Поиск

ПЕРЕПИСКА С МИТРОПОЛИТОМ. Письма 1-4.


Мой «предпасхальный триптих» многих «зацепил за живое». Но удивительнее всего мне было получить письмо от одного митрополита. Во избежание политиканских подтекстов не буду указывать, где он служит – в России, в Белоруссии или в Украине. Он – Московского Патриархата (а у нас нынче белоклобучников как грибов после дождя). Одно скажу: это не сам герой моей повести (Иосиф Македонов) и не известный в интернет-просторах ставленник «Великого Колхозника», недавно отправившийся в «погоревшие края». Так вот, мой собеседник ни первый, ни второй. Его письмо я, к своему удивлению, получил в личную электронную почту в В.Субботу (время отправки – обеденное). Надеюсь, что переписка продолжится, так как владыка не возразил против ее публикации в моем блоге (за исключением условия не объявлять его имя и кафедру, а я сказал, что не стану указывать даже страну). Итак, ниже текст переписки – с незначительной редактурой (в т.ч. и стилистической).

ПИСЬМО № 1 (30.04.16) МИТРОПОЛИТА
Всечестной о.архимандрит!
Я давно читаю Ваш блог в Живом Журнале и Фейсбуке. Многие Ваши высказывания я рекомендовал читать своим клирикам. Но я позволил себе потратить время и обратиться к Вам не для лести Вашему писательскому и богословскому таланту! Меня возмущает Ваш откровенно хамский стиль, присутствующий как в комментариях (т.е. фактически в личном общении с собеседником), так и в некоторых Ваших кратких записях и заметках в блогах. Несколько раз один из священников нашей митрополии обращался к Вам с фейсбука, в котором, правда, не указано, что он – священник. Он задал Вам несколько «провокационных» вопросов и встретил такую ненависть, такое высокомерие, за которыми уже не было возможным разглядеть достоинства Ваших мыслей. Я написал Вам, будучи возмущен тем, как Вы отозвались о своем бывшем архипастыре – Высокопреосвященнейшем Иосифе, митрополите Ивановском. Владыко Иосиф, видимо, обошелся с Вами по-отечески – не стал Вам портить биографию. Вы отблагодарили. Поверьте мне, окажись Вы в моем клире, я бы смирению Вас научил! Уж как минимум – отправил бы Вас под надзор хорошего духовника в строгий монастырь выполнять епитимию. Вы ведь не только священник, но еще и монах! Такое поведение непростительно и белому попу, а Вам – священнику из числа монашествующих, вдвойне непростительно.

Я за все время своего священства встречаю второго (слава Богу, и больше бы не встречать) вот такого агрессивного священника. Первым был нынешний профессор прот. Михаил Желтов. Он, еще будучи диаконом, нагрубил в ПСТБИ некоторым нашим священникам, служащим по 10-15 лет у престола. Такое же высокомерие как током бьет от Ваших текстов. Но Желтов все-таки сделал себе карьеру. Вам же, судя по месту Вашего служения, карьера не светит. По кр. мере, логически просматриваемых перспектив не наблюдается. Чего добиваетесь Вы своей ненавистью?

И кто мешает Вам, спрашивается, заниматься той же катехизацией без скандальных форм протеста, без громкого привлечения внимания к «важности» этого вопроса? Занимайтесь, а время все выставит на свои места. Да и действительно ненормальную ситуацию с куличами и яйцами можно использовать для миссионерской работы с приходящими.

У меня остался неприятный осадок от чтения Вашего «предпасхального триптиха». Думаю и знаю, что не только у меня! Делайте добро, но не примешивайте к нему ненависти и агрессии к тем, кто еще не понимает смысла Вашего доброго делания. Наберитесь терпения!

Желаю Вам светлой Пасхальной радости!
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
С любовью и молитвой о Вас ко Христу,
+ (имярек) митрополит (кафедра).

ПИСЬМО № 2 (05.05.16) МОЙ ОТВЕТ
Высокопреосвященнейший владыко митрополит!
Воистину Христос Воскресе!
Признателен Вам, что Вы снизошли к моей убогой малости и удостоили меня своим общением. Польщен. Но я, зная свою азартную запальчивость, не обещаю большого такта при ответе. Заранее приношу свои извинения!

1. Начну с катехизации (о личном – позже): В том то и дело, что в наших условиях локально ею заниматься невозможно. Народец наш – с совдеповскими мозгами: все смотрят «как другие делают», а потому когда один священник начинает выставлять даже самые законные требования, на него смотрят как на белую ворону, от него бегут к тем, кто за пять копеек готов исполнить любую прихоть захожанина! Чтобы народ понял, что катехизация – не причуда просяновского настоятеля, а важный аспект церковной жизни, необходимо, чтобы ее программа, условия и время было прописано официальным решением как минимум епархиальной власти. То же самое с кулично-яичной проституцией: если всем священникам будет просто строго-настрого предписано делать разъяснения, что куличи не какая-то святыня, а просто-напросто благословение разговеться после поста, то и не будет сих «ярмарок» вокруг храма в пасхальную ночь и не будет у священников испоганенного пасхального дня: когда, вместо того, чтобы читать Слово Божье, иерей вынужден сидеть и «обслуживать» то быдло, которое завалится к обеду или после обеда «посвятить кулич»! Ведь это быдло ни к Церкви, ни к богослужению не имеет отношения! Поймите, что критикуемая мною практика – это антимиссия, потому как она не позволяет людям, которые из года в год раз в год заявляются «посвятить яйца» задуматься над неправотой их псевдо-религиозного поведения: Они пришли, священники «выполнили требу», и пошли с ложным чувством «выполненного религиозного долга». Но если им всюду (!!!) будут отказывать в этом (предварительно оповестив об этом через СМИ, где будет дано разъяснения касательно пасхальной пищи), то этому народцу, по крайней мере, придется задуматься над своей «религиозностью».

Ну а теперь Вы, что называется «положа руку на сердце», скажите: Это нормально, когда крестят человека, который говорит, что Иисус и Будда примерно одно и тоже и что он (принимающий крещение) принимает крещение только потому что он «украинец и должен быть крещен»? Это нормально, когда крещенный благочинным нашего р-на человек говорит: «Я не причащался ни разу и не буду ложки облизывать, фу…»? Это нормально, когда благочинный наш о. Григорий Акименко крестит «скороговоркой» человека, который заявляет, что «отрекаться от сатаны не станет, потому что не хочет с ним ссориться»? Т.е. у меня он отказался отрекаться от сатаны, Григорий его покрестил. Я спросил у покрещенного: как же ты от сатаны то отрекся?, на что получил ответ: «Григорий меня об этом не спрашивал» (Григорий крестит скороговоркой и сам отвечает все вместо крестящихся, так что не мудрено, что сей кадр даже не знал, что он, оказывается, еще и от сатаны отрекся)… Это все нормально – скажите мне??? КОГДА ВСЕМУ ЭТОМУ БЕПРЕДЕЛУ БУДЕТ ПОЛОЖЕН КОНЕЦ?

КОГДА МЫ НЕВЕСТУ ХРИСТОВУ (ЦЕРКОВЬ) ПРЕКРАТИМ ПРЕВРАЩАТЬ ВО «ВСЕМ ДОСТУПНУЮ ПРОСТИТУТКУ», С ТЕЛОМ КОТОРОЙ МОЖНО «СОЕДИНИТЬСЯ» ПО УСТАНОВЛЕННОЙ ТАКСТЕ И НЕ ДУМАЯ НИ О КАКИХ «СЕРЬЕЗНЫХ ОТНОШЕНИЯХ»? ЭТО – НЕ РЕЛИГИОЗНОЕ БЛЯДСТВО? ТОГДА ЧТО ЭТО??

2. Теперь о стиле! Сколько уже до меня другие писали на эту тему? Но кто-нибудь обратил на эти вопросы серьезное внимание? – Нет! Даже Вы бы не стали мне писать, если бы мой текст был «прилизанным и причесанным». Но тот факт, что Вы написали мне, обусловлен не содержанием, а стилем. А значит, я достиг своей цели: Вам хотя бы придется задуматься и над содержанием моей критики. Что мне делать, если не только наш народец, но даже наши архипастыри не воспринимают в серьез информации, которая не подана подл острым соусом критики «на грани цензуры»??? «Ёжик – птица гордая: пока не пнешь – не полетит». Так и в нашей церковной жизни – без пинка ничего не свершается. Или Вы думаете, что мне приятно давать эти пинки? Ведь я прекрасно понимаю, что сам буду получать ответно! НО ПОЧЕМУ ВЫ, АРХИПАСТЫРИ, НЕ СПОСОБНЫ ЗАДУМАТЬСЯ НАД АНОМАЛЬНОСТЬЮ «СЛОЖИВШЕГОСЯ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕЛ»? И ПОЧЕМУ ВЫ НЕ ЖЕЛАЕТЕ И ПЕРСТОМ ДВИНУТЬ, ЧТОБЫ ИЗМЕНИТЬ ЭТУ АНТИРЕЛИГИОЗНУЮ СИТУАЦИЮ???

Кстати, в рассказе «И это быдло ведь окрестят» я упомянул реальную историю и готов подтвердить ее пред присягой на Кресте и Евангелии: Мой собеседник именно так вот нецензурно выражался! Я привел лишь его слова. Не считаю нужным их смягчать – я хотел лишь именно показать уровень деградации нашего народа и наших пастырей (крестящих такое вот быдло).

3. Ну а теперь о личном! Начнем с митрополита Ивановского. Эге, как Вас подцепило, что я архипастыря помянул. Но что именно Вас возмутило – Вы мне так и не сказали. Подчеркните, пожалуйста, в моих словах про сего владыку то, что Вы лично находите бестактным. Я сказал правду – написал о том, чему был свидетелем. Правду писать уже стало грешно? Там было хоть слово нецензурное? Что такого возмутительно Вы там нашли? Буду признателен Вам! А насчет «портить биографию», так нечем было ее портить: понимаете, у меня нет «тайных грехов», за которые меня мое начальство могло бы «держать, как кота за яйца» (простите за сравнения). Если я могу себе позволить обругать собеседника, даже матерно послать – так я всего сего не скрываю. Это ни для кого не секрет. Но меня нечем шантажировать. Так что про «портить биографию» Вы сильно ошибаетесь!

4. Теперь о карьере: да, мне, судя по всему, ничего не светит. Так я хоть громко и резко выскажу свое «фи» этому прогнившему в лицемерье кодлу приспособленцев, которые именуются ныне «пастырями и архипастырями». А Вы не подумали, что мне «карьера не светит» именно потому, что я сам не стал «делать карьеру» среди всего этого смердящего кодла, среди этого скопища лицемеров, приспособленцев, трусов, подлецов и героев «кураевских повестей»? Я не хочу быть в «одной обойме» с этим быдлом! А потому предпочел внутреннюю свободу – по кр. мере, я не сдерживаю своего гнева, когда хочу высказать наболевшее!

Да, огромное Вам спасибо за пинок в адрес Желтова. я и сам о нем нелестного мнения. Гадковатый тип. Между нами есть одно важное различие: Я – психованный, но при этом искренний. Он – прагматичный высокомерный карьерист-приспособленец. Всегда презирал таких слизняков.

Я глубоко признателен Вам за Ваше письмо и за Ваши молитвы!

С почтением,
+ священноархимандрит Феогност Пушков

ПИСЬМО № 3 (05.05.16. время: 22:20) МИТРОПОЛИТА
Значит так! Если я еще раз прочту в Ваших текстах такие слова о людях (пусть даже о самых неприятных), как «слизняк», «кодла», то я прекращу нашу с Вами переписку. В контексте такого стиля даже неприлично приветствовать Вас пасхальным приветствием! В конце-концов! Вы – священник, и общаетесь с архиереем. Но ощущение, что мне пишет сапожник из жидовской лавки. Как же Вы тогда общаетесь с паствой своей и с простолюдинами? По-фене? Вы думаете, что я написал Вам от «нечего делать»? Вы могли бы, своими то талантами и возможностями, послужить Христовой Церкви там, где у Вас паства была бы не из 5 старушек. А там, если Богу будет угодно, могли бы и епископом стать. Священники кафедрального собора приносят мне распечатку Вашего «правила подготовки ко Причастию», просят благословения распечатать для прихожан, а секретарь зачитывает им из Интернета Вашу «живую речь» в комментариях, где через слово «недоумок», «идиот безмозглый», «таких как ты надо в сортире мочить». И отцы смотрят друг на друга обликом в форме вопросительного знака.

Относительно митрополита Иосифа: Бестактно то, что Вы нарисовали картинку так, словно он решился выделиться «художественной самодеятельностью». Это сейчас повсеместно.

Куличии, пасхи, яйца… да, Вы правы. Я знал еще тех священников, которые принципиально освящали еду не в ризах, а в притворе – в рясе и епитрахили. Но Вы же богослов, так проанализируйте причины критикуемого вами явления. В 50-е годы минувшего века в храм было попасть не легко. И иерархам едва удалось убедить Совет по делам религий, что куличи – это не богослужение, а просто «традиция народная» (так, в сущности, оно и есть). И люди стали приходить к храму – это была хоть какая-то связь с религией. Это еще для нас и память о тех временах.

С молитвой о Вашем сердечном покое,
+м (.)

ПИСЬМО № 4 (08.05.16) МОЙ ОТВЕТ
Владыко! Я предупреждал, что «человек жесток есмь». Примите мои ивизнения.

Насчет «карьеры»: Да будь я хоть ангелом во плоти – в нашей системе меня никогда не сделают епископом, потому что нашей системе нужны клоуны для такой вот «культурной самодеятельности», как у вл. Иосифа. Мои принципы несовместимы с принципами этой «проституции» (простите, это не ругань, а обозначение того, чем мы сейчас занимаемся, причем, даже на сакраментальном уровне: Крещение – фактически брак с Богом – «продается по установленной таксе» для лиц, которые не собираются вступать «в серьезные отношения» с Церковью, а пришли так, «поразвлечься» с Невестой Христа, ради спортивно-культурного интереса). Да разве меня с моими принципами кто-то потерпит «на высоком месте»? Мы – прогнили до мозга костей своих, гниет вся структура, а Вы мне про какие-то детали из этикета рассказываете!!! Вспомнился мне сюжет один с уже покойным архипастырем. У него был иеромонах «оттенков синего», и архипастырь закрывал глаза на это дело с оговоркой: «посмотрите какой он смиренный и послушный». И вот сей смиренный и послушный что-то там ослушался, так архипастырь оный его распекал за незначительное ослушание так, как за его похождения в ночные клубы не распекал! В СЕГОДНЯШНЕЙ ЦЕРКВИ ЕСТЬ МНОЖЕСТВО ГОРАЗДО БОЛЕЕ СЕРЬЕЗНЫХ ПРОБЛЕМ, ЧЕМ МОЕ СКВЕРНОСЛОВИЕ, МОЯ РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ И НЕСДЕРЖАННОСТЬ! И пока вы все (иерархи) не решите этих проблем, не рассказывайте мне, что «ковыряться в носу неэтично». Я это и без Вас знаю! Просто сил и слов этичных нет на нашу «среду обитания» и ее главных «обитателей»! Одни от жира скоро лопнут, не знают, какую финтифлюшку себе на собор присобачить, а в сельских храмах нет средств, чтобы крышу накрыть. И Вы мне будете уроки благочестия читать? Пойдите, в Киеве Павлику-Малине прочтите лекции о монашеском житии!

Касательно вл. Иосифа: Я не служил «всюду», а потому описал то, что видел своими очами. Да и описанное диво было у нас тогда, когда еще этого всего повсеместно не было.

Я прекрасно понимаю причины, по которым Церковь в 50-е годы минувшего века пошла на такие шаги. Но сейчас эти ярмарки не приближают к Церкви, а становятся стеной на пути к ней. Если Церковь нашла тогда в себе силы нечто ввести и изменить ради пользы людской, то почему мы сейчас, как парализованные – видим, понимаем, но ничего не делаем???

С почтением,
+АФ

abbatus_mozdok.livejournal.com

Добавить комментарий