на Вашем епархиальном сайте разъяснения касательно крещения и условий для его принятия? Где разъяснения простейшей истины, что кулич – не центр пасхальной службы? Где вообще разъяснение пасхальной службы, значения Пасхи? – Нет ничего! Все фотоотчеты на сайте о Вашем служении на Пасхальных праздниках, это – богослужения в Храмах и «культурные программы» (в соборе и за пределами собора). И ТАК ПОВСЮДУ!!! Хоть бы один из вас, архипастырей, устроил бы не «культурную программу» (с пряниками, песнями, хороводами), а пастырское общение с народом – ту же мистагогическую беседу о Таинстве Пасхи! Да я бы к такому архипастырю поехал и в землю поклонился! Все мероприятия, которые лично Вы проводили за пределами Литургии (судя по новостям на сайте) носили исключительно СВЕТСКИЙ характер. Вы все превращаете Пасху в СВЕТСКИЙ праздник. А ведь именно сейчас вместо пряников и музыки следовало бы возвестить Евангелие Христово. При учете, что богослужение наше его участникам, увы, не доступно для восприятия, катехизаторско-мистагогические беседы после Литургии вне Литургии просто необходимы! Но никто из вас, архипастырей, даже за ухом не почесал на эту тему.

Наша церковная структура ориентирована на попов-требоисполнителей, которые на ломаном церковно-славянском скороговоркой прокукарекают сакральные формулы, а наш тупой, безмозглый народишко, получив кропилом по своему свиному рылу, будет довольно а исключительно тупоумия наших архипастырей! Я помню, как уже почивший Кавказский митрополит рукополагал в священство свинопасов, а критерием выставлял умение прочесть «Отче наш», добавляя, «а всему остальному научится». Чему он научится? Скороговоркой тарабанить литургические формулы и махать кадилом? Так этому и шимпанзе да попугая можно научить. Наша иерархия сознательно сделала ставку на попов-дураков! Никто не заставлял серьезно учиться и готовиться к священству. Времени не было? – Чушь! Желания не было!

Вы говорите, что я причиняю боль Христу? Скажите, а Вы, лично Вы не причиняете? Как Вы думаете, как смотрит Христос на Ваше участие на концерте, на котором Вы, архипастырь, говорите о «культурообразующем эффекте христианской религии», о «народных традициях украшения стола» и НИ СЛОВА О ТОМ, КТО ВЗЯЛ НА СЕБЯ НЕМОЩИ НАШИ И ВОСКРЕСИЛ НАС ИЗ МЕРТВЫХ! Никто из них не имеет понятия о том, что такое Воскресение и какое оно имеет отношение лично к каждому из нас! Вы ж прекрасно понимаете, что сидевшие в зале ничегошеньки не знают О ХРИСТЕ, а Вы им, простите за слэнг, «втираете» про традиции выпечки куличей и крашения яиц! С чем они уйдут с этого концерта? Что они узнают о Христе из Ваших слов? И вообще что они узнают о Пасхе Христовой? – Только и того, что это «народный праздник с активным участием попов». Вы, современные архипастыри, и лично Вы, Высокопреосвященнейший владыко, не умеете говорить людям о Христе! Как Вы думаете, какими глазами на Вас смотрел Христос на том самом концерте? И отдаете ли Вы себе отчет, что после Ваших слов о «культурообразующем эффекте» люди, крестящиеся на основании национального самосознания («потому что я русский», «потому что я украинец» и т.д.), только укрепятся в своем представлении о религии как о пласте культуры. Больше Вы им не дали!

Мне больно обо всем этом писать Вам! Больно! Но я пришел в Церковь К ЖИВОМУ БОГУ, К ЖИВОМУ ИИСУСУ! И мне противны те, кто не чувствуя Бога нацепили рясы. Мне противны те, кто пришел сюда устраивать свою жизнь. Мне противны косноязычные, сухие, бездарные требоисполнители. Большинству из вас (архиереев и иереев) нечего сказать о Боге! Потому что большинство из вас лично Его так и не встретили! И мне противен этот контингент «неверующих религиозников»! Едко можно встретить епископа, который осознавал бы важность сознательной веры хотя бы для себя. Еще реже можно встретить тех, кто умеют говорить об это вере другим!

P.S. А кто такой «Павлик-малина» я думал, Вы знаете. Митрополит Александр Дробынко так обозвал Вашего собрата-белоклобучника – болезного чернобыльского. Этот человек постоянно попадает в крупные скандальные истории, сам будучи при этом редким хамом. И страдает отнюдь не за идеи, а за свою любовь к баблу и «полезным знакомствам» среди «князей мира сего».

abbatus_mozdok.livejournal.com

Добавить комментарий