Поиск

Иероним Босх. «Искушение святого Антония»


Автор — Ела2012. Это цитата этого сообщения

Иероним Босх. «Искушение святого Антония»

В свою работу «Искушение святого Антония» Босх вложил душу. Его известный триптих – одно из самых лучших полотен художника. Основой для написания стал сюжет литературы Средневековья о том, как св. Антоний поддался страшным искушениям в египетской пустыне. Оригинал картины хранится в Государственном музее Лиссабона. В Португалии полотно оказалось в 1523 году: тогда его приобрел Дамьяо де Гоиш известный португальский гуманист. Имеет полотно и несколько копий (их около 20).

26.1.Триптих "Искушение св.Антония" (между 1495 и 1515) (131 х 53) (Лиссабон, Нац. музей старого искусства). ЗАКРЫТ. Взятие под стражу + Несение креста.jpg
Триптих ‘Искушение св.Антония’ (между 1495 и 1515) (131 х 53) (Лиссабон, Нац. музей старого искусства). ЗАКРЫТ. Взятие под стражу + Несение креста

Этот шедевр европейской живописи, созданный Босхом, имеет несколько составляющих. Так, в центральной части триптиха изображено само «Искушение св. Антония», на левой ставне – «Полёт и падение…», на правой – «Видения …». На створках наружных изображены эпизоды о Страстях Христовых.

26.4.Триптих "Искушение св.Антония" (между 1495 и 1515) (131 х 238) (Лиссабон, Нац. музей старого искусства). ОТКРЫТ.jpg
Триптих ‘Искушение св.Антония’ (между 1495 и 1515) (131 х 238) (Лиссабон, Нац. музей старого искусства). ОТКРЫТ

Фантастическими персонажами переполнена центральная часть триптиха. Так, белая птица претворилась в настоящий корабль с крыльями, поднявшийся в небо. Вероятнее всего, выдумки Босха исходили из граффити на монетах эпохи Александра Македонского.

В центре полотна совершается обряд черной мессы, что свидетельствует о противоречивых настроях и смущении самого мастера кисти. Здесь женщины-священники правят святотатственную службу. Они в окружении смешанной толпы: следом за калекой к грешному причастию спешит играющее на мандолине существо, одетое в черный плащ, у которого на голове сова и рыло кабана. В здешних обстоятельствах сова символизирует ложь, хотя в других источниках она – символ светлых сил, так называемый Божий глаз, следящий за действиями участников алхимического процесса.

Из большущего плода красного цвета выходят монстры. Их главарь – бес – играет на арфе. На дальнем плане изображен колдун в цилиндре, который управляет поступками группы бесов. Внизу полотна художник изобразил плывущую утку без головы, на шее которой есть маленькое окно, откуда выглядывает бес.
Главный персонаж левой ставни – сам св. Антоний. Он упал с неба и антониты поднимают его. Вверху створки Святой сложил в молитве руки, не обращая внимания на своих мучителей.

На правой створке Антоний представлен зрителю, как рыцарь твердой веры, который победил злые силы.

Великий художник Босх считал, что алхимики – настоящие еретики. Мастер кисти очень старался открыть взору зрителя, насколько неправильное интерпретирование Библии у алхимиков с их еретическими мыслями.

http://opisanie-kartin.com

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

kolybanov.livejournal.com

Добавить комментарий