Поиск

Лекция Дунаева об Иисусовой Молитве


http://santaburge.livejournal.com/249556.html
1. Если действительно путь «молитвенной техники» шел из Индии через Персию в Византию, то странно, что критик совсем не изучил «эту тему» в Ассирийской Церкви Востока: «несторианская» христианская традиция не могла остаться в стороне. Так как там у несториан того времени — была известна дыхательная гимнастика во время молитвы?
2. Все-таки следовало бы полностью разделить два вопроса: формула молитвы и техника. Они не связаны между собою. И уж при разговорах о заимствованиях из других религий речь, разумеется, могла идти только о заимствовании техники. Разумеется ведь, что не имя Иисуса исихасты взяли у индуистов, суфиев или каббалистов!

3. Наконец я предлагаю свою версию объяснения дыхательной гимнастики. Действительно ранние тексты говор только, что молитва должна прилепиться к дыханию. Это значит только и того, что человек должен молиться, как дышать. Ни больше, ни меньше – никакой техники. Но как достичь этого состояния? – Кто-то, наверное, позаимствовал технические средства концентрации внимания из других религий.

4. Со светом все еще интересней: во время физических упражнений с дыханием происходят определенные ощутимые переливы в организме. Это я говорю, как человек, по физическим причинам вынужденный заниматься концентрированным дыханием. Особенно если это делать на голодный желудок (а исихасты были постниками). Благодатное умиротворение как результат молитвы стоящее в параллели с световыми эффектами в глазах – вот вам и путь в лабиринт споров о фаворском свете.

5. Так же мне кажется, что Дунаев немного перегибает, когда утверждает, что исихазм дает гарантию того, что всякий подвижник-исихаст достигнет созерцания Нетварного Света. Гарантий того, что каждый подвижник достигнет совершенства дано не было. Гарантии были даны на метод, который сам, в свою очередь, выступает как условие. Т.е. смысл такой: «Если ты все будешь делать, как учат отцы-подвижники, то ты можешь достигнуть совершенства в созерцании Света и слиянии с Богом. Но все-таки может и не достигнешь. Однако если ты будешь делать что-то не так, то гарантировано, что ты не достигнешь успеха».

6. Кстати, о заимствованиях: «исследователи суфизма считают, что он возник под влиянием восточно-христианского монашества. Например, венгерский исследователь ислама И. Гольдциер считает, что аскетизм в исламе возник под влиянием восточно-христианского монашества, а мистицизм, как философская система, под влиянием философии неоплатонизма и буддизма» (Янгузин А.Р. Культурные и духовные предпосылки суфизма // Вестник Башкирского Университета. Год 2006. № 2. С.115-118). Заметим, что неоплатонизма в христианстве всегда «хватало», так что он мог проникнуть в ислам и оказать свое влияние и без учета буддизма.

abbatus_mozdok.livejournal.com

Добавить комментарий